Реформирования налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и определение реформирования налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе требуется решить следующие задачи:
дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
выявить недостатки и преимущества действующей системы, и показать существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

Текст курсовой.docx

— 423.75 Кб (Скачать)



 

ГЛАВА 2. Современная налоговая система России

  1. 1 Экономические показатели современной налоговой системы

Рассмотрим поступления  налоговых платежей в 2008 году.13

Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

14

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

 

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей.

По сравнению с 2007 годом поступления  НДПИ выросли на 42,9%.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше, чем в 2007 году.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило 162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.

Рассмотрим поступления налоговых  платежей в 2009 году.

Всего в январе-сентябре 2009 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 2 195 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 143 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза. 
Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.15

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 376 млрд. рублей и  по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 6 млрд. рублей, или на 1,6%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре  2009 года составили 889 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 22 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-сентябре 2009 года около 60 млрд. рублей и снизились относительно января-сентября 2008 года в полтора раза. 
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный бюджет около 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 613,2 млрд. рублей. 
По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления НДПИ снизились в 1,9 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 106,3$ в декабре 2007 года – августе 2008 года до 50,7$ в декабре 2008 года – августе 2009 года, или в 2,0 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года поступило 933,3 млрд. рублей, что на 1,4% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-сентябре 2009 года  поступило 42,4 млрд. рублей, что на 15% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.16

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 66,4 млрд. рублей, что на 2% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 116 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Рассмотрим поступившие налоговые  платежи в нынешнем 2010 году.

Всего в январе-октябре 2010 года в федеральный бюджет поступило 2 652,2 млрд. рублей, что на 29% больше, чем  в январе-октябре  2009 года.

 

 

 

 

17

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых и НДС (по 42%) и налога на прибыль (8%).

Поступления налога на прибыль организаций в январе-октябре 2010 года составили 203,0 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в январе-октябре 2009 года.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-октябре 2010 года поступило 1 124,4 млрд. рублей, что на 12% больше, чем в январе-октябре 2009 года.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-октябре 2010 года поступило 41,3 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в январе-октябре 2009 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-октябре 2010 года составили 94,0 млрд. рублей и выросли относительно января-октября 2009 года на 40%.

Налога на добычу полезных ископаемых в январе-октябре 2010 года поступило 1 119,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 029,7 млрд. рублей, газа горючего природного – 69,5 млрд. рублей, газового конденсата – 7,9 млрд. рублей.

По сравнению с январем-октябрем 2009 года поступления НДПИ выросли  на 45% что обусловлено повышением цены на нефть (с 54,6$ в декабре 2008 года - сентябре 2009 года до 75,5$ в декабре 2009 года – сентябре 2010 года, или в 1,4 раза).

Динамика поступления  некоторых налогов (% к ВВП):

Наименование  налога

2007 год

2008 год

2009 год

Налог на прибыль организаций

1,8

1,5

1,5

ЕСН

1,2

1,2

1,2

НДС

6,6

6,7

7,8

Акцизы

0,4

0,4

0,4

Вывозные таможенные пошлины

6,4

4,8

3,9

Ввозные таможенные пошлины

1,3

1,3

1,4


 

        1. 2 Сравнительный анализ экономических систем Австрии и России18

В данном пункте проведено  краткое сравнение налоговых  систем двух стран – Австрии и  России.

Ставка налога на прибыль (Corporate income tax или Korperschaftsteuer) в Австрии на 5 % выше, чем аналогичный налог в России. В Австрии налог на прибыль составляет 25% от валовой прибыли, а в России всего 20 %. При этом австрийские компании обязаны платить минимальный налог на прибыль в независимости от результатов их деятельности и наличия прибыли. Для стартапов в Австрии существует льготный период – 4 первых квартала работы после регистрации. В этот период Австрийские ООО обязаны заплатить минимум 273 Евро в квартал. После 1 года работы ежеквартальный минимальный налог на прибыль австрийских ООО составляет 437 Евро, а для акционерных обществ, банков и страховых компаний минимальный налог еще выше.

Из положительных моментов Австрийской налоговой системы  – возможность оптимизации налога через создание единого налогового пула по нескольким зависимым компаниям, объединив в едином отчете все доходы и расходы по нескольким организациям.

Налог на добавленную стоимость в Австрии на 2% выше, чем в России. 20% против 18% в РФ в 2010 году. Для этого налога существуют общие правила начисления и принятия к зачету входящего НДС, есть пониженная и нулевая ставка для определенных видов деятельности. В Австрии бизнес с оборотом менее 30 000 евро в год НДС не облагается, т.е. при средней выручке менее 2500 евро в месяц компании осбождены от уплаты НДС.

Социальные налоги: структура и порядок финансирования социальных налогов в Австрии существенно отличается от принятой на данный момент в России. В частности в Австрии часть социальных налогов оплачивается наемными сотрудниками за счет зарплаты, в то время, как в России все социальные налоги оплачиваются работодателем. Структура социальных налогов в Австрии включает налоги в фонды социального страхования и поддержки строительства жилья, Коммунальный налог местной администрации и налог в Фонд поддержки семьи. (Это налог для «выравнивания» социальных и финансовых условий между семейными и несемейными наемными сотрудниками – в данном случае налоговая система страны наглядно демонстрирует социальную ориентированность Австрийской экономики).

Таким образом, общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ) по социальным налогам в Австрии в 2010 году составил 47,4%. При этом 18,07% оплачивает наемный сотрудник и 29,33% начисляется сверх заработной платы за счет работодателя. Получается, что общая нагрузка по социальным налогам на ФОТ в Австрии на 21,2% больше, чем в России.

НДФЛ, или Налог на доходы физических лиц (Подоходный налог): социальные налоги не самая большая беда для наемного персонала Австрии, учитывая структуру личного подоходного налога. НДФЛ в Австрии – налог прогрессивный, т.е. чем больше заработал, тем больше заплатил в бюджет. Структура личного дохода: годовой доход до 11000 евро не облагается подоходным налогом, доход в интервале между 11000 и 25000 Евро в год облагается по ставке 36,5%, т.е. средняя ставка подоходного налога в Австрии составляет 20,44% для дохода менее 2083 Евро в месяц  (около 80000 рублей). С 25000 до 60000 Евро в год маржинальная ставка налога составляет 43,21%, т.е. средняя ставка 33,72% для дохода менее 5000 Евро в месяц (т.е. если общий доход сотрудника составил 5000 Евро в месяц, то налог составит 1686 Евро в месяц, а чистый доход будет равен 3314 Евро в месяц). Все доходы свыше 60000 Евро в год облагаются по маржинальной ставке 50%. Половина вам – половина Австрийскому государству. В России на данный момент подоходный налог не зависит от величины доходов и составляет всего 13% от общего дохода.

Налог на Дивиденды (на капитал): в Австрии корпоративные учредители (т.е. организации – учредители прочих компаний) платят 25% от суммы начисленных дивидендов, а учредители физические лица – всего 12,5 %.

В России налог на дивиденды зависит от налогового статуса налогоплательщика и для налоговых резидентов составляет всего 9%, а для нерезидентов – т.е. в основном для иностранных собственников российских компаний – 15% от суммы начисленных дивидендов.

Налог на имущество: в Австрии этот налог называется – Налог на недвижимое имущество и составляет 1% от стоимости имущества. Однако существует также налог на продажу недвижимости, который составляет 3.5 % от цены сделки или 2% в случае, если купля-продажа происходит между близкими родственниками.

Информация о работе Реформирования налоговой системы России