Развитие налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

. Цель работы - выявить перспективы развития налоговой системы РФ.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

· уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;

· рассмотрены и раскрыты функции налогов;

· определены перспективы совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

1.Теоретические основы налоговой системы............................................................5

1.1Понятия,классификация налоговой системы.....……………..............…..….….5

1.2. Функции налоговой системы............................................……………………...8

2. Анализ налоговой системы Росии…….……………...........................................10

2.1. Особенности налогообложения физических лиц в РФ...................…….…..10

2.2. Характеристика и анализ поступления основных налогов бюджета РФ за 2010 год.......................................................................................................................13

3.Основные направления развития налоговой системы РФ..................................25

3.1.Проблемы Современной налоговой системы....................................................25

3.2.Перспективы развития налоговой системы Рф.................................................26

Выводы и предложения……………………………………………...……………..32

Список использованных источников…………………………...…………………35

Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

    С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции с длительными сроками окупаемости затрат. [6,стр. № 51]

    Распределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других развитых странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения.

    Фискальная  функция состоит в изъятии  части доходов предприятий и  граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

    В России в настоящее время налоговой  системе присущ преимущественно  фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Однако это не означает, что оставшиеся функции менее важны. С укреплением налоговой системы они будут одинаково значимы. 

     2. Анализ налоговой системы России

2.1. Особенности налогообложения физических лиц в РФ 

     Как известно, в основу современной мировой  налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные основоположником классической политической экономии шотландским экономистом А. Смитом, который еще в 1776г. в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" впервые сформулировал четыре основных правила налогообложения.

     Соблюдение  основополагающих принципов налогообложения  провозглашено и подтверждено при построении российской налоговой системы. Отдельные из них достаточно четко изложены в Налоговом кодексе РФ. В частности, в ст. 3 прямо указывается, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, а при их установлении должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

     Отсутствие  данного принципа в НК РФ ни в  коей мере не должно означать, что он не должен учитываться при формировании налоговой системы. Принципы налогообложения  существуют объективно и не могут быть отменены или видоизменены по воле законодателей. Между тем в строящейся и близкой к завершению российской налоговой системе делается попытка абстрагироваться от данной объективной реальности, игнорируя отдельные важнейшие принципы налогообложения. Это проявляется и в действующих главах Кодекса, посвященных налогам, взимаемым с физических лиц.

     В российской налоговой системе, как  и в системах большинства других стран, число таких налогов ограничено. Самые массовые из них - это налоги на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, транспортный и земельный. Эти налоги уплачиваются большинством населения страны, поэтому к установлению их основных элементов следует подходить особенно взвешенно, не допуская чрезмерного налогового гнета и обеспечивая соблюдение принципа равенства и справедливости.

     Из  четырех указанных выше налогов  фактически по трем установлены прогрессивные  ставки налогообложения. По налогу на имущество физических лиц ставка налога колеблется от 0,1 до 2% к суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества. При этом применяется самая жесткая, так называемая простая, прогрессия: размер ставки увеличивается в зависимости от роста в целом объекта налогообложения. С введением в качестве налоговой базы рыночной стоимости имущества дифференциация в размерах уплачиваемого налога еще более возрастет.

     В настоящее время разрабатывается  проект последней главы Налогового кодекса, посвященной налогообложению  имущества физических лиц. При этом наряду с введением в качестве налоговой базы рыночной стоимости имущества граждан в экономической литературе все чаще высказываются предложения о целесообразности введения повышенных на порядок ставок налогов для особо дорогого жилья.

     Исходя  из установленных в настоящее  время ставок и налоговой базы, земельный налог тоже можно условно отнести к налогу, уплачиваемому по прогрессивной шкале налогообложения. Как известно, ставка по данному налогу установлена в зависимости от кадастровой оценки земли. Таким образом, чем выше качество земельного участка, тем большая сумма налога с него уплачивается и тем выше фактическая ставка налога с единицы земельного участка.

     Подобное  положение законодательства в части  установления прогрессивного налогообложения  с определенной оговоркой можно признать соответствующим принципу социальной справедливости. Вместе с тем в налогообложении указанных объектов в части соблюдения принципа равенства и справедливости имеются и отдельные вопросы. Обладатель дорогого жилья или автомобиля не обязательно может получать стабильный высокий доход. Значительное количество людей получили в свое время от государства дорогие по нынешним временам квартиры, кто-то владеет элитным жильем, или дорогим автомобилем, или престижным земельным участком, доставшимся по наследству. Построив элитное жилье или купив автомобиль престижной марки, их обладатель к определенному времени может потерять свой бизнес или по другой причине лишиться постоянного значительного дохода.

     Как представляется, из четырех массовых уплачиваемых гражданами налогов именно земельный налог, налог на имущество и транспортный менее всего подходят на роль регулятора и перераспределителя доходов физических лиц. Для выполнения этой функции более всего подходит налог на доходы физических лиц, который занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых гражданами. Он, пожалуй, самый массовый налог из всех известных в мировой практике, и объектом его обложения является получаемый физическими лицами доход. Именно размер дохода, а не наличие дорогого жилья или автомобиля характеризует способность гражданина платить определенный уровень налога, а также степень его благосостояния. Как известно, именно способность налогоплательщика платить налоги является одним из основных принципов налогообложения. В этих условиях не совсем логичным выглядит нынешняя плоская шкала налогообложения доходов физических лиц. 

     2.2. Характеристика и анализ поступления основных налогов бюджета РФ за 2010 год 

     По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд.рублей, что на 21,9% больше, чем за 2009 год. В декабре 2010г. поступления в консолидированный бюджет составили 768,2 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 28,9%. см. табл. 1.

     Таблица 1.- Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

     в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

     млрд. руб

  2010г В % к 2009г
Консолидированный бюджет В том  числе Консолидированный бюджет В том  числе
Федерал.

бюджет

Консолидированный

Бюджет  РФ

Федерал.

бюджет

Консолидированный

Бюджет  РФ

всего 7662,9 3174,3 4488,6 121,9 126,8 118,6
Из  них: налог на прибыль 1774,4 255,0 1519,4 140,3 130,5 142,1
Налог на доходы физ. лиц 1789,6 - 1789,6 107,5 - 107,5
Налог на ндс на товары 1384,0 1384,0 - 114,6 114,6 -
Акцизы  по подакцизным товарам произведенные  на территориии РФ 414,4 113,9 327,5 134,8 139,4 133,3
Налоги  на имущество 628,2 - 628,2 110,3 - 110,3
Налоги,сборы  и регулярные платежи за использование  природных ресурсов 1440,8 1408,3 32,4 133,3 140,0 43,4
Из  них налог на добычу полезных ископаемых 1406,3 1376,6 29,7 133,4 140,3 41,0
Поступления в счет погашения задолжности  по перерасчетам по отмененным налогам,сборам 2,2 0,3 1,9 95,8 36,0 130,5
 
 

     Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в 2010г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,4%, налога на прибыль организаций - 23,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,1%. см рис 1.

     

     Рисунок 1. Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в бюджет РФ

     В 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6823,3 млрд.рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 497,7 млрд.рублей (6,5%), местных - 131,6 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,0 млрд.рублей (2,7%).

     Поступление налога на прибыль организаций в  консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010г. составило 1774,4 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с 2009г. на 40,3%. В общей сумме поступлений  по данному налогу в 2010г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с 2009г. на 1,2 процентного пункта и составила 94,4%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,2 процентного пункта и составила 4,6%. В декабре 2010г. поступление налога на прибыль организаций составило 168,2 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 39,6%.см. табл. 2. 

   Таблица  2.-Поступление налога на прибыль организаций

  2010г. Справочно

2099г

консолидированный бюджет в том числе консолидированный бюджет в том числе
млрд. рублей в % к итогу феде-

ральный бюджет

консоли-

дированные  бюджеты субъектов  Российской Федерации

млрд. рублей в % к итогу феде-

ральный бюджет

консоли-

дированные  бюджеты субъектов  Российской Федерации

Всего 1774,4 100 255,0 1519,4 1264,4 100 195,4 1069,0
из  него:

зачисляемый в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации по соответствующим  ставкам

1674,3 94,4 156,7 1517,6 1178,2 93,2 110,3 1067,9
с доходов, полученных в виде дивидендов 82,0 4,6 82,0 - 72,9 5,8 72,9 -
с доходов, полученных в виде процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам 15,9 0,9 15,9 - 11,9 0,9 11,9 -
 

     В 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1789,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 7,5% больше, чем за 2009 год. В декабре 2010г. поступление налога на доходы физических лиц составило 258,3 млрд.рублей, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце.см. табл.3.

     Таблица 3.-Поступление налога на доходы физических лиц

  2010г Справочно

2009г.

млрд.

рублей

в % к 

итогу

млрд.

рублей

в % к 

итогу

Всего 1789,6 100 1665,0 100
из  них:

с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

39,4 2,2 39,0 2,3
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной  п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации 1730,8 96,7 1609,6 96,7
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  Российской Федерации 14,0 0,8 13,2 0,8
с доходов, полученных в виде выигрышей и  призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств 4,8 0,3 3,0 0,2

Информация о работе Развитие налоговой системы РФ