Правовой статус и функции министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:28, реферат

Описание работы

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой службы» (утратило силу) в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

Работа содержит 1 файл

Правовой статус и функции министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.docx

— 29.99 Кб (Скачать)

Правовой  статус и функции министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

 

Государственная налоговая служба в республике создана  постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе - Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах. 

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой  службы» (утратило силу) в Главной  государственной налоговой инспекции  создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

Указом  Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 № 150 (утратил силу) Главная государственная  налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

Указом  Президента Республики Беларусь от 11.01.1997 № 30 (утратил силу) Главная государственная  налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

Указом  Президента Республики Беларусь от 11.02.1998 № 71 (утратил силу) Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный  комитет финансовых расследований Республики Беларусь.

Указом  Президента Республики Беларусь от 03.08.1999 № 456 (утратил силу) при Государственном  налоговом комитете Республики Беларусь создан Комитет по контролю за производством  и оборотом алкогольной, непищевой  спиртосодержащей продукции, спирта этилового  из непищевого сырья и табачных изделий.

Указом  Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 утратил силу) Государственный  налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица. С 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизнымитоварами главного управления организации контрольной деятельности. В 2009 году было создано главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий.

Деятельность  налоговых органов в республике регламентируется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»1 (далее - Положение о МНС), Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»2, Налоговым кодексом Республики Беларусь3. Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.

В структуру  МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 - по областям и г.Минску, 150 - по районам, городам, районам в городах.

Согласно Положению о МНС  основными задачами МНС являются:

  1. осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), иных обязательных платежей в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды (далее - бюджет);
  2. осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
  3. учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  4. разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании     налогового     законодательства,     его     унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

5. осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;

6. предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства 
в пределах своей компетенции;

7. разработка (участие в разработке) международных договоров 
Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

 МНС  в соответствии с возложенными  на него задачами осуществляет  следующие функции:

1. осуществляет  в соответствии с законодательством  контроль за:

1.1. соблюдением налогового законодательства, законодательства о 
предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, 
ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере 
агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты иных обязательных платежей в бюджет;

1.2. соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых 
суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, 
билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими 
лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;

  1. соблюдением законодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иных организаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций);
  2. игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
  3. соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи;

1.6. соблюдением установленного порядка использования иностранной 
безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от 
реализации такой помощи;

  1. целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, а также в государственные внебюджетные фонды;
  2. полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;
  3. соблюдением законодательства: регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий; регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями; по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения; устанавливающего особые режимы налогообложения; о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками; о ведении кассовых операций; об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров; об обращении нефтяного жидкого топлива;
  4. осуществляет валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты);
  5. организует деятельность инспекций МНС по вопросам осуществления контроля в сферах, указанных в подпунктах 1 и 2, а также по: обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет; ведению Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта; регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своей деятельности Национальным банком, банками), применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг); обеспечению учета изъятого, арестованного или выявленного ими имущества, подлежащего обращению в доход государства либо на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, а также осуществлению контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, подлежащих перечислению в бюджет за полученное для иного использования имущество; обеспечению ими возмещения организациям, индивидуальным предпринимателям расходов по хранению имущества, ца которое обращено взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, в том числе транспортных расходов по доставке имущества к месту хранения, и других расходов, связанных с организацией его реализации и реализацией или иным использованием, в том числе в случае возврата такого имущества собственнику, иных расходов в случаях, предусмотренных законодательными актами;

4. изучает и анализирует складывающуюся ситуацию на рынке 
алкогольной продукции и табачных изделий, обобщает практику применения 
законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной 
продукции и табачных изделий, вырабатывает предложения о 
совершенствовании государственного регулирования и контроля в сфере 
производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по этим вопросам;

  1. ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;
  2. проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларировании физическими лицами доходов и имущества, издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также отчетов инспекций МНС;
  3. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее - обращения);
  4. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения инспекциями МНС и государственными организациями, подчиненными МНС, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным инспекциям МНС и организациям обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;
  5. осуществляет проверки соблюдения в инспекциях МНС и государственных организациях, подчиненных МНС, порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;
  6. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения инспекциями МНС и государственными организациями, подчиненными МНС, обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

11. проводит анализ отчетных данных, результатов проверок, 
осуществляемых налоговыми органами, на основании которого разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности инспекций МНС;

12. осуществляет в пределах своей компетенции подготовку предложений об упрощении налоговой системы, в том числе о совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и 
налогового контроля и других предложений о совершенствовании налогового 
законодательства, налоговой политики, законодательства о 
предпринимательстве, декларировании физическими лицами доходов и 
имущества, об унификации налогового законодательства, осуществляемой в 
рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской 
Федерации;

13. разрабатывает или участвует в разработке международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения;

14. по вопросам, отнесенным к его компетенции: заключает в 
соответствии с законодательством международные договоры 
межведомственного характера; осуществляет согласно законодательству 
функции по реализации международных договоров Республики Беларусь; 
осуществляет подготовку предложений и реализацию планов по участию 
Республики Беларусь в интеграционных процессах в рамках Союзного 
государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества 
Независимых Государств;

  1. взаимодействует с налоговыми органами иностранных государств, участвует в работе Внутриевропейской организации налоговых администраций, Координационного совета руководителей налоговых служб стран - участников Содружества Независимых Государств, Совета руководителей налоговых служб государств - участников Евразийского экономического сообщества, иных международных организаций и межгосударственных образований, создаваемых в целях координации деятельности налоговых органов Республики Беларусь и иностранных государств;
  2. обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров;

17. осуществляет мероприятия по созданию и внедрению 
информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;

  1. планирует и распределяет ассигнования на содержание инспекций МНС, контролирует их использование;
  2. определяет на основании актов законодательства для государственных организаций, подчиненных МНС, порядок управления государственным имуществом;
  3. осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за деятельностью инспекций МНС и государственных организаций, подчиненных МНС, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;
  4. заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС о деятельности инспекций МНС, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт работы;
  5. принимает меры по обеспечению защиты сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;

Информация о работе Правовой статус и функции министерства по налогам и сборам Республики Беларусь