Система налогообложения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, показать налогообложение в ходе исторического развития. Рассказать как возникала, развивалась и как повлияла на сегодняшний день налоговая система РФ.

Поставленная цель раскрывает следующие задачи:
1-Узнать что общего в древний Руси было между налогами и данью.
2-За что взымались налоги при Петре 1
3-Какую роль играли налоги при Екатерине 2
4-В царствование императора Николая 1 налоговая система потерпела изменения.
5-Состание налоговой системы в СССР .
6-Полномаштабное востоновление налоговой системы на 1990год.
7-Пути совершенствования налоговой системы.
8-Недостатки налоговой системы РФ.
9-Сущность Реформ.
10-Сделать выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...стр.2
Глава 1. Возникновение налогообложения России…………………стр.5


1.1 Налоги Древней Руси

1.2 Налоги средневековой Руси

1.3 Реформа Петра I

1.4 Налогообложение в 18- начале 20 в.
Глава 2. Становление и развитие основ российского налогообложения .стр22


2.1. Состояние налоговой системы в СССР

2.2 . Система налогообложения РФ
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ ………….стр.33


3.1. Недостатки налоговой системы РФ

3.2. Сущность реформ
Заключение……………………………………………………………. Стр 39

Работа содержит 1 файл

курсвая Финансовое право (Автосохраненный).docx

— 80.14 Кб (Скачать)

         Доход государства  формировался  не за  счёт налогов,  а за счёт прямых изъятий валового  национального  продукта, производимого  на основе государственной  монополии.

         Введённые в последующие  годы платежи представляли собой  формы, не предопределяемые величиной стоимостных пропорций основных факторов производства, а потому и вредные для экономики. Подавляющая часть бюджетного финансирования была обусловлена дотациями военным отраслям промышленности, тяжёлому машиностроению, сельскому хозяйству, в среднем до 24% общего объёма бюджетных расходов составляли статьи расходования средств на управление и оборону.

         Дальнейшая трансформация  налогов была связана с Великой Отечественной Войной. В 1941 г. был введён военный налог (отменён в1946г.) в том же году для поддержки одиноких матерей был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех доходов  бюджета в1954г.

         Провозглашались тезисы об отмене подоходного налога с населения  и введения системы платежей из прибыли, платы на фонды и нормируемые оборотные средства, помимо налога с оборота. В начале 1960-х годов от уплаты подоходных налогов освобождаются некоторые группы лиц и предприятий, занятых научно-техническим обслуживанием военной промышленности. Система нормативных платежей предприятий и отчасти граждан в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом налоговой системы образца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системы и объем государственных расходов в 1990 году, правительство М.С. Горбачева приступило к созданию концепции налоговой системы РСФСР. Эта концепция была модифицирована в1991 году в налоговую систему РФ. Общий состав платежей в бюджет государства, взятый как прототип при формировании структуры налоговой системы на начало 90-х годов.

         Конец 1980-х годов  можно назвать периодом возрождения налоговой системы в России. Налоговая политика вновь становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный режим налогообложения.

              2.2 Система налогообложения  РФ

         Налоговая  система  в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был  принят  пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой  системы  в  Российской Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную  стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

         Налоговая система  Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению с советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена командно-административной системы управления потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд пережитков советской эпохи.

         Главным изменением налоговой системы стало то, что  основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в 1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на налог на добавленную стоимость и акцизы.

         Однако, изменив состав и структуру налоговых доходов, налоговая реформа начала 1990-х гг. не смогла коренным образом изменить порядок взимания, а также принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив практику советских времен. В основе этой практики осталась ориентация налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных или приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где основу налоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальному страхованию). То, для России характерен перекос в сторону корпоративных доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы физических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан прежде всего с тем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов от капитала является экономически завышенным  и не стимулирует экономическое развитие предприятий.

         В условиях быстрого роста частного сектора сохранение прежней налоговой практики взимания налогов неизбежно повлекло за собой снижение сбора по налогам "рыночного" типа и уменьшение их доли в бюджетных доходах. Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, который особенно остро проявился в 1993 г., когда в бюджетную систему России было собрано всего 24,7% ВВП.

         Второй серьезный  шаг в реформировании налоговой  системы страны был сделан в 1995 г., когда были ликвидированы либо включены в федеральный бюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), за исключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования.

         События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в после кризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. Главный этап формирования налоговой системы в Российской Федерации 31 июля 1998 г. - принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации N 146 - ФЗ: Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года; Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года; Введен в действие с 1 января 1999 года.

         Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное введение в регионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставка которого варьируется по регионам в пределах 2-5%. Но вводя налог с продаж, регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически все другие местные налоги.

          Основные элементы  налогов:

               Налогоплательщики  - юридические и физические лица, на которых налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Объекты налогообложения - доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц и его передача; добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и др.

              Налоговая  база - стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта налогообложения.     Ставка налога - это часть налоговой базы, подлежащая уплате в виде налога.

              Налоговый  период - срок, в течении которого  завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства. В основные элементы налогов входят также порядок исчисления налога и сроки уплаты.

         По уровню государственной  власти российские налоги подразделяются на следующие группы:

         А) федеральные налоги;

         Б) налоги республик  в составе РФ и налоги краев, областей, автономных кругов;

         В) местные налоги.  
      Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

         Третий шаг в  реформировании налоговой службы был  сделан 23 декабря 1998 г. - Указом Президента Российской Федерации № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) 
                Началом четвертого этапа послужил Указ Президента России  от 09.03.2004 г. за № 314, которым МНС России преобразовывалось в Федеральную налоговую службу (ФНС) России, находящуюся в ведении Министерства финансов России. Таким образом, налоговые органы страны вернулись в Министерство финансов, в составе которого они исторически находились с момента образования Министерства, т.е. 1802 г.

           Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы РФ

              3.1. Недостатки налоговой  системы РФ 

         Начало налоговой  системы Российской Федерации как  самостоятельного суверенного государства  относится к 1991 году. В это время  проводится широкомасштабная налоговая  реформа . Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой  системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную  стоимость"; "О подоходном налоге на физических лиц" . Эти законодательные  акты - фундамент налоговой системы России.

         Существующая налоговая  система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

         В сложившейся налоговой  системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (25% ,будем надеется что суммарная ставка с каждым годом будет уменьшаться) и налога на добавленную стоимость(18%). Ранние высказывался ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России .

          В условиях  рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть  налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

         Требуется объединение  налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

         Есть предложение  вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников,   т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог  на прибыль.

          Нужно принимать  меры на постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).

         А так же на  несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение.    Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль.

         Сущность реформ        
    Мне кажется одной из главных  реформ налоговой системы РФ в том что за столько времени существования налогов и налоговой службы принят ,и со временим дорабатывается (вносятся изменения ,дополнения) налоговый кодекс.  31 июля 1998 г. - принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации N 146 - ФЗ: Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года; Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года; Введен в действие с 1 января 1999 года. Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом. 
    Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Информация о работе Система налогообложения РФ