Проблемы и эффективность проведения налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать организацию налогового контроля, рассмотреть содержание, элементы, принципы налогового контроля, а также эффективность и проблемы проведения налогового контроля.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Необходимость, сущность и задачи налогового контроля 4
1.1. Сущность, цели и задачи налогового контроля. Направления налогового контроля 4
1.2 Критерии классификации налогового контроля 7
1.3 Организация налогового контроля: содержание, элементы, принципы 9
Глава 2. Выездная и камеральная налоговые проверки 15
2.1 Сущность выездной налоговой проверки 15
2.2 Сущность камеральной налоговой проверки 21
Глава 3. Проблемы и эффективность проведения налоговых проверок 23
3.1 Проблемы проведения налогового контроля 23
3.2 Направления повышения эффективности работы налоговых органов в Российской Федерации 31
Заключение 38
Список используемых источников и литературы 39

Работа содержит 1 файл

проблемы и эффективность проведения НК).doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Требуют уяснения и некоторые понятия, связанные  с причинением вреда

     налогоплательщику при проведении налогового контроля. В соответствии со статьей 103 Налогового кодекса, убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц, подлежат возмещению. И наоборот: убытки, причиненные правомерными действиями, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Тут возникает вопрос: можно ли претендовать на возмещение вреда, если он причинен необоснованными, хотя и правомерными действиями? Поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации РФ пункт 3 статья 104 предусматривает возможность возмещения убытков, причиненных даже правомерными действиями, но лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Трудно сказать, какие случаи имеются в виду, но в Гражданском кодексе статья 1069

предусматривает ответственность за вред, причиненный  в результате незаконных

действий  государственных органов либо должностных  лиц этих органов. Здесь речь идет о незаконных действиях. К их числу следует, очевидно, отнести решения налогового органа, которые судом признаны необоснованными, несоответствующими закону.

     Существуют спорные моменты и в пункте 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации (норма о презумпции невиновности налогоплательщика). Согласно ей, налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Это означает, что налоговые органы и даже налоговая полиция не вправе самостоятельно привлекать налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения. По любому налоговому правонарушению налоговый орган обязан предоставить материалы в суд.

     Таким образом, для повышения эффективности  налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть множество норм Налогового кодекса Российской Федерации.

     Среди проблем налогового контроля хотелось бы отметить проблемы, возникающие при проверках малых предприятий.

     Сфера  малого бизнеса относится к числу  тех сфер предпринимательской

     деятельности, которые наименее поддаются налоговому контролю. Если финансовые потоки организации, являющейся крупным налогоплательщиком, всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов, а текущие налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга, то в отношении малых предприятий налоговый контроль объективно не может носить столь глобального всеобъемлющего характера.

     Структура налоговых поступлений в Федеральный бюджет характеризуется тем, что их большая часть приходится на относительно небольшое количество организаций, являющихся крупными налогоплательщиками.

     Проблемы налогового контроля в отношении малых предприятий заключается:

     -во-первых, малые предприятия, составляющие подавляющее большинство

     налогоплательщиков-организаций, играют решающую роль в формировании общего уровня налоговой дисциплины в стране;

     -во-вторых, данная сфера предпринимательской  деятельности сосредотачивает в себе  огромный налоговый потенциал, в значительной части не использованной в настоящее время.

     Как показывает анализ, именно предприятия  сферы малого предпринимательства наиболее подвержены налоговым правонарушениям, в том числе в таких формах, как непостановка на учет в налоговых органах, уклонение от сдачи налоговой отчетности, неоприходование денежной выручки, фальсификация данных бухгалтерского учета или его полное отсутствие. В связи с этим усиление налогового контроля за этой сферой деятельности будет способствовать обеспечению дополнительного притока налоговых поступлений в бюджет, в том числе со стороны крупнейших налогоплательщиков, так как некоторые из них применяют сложные схемы ухода от  налогообложения посредством создания подставных фирм – малых предприятий, через которые посредством механизма манипулирования ценами и иных схем уводятся из-под налогообложения многие миллиарды рублей налогооблагаемой прибыли.

     3.2 Направления повышения  эффективности работы  налоговых органов  в Российской Федерации

     В последние годы основные направления повышения эффективности работы налоговых органов в российской Федерации были следующими:

  • Совершенствования контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • Изменение приоритетов в работе налоговых органов в целях улучшения обслуживания налогоплательщиков;
  • Повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий.

     В связи с этим были поставлены следующие  основные задачи:

  • Совершенствование механизмов, обеспечивающих поступление налогов в бюджет;
  • Развитие системы учета налогоплательщиков;
  • Повышение правовой грамотности налогоплательщиков;
  • Внедрение единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов;
  • Внедрение прогрессивных форм организации работы налоговых органов, повышение профессионального уровня их работников.

     Таким образом, предусматривается комплекс мероприятий затрагивающих важнейшие  элементы организации налогового контроля:

  1. правовая база (совершенствование правовой основы налоговой системы и налоговой администрации в направлении комплексных изменений налогового законодательства);
  2. система налоговых органов (совершенствование структуры и организации налоговых органов в направлении усиления функционального подхода);
  3. формы и методы (повышение роли камеральной проверки, усиление аналитической оставляющей налогового контроля).

     Предусматривалось также совершенствование материально-технического, кадрового, информационного обеспечения  налоговых органов.

     Предполагалось  преобразование внутренней структуры  налоговых органов, в первую очередь межрегиональных (межрайонных) налоговых инспекций общего профиля и специализирующихся на крупнейших налогоплательщиках.

     Приказом  Министерства налоговой системы  России от 25.08.200 № БГ -3-20/312 была установлена типовая структура государственных налоговых инспекции. Штатная численность, которой составляет не менее 40 человек.

     В структуре государственной налоговой  инспекции должны создаваться следующие  отделы информационно-аналитической  работы, отдел по работе с налогоплательщиками, контроля налогообложения физических лиц, налогообложения юридических лиц, общего назначения, а также организационные блоки, структурно обеспечивающие информационно-аналитическую работу, работу с налогоплательщиками. Так, в государственной налоговой инспекции численностью от 201 до 250 человек отдел информационно-аналитической работы может включать подотделы автоматизации информационных систем, системного и технического обеспечения, ввода данных, анализа и налоговой статистики, отдел работы с налогоплательщиками -  подотделы учета налогоплательщиков и приема налоговой отчетности, информирования налогоплательщиков [3].

     Отдел контроля налогообложения физических лиц подразделяется на подотделы налогообложения физических лиц, выездных проверок местных и прочих налогов с физических лиц. В составе отдела налогообложения юридических лиц могут быть сформированы подотделы планирования выездных налоговых проверок: проверок; проверок юридических лиц; камерального контроля юридических лиц.

     Для кардинального улучшения механизма налогового контроля  предполагалось развитие системы автоматизированной камеральной проверки, что позволило бы отбирать налогоплательщиков для планирования выездных налоговых проверок с учетом  оценки потенциальных сумм доначислений на основе камерального анализа показателей деятельности налогоплательщиков. Предполагалось также внедрение прогрессивных форм и методов выездной налоговой проверки за счет внедрения автоматизированных систем их сопровождения в целях анализа состояния бухгалтерского учета налогоплательщика и определения наиболее вероятных сфер налоговых правонарушений.

     На  современном этапе наряду с увеличением  собираемости налогов, в том числе  за счет вывода предпринимательской  деятельности из теневого сектора экономики, одной из приоритетных задач налоговых органов является сокращение издержек налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также затрат государства на осуществление налогового контроля.

     Кроме того, необходимо усилить ответственность  уполномоченных органов власти за ненадлежащее исполнение ими реализации мер налогового контроля.

     В современных условиях особенно остро  стоит проблема повышения Оли  аналитической составляющей в обеспечении  контрольной функции налоговых  органов на разных уровнях. Так, макроэкономический анализ предполагает определение зависимости налоговых поступлений от макроэкономических индикатов. На уровне субъектов такой анализ должен учитывать особенности развития конкретных регионов. На микроуровне анализ налоговых поступлений должен осуществляться в сопоставлении с показателями экономической деятельности организаций.

     Чтобы оценить адекватность размеров уплачиваемых налогов экономическим показателям  и определить направления контрольных мероприятий налоговых органов, необходим анализ конкретных организаций в рамках соответствующего сектора экономики. Полученные результаты можно сравнить с аналогичными показателями по другим организациям, по среднеотраслевым или условно-расчетным показателям.

     В настоящее время Федеральная  налоговая служба России проводит анализ адекватности объема уплаченных налогов показателям экономического развития по отраслям и крупнейшим налогоплательщикам [4. c. 126].

     Мониторинг  видов экономической деятельности условно можно разделить на два  этапа.

     На  первом этапе (отраслевом или межотраслевом) определяются общие показатели: уровень рентабельности  уровень налоговой нагрузки.

     Для получения объективных результатов  необходим значительно более  широкий перечень показателей, чем  сумма уплаченных налогов, выручка  и финансовые результаты. Кроме того, недостаточно расчета показателей только на основе статистической налоговой отчетности и данных Рсстата.

     Для детального изучения видов экономической  деятельности нужны конкретные данные по организациям, исследование которых  составляет второй этап мониторинга. На этом этапе используются материалы информационно-аналитических агентств, располагающих значительными массивами бухгалтерской отчетности. Доступ к таким массивам не только на федеральном, но и на региональном уровне позволяет сопоставлять основные финансовые показатели деятельности организаций по разным регионам. Агентства располагают также сведениями о динамике тарифов и цен на основные виды продукции.

     На  основе из этих сведений определяются крупнейшие отраслевые компании, формируются сравнительные аналитические таблицы по основным финансово-экономическим показателям (общая сумма доходов и расходов, выручка, себестоимость, рентабельность, прибыль). Тенденции развития отдельных компаний сопоставляются с тенденцией развития отрасли в целом.

     При проведении анализа необходимо использовать и материалы контрольной работы, чтобы определить основные схемы  товарно-финансовых потоков, факты  приобретения и реализации продукции  через взаимозависимых лиц. Накопление информации о налогоплательщике позволит повысить не только качество прогнозирования, но и эффективность контрольной работы налоговых органов.

     В последние годы в России все большее  значение приобретает нефискальный аспект деятельности налоговых органов.

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2005 году» было отмечено следующее: «Работу налоговых инспекций следует оценивать по таким показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства, качество работы с налогоплательщиками».

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» были прямо поставлены задачи разработки четких критериев  оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов. При этом имелось в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных пошлин, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, а также внедрение механизмов материального стимулирования работников в зависимости от соответствия их работы таким критериям.

Информация о работе Проблемы и эффективность проведения налогового контроля