Принципы и виды налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:09, реферат

Описание работы

Данную тему для написания моего реферата я выбрала по некоторым причинам. Во-первых, данная тема она показалась мне очень интересной. Во-вторых, выбор моей будущей профессии вплотную связан с темой данного реферата. В-третьих, тема налогов очень актуальна как для каждого конкретно взятого дееспособного человека-налогоплательщика, так и для всего государства в целом. И последняя причина: в данной области (налоги и налогообложение) работает моя мама, которая может проконсультировать меня по некоторым вопросам.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………...…3

2. Определение налогообложения…….…………………………………………...……4

3.Виды налогоплательщиков……………………………………………………….…...5

4.Виды налогов……………………………………………………………...................…6 5.Функция налогов………………………………………………………………...……12

6.Принципы налогообложения……………………………………............……...……14

7.Политика налогов……………………………...……………………………………...17

8.Системы налогообложения……………………………………………………...…...20 

9.Заключение……………………………………………………………………............22

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 38.14 Кб (Скачать)
p> 

     

             6. Принципы налогообложения.

     Принципы  налогообложения — это базовые  идеи и положения, применяемые в  налоговой сфере. В системе налогообложения  можно выделить экономические, юридические  и организационные принципы.

     1.Экономические  принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

     а) Принцип справедливости. Согласно этому принципу, каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две основные идеи:

     1) сумма взимаемых налогов должна  определяться в зависимости от  величины доходов налогоплательщика;

     2) кто получает больше благ от  государства, тот должен больше  платить в виде налогов (методологической  основой принципа справедливости  выступает прогрессивное и шедулярное  налогообложение).

     б) Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70–80-е гг. ХХ в.

     в) Принцип учета  интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

     г) Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

     2. Юридические принципы  налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права. К ним относятся следующие принципы: а) нейтральности (равного налогового бремени); б) установления налогов законами; в) приоритета налогового закона над неналоговым; г) отрицания обратной силы налогового закона; д) наличия в законе существенных элементов налога; е) сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений. Суть этих принципов будет раскрыта далее в гл. 4.

     3. Организационные  принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают: а) единство налоговой системы; б) подвижность налогообложения; в) стабильность налоговой системы; г) множественность налогов; д) исчерпывающий перечень налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7. Политика налогов: современные проблемы

     и тенденции.

     После Второй мировой войны и в последующие  годы в ряде зарубежных стран были проведены налоговые реформы. Сегодня  опыт этих государств со сложившейся  рыночной экономикой позволяет выявить  общие закономерности развития налоговых  систем.

     Стимулирование  частного предпринимательства в 50–70-е  гг. решалось с применением универсальных  налоговых рычагов, в том числе  путем предоставления налоговых  льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при  экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

     Начало 80-х гг. почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного  налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением  налогооблагаемой базы и сокращением  льгот.

     Реформирование  систем косвенного налогообложения  осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, придание универсального значения и  усиления роли налога на добавленную  стоимость (НДС), который в 70–80-е  гг. стал заменять налог с оборота.

     В конце 80-х—начале 90-х гг. ХХ в. ведущие  страны мира провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой  активности. Это нашло выражение  в снижении ставок корпорационного  налога.

     В результате проведенных налоговых  реформ наметились две важные тенденции  фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и др.) сделала акцент на преобразовании прямого  налогообложения, в то время как  страны — члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

     В послевоенный период появились, и стали  динамично развиваться еще два  направления: гармонизация налоговых  систем и гармонизация налоговой  политики. Тенденции гармонизации охватили основные показатели налоговых систем, налоговое право различных стран, проблемы международного двойного налогообложения  и антиналогообложения и налогообложение  инвестиционной деятельности.

     В 1993 г. был разработан документ, выполняющий  роль мирового налогового кодекса, который  определял современное понимание  налоговой системы, проверенное  на опыте многих стран, приводил рекомендации для разработки национального налогового законодательства и рассматривал вопросы  создания эффективного налогового аппарата.

     Высокое налоговое бремя в развитых странах  привело к применению оффшорных  механизмов в международном налогообложении. Сущность использования этих механизмов — юридическое перенесение объектов налогообложения из стран с высоким  уровнем налогообложения в страны с его низким уровнем. Поэтому  сейчас развитые государства пытаются бороться с утечкой капиталов  и налоговых платежей различными путями: вводятся налоги и лицензирование подобных операций; в национальном законодательстве устанавливается  принцип «резидентства»; создаются  собственные налоговые центры.  

 

     

                              8. Системы налогообложения.

     Сегодня в России действуют три режима налогообложения хозяйствующих  субъектов:

     1. Общепринятая система  налогообложения, при которой малые предприятия являются плательщиками тех же налогов и сборов, что и любые другие коммерческие предприятия, независимо от их статуса, будь оно крупное или среднее. При данной системе налогооблагаемая база по большинству налогов исчисляется на основании данных бухгалтерского учета с некоторыми корректировками.

     2. Упрощенная система  налогообложения непосредственно предусмотрена для субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия, применяя указанную систему, уплачивают единый налог с совокупного дохода или с валовой выручки.

     3. Налогообложение  единым налогом  на вмененный доход  — режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность, исходя из которой рассчитывается вмененный доход и налог на него.

     Данные  критерии определены Федеральным законом  от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации». Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25 процентов. Также, не должна превышать 25 процентов  доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. При этом средняя численность работников за отчетный период не должна превышать  следующих предельных уровней:

     в промышленности — 100 человек;

     в строительстве — 100 человек;

     на  транспорте — 100 человек;

     в сельском хозяйстве — 60 человек;

     в научно-технической сфере — 60 человек;

     в оптовой торговле — 50 человек;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения — 30 человек;

     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности — 50 человек.

 

     

                     9. Заключение.

     В ходе работы  я ознакомилась со всей структурой налогообложения, изучила виды, системы, функции, принципы налогообложения. Также, изучая дополнительную литературу и статьи аналитиков-финансистов, мнение окружающих и используя личный опыт я пришла к следующим выводам: налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.

     Нестабильность  наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в  период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также  препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний  день - главная проблема реформы  налогообложения.

     Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу. Поэтому, я считаю, что в настоящее время системе налогообложения не обойтись без либерального подхода к налоговому законодательству, например, без льгот для развивающегося в новой рыночной обстановке сектора малого и среднего бизнеса.

     На  основании вышесказанного, я считаю, что выбранная мною тема была изучена в полном объеме, актуальность и проблематика раскрыты и отражены в работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
     

     
  1. Закон Российской Федерации “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации  “.
  2. Конституция РФ 1993г.
  3. Налоговый Кодекс РФ (часть 1, вступила в действие с 1 января 1999 года)
  4. Финансовое право: учебник / отв. Ред. Н. И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2000
  5. Интернет-страницы.

Информация о работе Принципы и виды налогообложения