Реформирования налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и определение реформирования налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе требуется решить следующие задачи:
дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
выявить недостатки и преимущества действующей системы, и показать существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

Текст курсовой.docx

— 423.75 Кб (Скачать)

Введение

Сбалансированность и  обоснованность системы налогов  и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку  ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть  которой составляет налоговая система  и, следовательно, система налогов  и сборов. Особенность налоговой  системы Российской Федерации состоит  в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё  не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной  удовлетворить все нужды современного российского общества. Актуальность выбранной темы характеризуется  тем, что одним из важнейших условий  стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение  устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике  в условиях перехода к рыночному  хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство  финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических  и социальных задач. Посредством  налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы  налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного  воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических  отношений в сочетании с другими  экономическими рычагами создают необходимые  предпосылки для формирования и  функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

 Целью работы является анализ и определение реформирования налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе требуется решить следующие задачи:

  1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
  2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
  3. рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
  4. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и показать существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы налогов и налоговой системы

        1. 1 Понятие налога, его функции и виды

Налоги представляют собой  один из существенных элементов, определяющих функционирование социально-экономической  системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших  общественных потребностей (поддержание  системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура и т.д.), но и осуществляет целенаправленное регулирование  производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В  современных государствах через  налоги мобилизируется и перераспределяется от 30% до 50% ВВП. «Налог – это материнская  грудь, кормящая производство», - отмечал  еще Карл Маркс.1

Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального  дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого  налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических  отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма. Во времена  абсолютистских режимов налоги нередко  превращались в карательную меру и устанавливались в размерах, несообразных ни с задачами государственного управления, ни с реальной платежеспособностью  населения. В демократических государствах права установления налогов, определения  размеров налоговых ставок строго закреплены по уровням представительной власти, т. е налоги могут вводиться только с согласия законно избранных  представителей народа.2

В современной российской экономической теории нет единого  мнения относительно определения налогов, на практике используют формулировку, представленную в Налоговом кодексе  Российской Федерации. Налог3 – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образования. С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Общее назначение налогов  определяется в его функциях, их четыре:4

  1. фискальная, выражающаяся в том, что налоги являются основным источником формирования финансовых ресурсов государства.
  2. распределительная, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного инструмента распределительных отношений.
  3. стимулирующая, заключающаяся в формировании посредством налогообложения стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности.
  4. контрольная, заключающаяся в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства.

 

 

 

В РФ налоги по своим классификациям делятся на следующие виды:5


 

 

  1. Прямой налог – налог, взимаемый в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращенные к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог. Прямые налоги делятся на личные и реальные. Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется тогда, когда установить действительный доход налогоплательщика невозможно. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).
  2. Косвенный налог – налог, взимаемый в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров.
  3. Закрепленными называются такие налоги, которые на длительный период (более чем на пять лет) полностью или в части закреплены за определенным бюджетом. 
  4. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.
  5. Общие налоги (они составляют основную налоговую массу) не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет.
  6. Целевые налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и используются на конкретные цели (например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
  7. Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые НК РФ и взимаемые на всей территории Российской Федерации.
  8. Налоги субъектов РФ – налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ. Субъекты РФ определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований.
  9. Местные налоги – налоги, устанавливаемые НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Муниципальные образования определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Суммы налогов зачисляются в бюджеты муниципальных образований.
  10. 2 Налоговая система и её основные элементы

Налоговая система— совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины  и другие обязательные платежи были определены Законом РФ от 27 декабря 1991 г "Об основах налоговой системы, в Российской Федерации"7.

Данный Закон РФ определил  общие, наиболее существенные положения  налогового права в едином нормативном  акте, а именно: принципы построения налоговой системы Российской Федерации  и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и их должностных лиц в области налогообложения.

В более узком значении, налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.8

Налоговая система включает в себя 6 взаимосвязанных элементов:

  1. налоговые органы;
  2. налоговое законодательство;
  3. налоги;
  4. пошлины;
  5. сборы;
  6. другие платежи.

Под налоговыми органами понимаются органы, участвующие в налоговых  правоотношениях и обеспечивающие взимание налогов с налогоплательщиков. В соответствии с Конституцией РФ "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы''.9

Второй элемент налоговой системы  – налоговое законодательство. Концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства России – создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Налоговое законодательство - совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Следующий элемент – налоги. Налогам принадлежит важнейшее место. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Что касается пошлин и сборов, то при  уплате их всегда присутствуют специальная  цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика - принятие исковых заявлений и других документов судом, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту)10. В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений».11

К понятию "другие платежи" относят обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды.

В структуру налоговой системы  РФ входят следующие налоги: 12

Федеральные налоги и сборы

Региональные  налоги и сборы

Местные налоги и  сборы

Налог на добавленную стоимость

Налог на имущество организаций

Земельный налог

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья

Налог на недвижимость

Налог на имущество физических лиц

Налог на прибыль (доход) организаций

Дорожный налог

Налог на рекламу

Налог на доходы от капитала

Транспортный налог

Налог на наследование или  дарение

Налог на доходы физических лиц

Налог с продаж

Местные лицензионные сборы

Единый социальный налог

Налог на игорный бизнес

 

Государственная пошлина

Региональные лицензионные сборы

 

Таможенная пошлина и  таможенные сборы

   

Налог на пользование недрами

   

Налог на

воспроизводство минерально-сырьевой базы

   

Налог на

дополнительный доход  от добычи

углеводородов

   

Сбор за право пользования  объектами животного мира и водным биологическими ресурсами

   

Лесной налог

   

Водный налог

   

Экологический налог

   

Информация о работе Реформирования налоговой системы России