Проблемы совершенствования законодательной базы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Содержание

Введение.
1. Перечень задач в налоговой политике.
2. Недостатки налоговой системы.
3. Пути совершенствования налоговой системы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Налоги-курсовая.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской  Федерации 

     Федеральное агентство по образованию  

     Саратовский государственный  технический университет 
 
 
 
 
 
 
 

      

     КУРСОВОЙ   ПРОЕКТ 

     по  дисциплине «Налогообложение» 

    на  тему: «Проблемы совершенствования

    законодательной базы налогообложения» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                                     Студентки ФЭМ

     ОЗО ЭУС-31  
 
 
 
 
 

Саратов 2010 

Содержание 

                                                                                                                          

  Введение.                                                                     

1. Перечень задач  в налоговой политике.

2. Недостатки  налоговой системы.

3. Пути совершенствования  налоговой системы.

Заключение. 

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Ни одна из проблем перехода  к рыночным отношениям в экономике  России не является столь сложной  и запутанной, как проблема налоговых  отношений. Она связана с формированием  финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

  Фундамент  новой налоговой системы был заложен еще в 1992 году в результате реформы. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действующих налогов, созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйств, независимо от формы собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано.

  Налоговая  реформа 1992 года отражала условия  функционирования отечественной  экономики того периода. Во-первых, она объективно соответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе неосуществимыми являются такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям. Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики.

  Слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда. В-третьих, недостаток нашей налоговой системы – это ее усложненность. На сегодня в России насчитывается вместе с местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе, имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога. В-четвертых, не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Перечень задач  в налоговой политике

  Через  налогообложение формируются фонды,  за счет которых государство:

- финансирует  некоторые расходы на простое  и расширенно воспроизводство в народном хозяйстве,

- финансирует  социальные программы - пенсионного  и социального обеспечения, образования,  здравоохранения и др.,

- обеспечивает  свою оборону и безопасность,

- содержит  законодательные, исполнительные  и судебные органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

   Это первая и основная функция  налогов - служить источником  средств для государственной  казны: государственного бюджета  и других денежных фондов государства.  В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

  Вторая  функция налогов в рыночной  экономике - служить средством  поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

   Третья функция налогов в рыночной  экономике - быть средством облегчения  жизни малообеспеченных слоев  населения. С этой целью система  налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким.

    Налоги играют решающую роль  в процессе перераспределения  внутреннего валового продукта  и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

   Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

    Налоговое законодательство РФ  определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (в необходимых условиях). Аналогичный порядок устанавливается и к установлению сборов.

    В соответствии с Налоговым  кодексом РФ налогоплательщиками  и плательщиками сборов признаются  организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Налогоплательщики и плательщика сборов в соответствии с Налоговым кодексом имеют право:

    1. получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

    2. получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налоговых сборах;

    3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    4. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;

    5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

    6. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей;

    7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования по уплате налога;

    10. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    11.не  выполнять неправомерные акты  и требования налоговых органов  и их должностных лиц, не  соответствующих Кодексу или  иным федеральным законам;

    12.обжаловать  в установленном порядке решения  налоговых органов и действий (бездействие) их должностных лиц;

    13.требовать  соблюдения налоговой тайны;

    14.требовать  в установленном порядке возмещения  в полном объеме убытков, причиненных  незаконными решениями налоговых  органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

  В  то же время налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административная судебная защита их прав и законных интересов.

Налогоплательщики и плательщики сборов обязаны:

    1. уплачивать законно установленные налоги;

    2. встать на учет в органах Государственной налоговой службы РФ, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;

    3. вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

    4. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    5. представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    6. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

    7. предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;

    8. в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги;

    9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

  Налогоплательщики также обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии и закрытии счета в пятидневный срок, обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации), о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения), об изменении своего места нахождения (не позднее десяти дней со дня принятия такого решения).

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательной базы налогообложения