Проблемы совершенствования законодательной базы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы России осложнилось последствиями командно-административной системы управления. Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модели налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Содержание

Введение.
1. Перечень задач в налоговой политике.
2. Недостатки налоговой системы.
3. Пути совершенствования налоговой системы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Налоги-курсовая.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

   Так целесообразно отказаться от НДС. Данный налог в существующем виде является чисто монетаристской мерой пополнения казны бюджета. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Необходимо уменьшить ставку НДС до 8-12% налоговых ставок, а также изменить методологию его построения – из налоговой базы убрать элементы, не образующие добавленную стоимость.

  Потребуется  также широкая дифференциация  налоговых ставок, чтобы избежать  налогообложения социально значимых  товаров первой необходимости. Однако, сокращая ставки налогов, необходимо помнить о состоянии доходной части бюджета и об альтернативных источниках компенсации налоговых потерь.

  Один  из них – расширение налоговой  базы за счет отмены неэффективных  и неоправданных налоговых льгот. Общая сумма существующих налоговых льгот достигает примерно двухсот. Это нарушает принцип справедливости налоговой системы, так как льготы для одних неизбежно означают дополнительное бремя для других.

   Компенсация потери бюджета в  результате снижения ставок НДС на прибыль возможно и за счет других источников. Например, за счет увеличения налогов на собственность и имущество, рентных платежей за природные ресурсы, использования лицензионных платежей.

  Важно  развивать сотрудничество с правительствами различных государств в области налоговой политики. Необходимость такого сотрудничества коренится в интенсификации хозяйственных связей, развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда обеспечении равных условий конкуренции на мировых рынках.

  В налоговом кодексе РФ не содержится запрета на установление индивидуальных налоговых льгот. Напротив, статья 56 Кодекса допускает возможность установления индивидуальных налоговых льгот, что противоречит принципам рыночных отношений и принятой налоговой политике. Налоговые льготы, первоначально носящие индивидуальных характер, являются прецедентом для их распространения в последующем и размывают налоговую систему, обязательный характер налоговых платежей. Только последовательное проведение линии на сокращение налоговых льгот будет способствовать выполнению налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом, улучшит собираемость налогов и повысит объем доходов бюджета.

  Также  следует отметить, что значительные  суммы выводятся из-под налогообложения  и контроля налоговых органов путем открытия налогоплательщиками многочисленных счетов в различных банках. Многие счета, в том числе и те, на которые обращается взыскание налогов в бюджет, являются бездействующими, остатки средств, как правило, на них минимальны. Однако закрытие таких счетов растягивается на длительный период, так как в соответствии со ст. 859 ГК РФ вопрос о закрытии банковского счета решается по требованию банка в судебном порядке при отсутствии операций по расчетному счету в течение года. Следовало бы существенно упростить порядок закрытия банковских счетов при отсутствии операций по ним в течение трех месяцев либо при проведении одноразовых, минимальных по объему операций в течение года.

  Далее  одним из методов уклонения  от уплаты налогов в бюджет является использование ссудных счетов в банке в качестве расчетных. Это стало возможным вследствие того, что действующим законодательством не установлена ответственность кредитных организаций за использование ссудных счетов не по назначению.

  Было  бы целесообразным также дополнить налоговое законодательство нормами, вводящими временные правовые ограничения в деятельности предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов и имеющих в течение длительного времени устойчивую, не снижающуюся задолженность по платежам в бюджет.

  Таким  образом, настало, по-видимому, время  существенно изменить положения  федеральных законов о федеральных  бюджетах в части налоговых  поступлений. В настоящее время  объемы поступления доходов по  основным источникам в этих  законах не утверждаются, а лишь определяются в качестве учетных показателей. Такой характер показателей бюджета не имеет силу законодательной нормы, обязательной к исполнению. В связи с этим невыполнение намеченных объемов поступлений доходов не влечет за собой каких-либо правовых последствий для соответствующих органов исполнительной власти.

  Очевидно, также, что с преобразованием  Госналогслужбы России в Министерство  РФ по налогам и сборам должна  быть повышена роль налоговых  органов. 

  Надежды  на решение указанных проблем принято связывать с Налоговым кодексом РФ. Вступление его в силу немало способствовало укреплению самосознания налогоплательщиков, повышения их статуса в системе взаимоотношений с налоговыми органами. В связи с этим существенное значение имеет введение в налоговых отношениях презумпции невиновности налогоплательщиков, расширение их прав, толкование всех неустранимых противоречий в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщиков. Несмотря на отдельные недостатки части первой Налогового кодекса РФ, его принятие стало важной вехой на пути создания системы цивилизованных налоговых отношений. Завершить начатое – задача второй (специальной) части Налогового кодекса Российской Федерации.

  Налоговый  кодекс предусматривает сокращение  общего числа налогов при сохранении наиболее значимых налогов как с фискальных позиций, так и с позиций регулирования экономических процессов. В связи с этим упраздняется значительная часть действующих местных налогов, имеющих слабое фискальное и регулирующее значение. В то же время состав местных налогов пополняется переводом под юрисдикцию местных органов власти налога на наследование и дарение

  Из  числа федеральных налогов исключаются  недостаточно эффективные: сбор  за использование наименования  «Россия», налог на операции с ценными бумагами, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на реализацию горюче-смазочных материалов. В то же время состав федеральных налогов пополняется рядом новых налогов, связанных с использованием природных объектов.

  Налоговый  кодекс РФ предусматривает принципиально новый подход к взиманию имущественных налогов, имея в виду постепенную замену  традиционных имущественных налогов налогом на недвижимость.

   Следует также сказать несколько  слов и о Законе РФ «Об  основах налоговой системы Российской Федерации». С 1 января 2001 года общее количество налогов и сборов, действующих в РФ, уменьшено в результате внесения изменений в Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Это позволяет решить одну из задач Налогового кодекса РФ – снижение существующего в России налогового бремени. К примеру, вместо 49 установленных федеральным законодательством налогов и сборов, теперь взимается не более 25. При этом важно подчеркнуть, что с принятием Налогового кодекса РФ перечень федеральных, региональных и местных налогов остается исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления по-прежнему не вправе установить налог, не предусмотренный Налоговым кодексом РФ.

  Упорядочение налогообложения, в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы существования к ним адаптировались и российские плательщики.

  Введение  единой ставки подоходного налога, уменьшение обложения фонда оплаты  труда, ликвидация налогов, уплачиваемых  с выручки от реализации товаров,  работ и услуг; отмена большинства  льгот и другие предложенные меры позволят сделать налоговую систему менее обременительной и более простой для налогоплательщиков.

  Снижение  налоговых ставок должно положительно  отразиться на стимулах к труду  и предпринимательской активности, что должно привести к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. Все это способствует увеличению государственных доходов, сдерживанию роста цен и инфляции, выходу «на свет» теневой экономики.

Кроме этого, необходимо завершить процесс ликвидации льгот, предоставленных закрытым административно-территориальным образованиям, продолжить упрощение системы таможенных тарифов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственности бюджетной политики. Процесс регулирования налоговой задолженности предприятий должен быть существенно ускорен при последовательном вытеснении неденежных форм расчетов.

   Продолжающееся осуществление бартерных  сделок, а также проведение зачетов  взаимных требований между предприятиями достаточно серьезно усложняют работу, как бухгалтеров, так и осуществление налогового контроля со стороны налоговой службы. Кроме того, необходимость дальнейшей реализации товаров, полученных в счет оплаты за реализованную продукцию (работы, услуги) с целью получения наличных денег или необходимых для собственного производства материалов (работ, услуг), приводит к вынужденной дополнительной реализации, которая влечет за собой начисление соответствующих налогов. Таким образом, происходит усиление налоговой нагрузки на предприятие, что в конечном итоге негативно сказывается на его финансовом положении.

  Главным  недостатком кодекса является  то, что, он основан на далеко  не бесспорных посылках, положенных  в основу нынешней налоговой  политики России, в частности, переориентации налоговой системы с преимущественно прямых налогов на налоги на потребление, а также усилении налогового пресса в отношении физических лиц при недостаточной проработке системы подоходного налогообложения. 
 

Заключение

  В  новой налоговой системе, исходя  из Федерального устройства РФ  в отличие от предыдущих лет,  более четко разграничены права  и ответственность соответствующих  уровней управления – федерального  и территориального – в вопросах  налогообложения. Введение местных налогов и сборов предусмотренных законодательством, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

  И  все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и увеличение выпуска товаров народного потребления.

  Действующее  законодательство фактически закрыто  по отношению к мировому, не  стимулирует привлечение в народное  хозяйство иностранных инвестиций.

  Мировой  опыт свидетельствует, налоговое  законодательство – не застывшая  схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным  процессам, рынку.

  Налоговая  система России будет претерпевать  постоянное обновление правовых  и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.

  Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей.

  Таким  образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

  России  нужна такая налоговая система,  которая бы не тормозила развитие  хозяйства, а являлась мощным  импульсом к подъему экономики  страны.

  Очевидно, совершенствование налоговой системы  будет продолжаться. 

Список  использованной литературы:

    1. Булатов А.С. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». М.,1997.

    2. Дробозина А.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М., 1997.

    3. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования // Финансы -1997 - № 4.

    4. Жевакин С.М. Общие проблемы налоговой системы РФ // Государство и право -1995 - №1.

    5. Карбушев Т.И., Зимин В.Н. Совершенствование налоговой системы России // ЭКО – 1997 - № 2.

    6. Ковалёва А.Н. Финансы. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1996.

    7. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону, 1996.

    8. Петкова Н. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс // Российский экономический журнал - 1996 - № 5-6.

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательной базы налогообложения