Проблемы и эффективность проведения налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать организацию налогового контроля, рассмотреть содержание, элементы, принципы налогового контроля, а также эффективность и проблемы проведения налогового контроля.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Необходимость, сущность и задачи налогового контроля 4
1.1. Сущность, цели и задачи налогового контроля. Направления налогового контроля 4
1.2 Критерии классификации налогового контроля 7
1.3 Организация налогового контроля: содержание, элементы, принципы 9
Глава 2. Выездная и камеральная налоговые проверки 15
2.1 Сущность выездной налоговой проверки 15
2.2 Сущность камеральной налоговой проверки 21
Глава 3. Проблемы и эффективность проведения налоговых проверок 23
3.1 Проблемы проведения налогового контроля 23
3.2 Направления повышения эффективности работы налоговых органов в Российской Федерации 31
Заключение 38
Список используемых источников и литературы 39

Работа содержит 1 файл

проблемы и эффективность проведения НК).doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Методы  документального контроля представляют собой изучение документа как  такого. Сюда относятся формальная, счетная (арифметическая) и логическая проверки документов, определение их достоверности и подлинности, юридическая  оценка хозяйственных операций.

     Методы  фактического контроля включаю в  себя инвентаризацию имущества налогоплательщика, привлечение специалиста, контрольный  запуск сырья в производство, лабораторный анализ качества и другое.

     К расчетно-аналитическим методам  относятся:

  • Вспомогательные методы – экономический анализ, группировка и обобщение;
  • Косвенные  (нетрадиционные) методы: контроль ценообразования налоговыми органами, метод внутреннего сравнительного анализа, методы внешнего сравнительного анализа, метод анализа собственного капитала.

     Информативные методы включают получение объяснений налогоплательщиков, различных сведений по запросам налоговых органов [7. c. 231].

     Виды  контроля выделяются в зависимости  от субъектов контрольной деятельности, их полномочий, применяемых форм, методов контроля, задач контрольной деятельности, глубины контрольных мероприятий, времени их проведения и др. В конечном итоге виды контроля определяются характеристикой того или иного элемента налогового контроля, а также методом и временем проведения (приложение 1).

    1. Организация налогового контроля: содержание, элементы, принципы

     Понятие «налоговый контроль»  может употребляться  в широком и узком смысле слов. В широком смысле слова он охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов (государственная регистрация налогоплательщиков, налоговый учет, налоговые проверки, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов). В узком смысле речь идет о проведении собственно налоговых проверок уполномоченными органами.

     Организация налогового контроля – это комплексное понятие, которое включает в себя следующие важнейшие элементы:

  • Налоговое законодательство;
  • Субъекты налогового контроля;
  • Объекты налогового контроля ;
  • Формы и методы налогового контроля;
  • Порядок налогового контроля;
  • Система мероприятий налогового контроля;
  • Сферы контрольной деятельности;
  • Система отчетности налоговых органов;
  • Техника и технология;
  • Кадры.

     Принцип есть научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой  не отступают.

     Правовой  принцип концентрирует в себе общеобязательное для всех требование, оформляющее базовую идею какого-либо явления. При этом свойство общеобязательности он приобретает лишь тогда, когда происходит его юридическое закрепление в нормативных актах, т. е. когда принцип приобретает правовой характер.

     Принципы  налогового контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное  осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться  субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

     Общеправовыми принципами характерными для налогового контроля являются:

     1. Принцип законности. Он подразумевает  строгое соблюдение предписаний  законодательных актов и основанных  на них предписаний иных правовых  актов. В рамках налогового  контроля принцип законности  проявляется, в частности, в  том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

     2. Принцип юридического равенства.  В сфере налогообложения этот  принцип отражается в том, что  налоги и сборы не могут  иметь дискриминационного характера  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг.

     3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина. Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями. Этот принцип в сфере налогообложения трансформируется в целый ряд специально-правовых принципов, которые мы рассмотрим далее.

     4. Принцип гласности. Означает открытую  и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации. В сфере налогообложения принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах; при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

     5. Принцип ответственности. Заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

     6. Принцип защиты прав. Защита прав  субъектов гарантируется на любом этапе развития налоговых отношений, в том числе и при проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности [8. c. 146].

     Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи следующие принципы контроля.

     Принцип независимости. В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

     Принцип планомерности. Подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

     Принцип регулярности (систематичности) контроля. Принцип регулярности действительно очень ярко проявляется при проведении налогового контроля. Более того, в определенных случаях законодательно установлены периоды времени для проведения мероприятий налогового контроля.

     Принцип объективности и достоверности. Принцип объективности и достоверности результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком деяний.    Принцип документального оформления результатов контроля.

     Надлежащее  оформление документов налогового контроля создает основу для последующей  реализации налоговыми органами своих  полномочий по применению мер ответственности  к виновным лицам за совершение ими налоговых или административных правонарушений.

     Принцип взаимодействия и обмена информацией  с другими государственными органами. В настоящее время принцип  взаимодействия налоговых органов  с другими уполномоченными органами, такими как органы налоговой полиции, государственные внебюджетные фонды, органы федерального казначейства, таможенные органы и другие заключается не столько в передаче сведений о совершении нарушений, сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.

     Рассмотренные выше общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности не исчерпывают  систему принципов налогового контроля, поскольку специфику сферы налогообложения отражают специально-правовые принципы налогового права, которые оказывают доминирующее влияние на содержание налогового контроля. Научное обоснование системы специально-правовых принципов налогообложения, а также их закрепление в Налоговом кодексе Российской Федерации приводят к возможности установления следующих принципов налогового контроля в дополнение:

     Принцип всеобщности налогового контроля. Предполагается, что ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении них мероприятий налогового контроля, начиная с проведения учета юридических и физических лиц.

     Принцип единства налогового контроля. Принцип  единства налоговой политики и системы  налогов предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории Российской Федерации, существование единого реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации, единства форм, методов и порядка проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

     Принцип территориальности налогового контроля. Выражается в том, что в большинстве  случаев взаимоотношения налогоплательщика  по поводу осуществления мероприятий  налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в  котором он состоит на учете.

     Принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами исполнения обязанностей лиц, предусмотренных налоговым  законодательством.

     Действующее в настоящее время законодательство предоставляет налоговым органам  полномочия по осуществлению контроля не только в сфере налоговых отношений, но и в сфере административно-правовых и валютных отношений. Соответственно, налоговый контроль следует отличать от административно-правового или валютного контроля, возможность проведения которого предусмотрена законодательством.

     Презумпция  добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц.

     Принцип соблюдения налоговой тайны.

     Принцип возмещения ущерба, причиненного в  результате неправомерных действий при проведении налогового контроля. При проведении налогового контроля не допускается причинение ущерба проверяемой организации или физическому лицу. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

     В целом рассмотренные принципы определяют особенности правоохранительных и  контролирующих органов в налоговой  сфере, оперативно-розыскной деятельности, уголовном праве и обеспечении налоговой безопасности [9. c. 236].

 

     Глава 2. Выездная и камеральная  налоговые проверки

     Основной  и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые  проверки, которые в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

     В механизме налогового контроля камеральная  налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

     Согласно  статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

     Данная  форма налогового контроля позволяет выявить проблемные моменты в деятельности налогоплательщика на начальном этапе.

     2.1 Сущность выездной  налоговой проверки

     Выездная  налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика  на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Информация о работе Проблемы и эффективность проведения налогового контроля