Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскани

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Уголовный кодекс содержит уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления, совершаемые в сфере налогообложения физических и юридических лиц. К группе этих преступлений уголовный закон относит уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) и уклонения от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ).
В данной курсовой работе я попыталась раскрыть понятие преступления, какими признаками оно обладает, раскрыть эти признаки.

Работа содержит 1 файл

текст курсовой.docx

— 43.77 Кб (Скачать)

Введение

     Все большую актуальность приобретает  в обществе тема налогообложения  и уплаты налогов. Ст. 57 Конституции  РФ гласит: “Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы. Законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют”. Налоговая преступность сегодня  представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает  интересы лишь личности, или, в крайнем  случае, группы лиц, то налоговая почти  всегда угрожает экономической безопасности государства. Опасность налоговых  преступлений состоит в том, что  прекращаются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом  торпедируется бюджетная и налоговая  политика государства, правительство  и субъекты федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой – денежных средств. Недостаток их в бюджете, прежде всего, сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность  и политическую нестабильность. Также  опасность налоговых преступлений состоит и в том, как показывают исследования, что незаконно сокрытые от налогообложения средства уходят в “теневой” бизнес. Начинают работать криминальные структуры, усиливая экономическую  базу организационной преступности.

     Наказание за уклонение от подачи декларации было введено специальным Указом еще в 1986 г., сама классификация налоговых  преступлений появилась в Уголовном  кодексе в 1992 г., когда появилось  Управление Налоговых Расследований  при ГНС России. Налоговое законодательство регулирует общественные отношения, связанные  с уплатой налогов гражданами (физическими лицами) и организациями, независимо от форм собственности. Его  задачей является защита прав и законных интересов налогоплательщиков, с одной стороны, и государства – с другой. Этим же целям служит уголовное законодательство, которое призвано охранять интересы государства от преступлений, совершаемых в сфере налогообложения. Количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов, увеличивается с каждым годом. Огромные денежные суммы скрываются от поступления их в государственный бюджет. Налоговые преступления относятся к преступлениям в сфере экономической деятельности.

     Уголовный кодекс содержит уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность  за преступления, совершаемые в сфере  налогообложения физических и юридических  лиц. К группе этих преступлений уголовный закон относит уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) и уклонения от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ).

     В данной курсовой работе я попыталась раскрыть понятие преступления, какими признаками оно обладает, раскрыть эти признаки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Объективные признаки налоговых преступлений

    1. Объекты налоговых преступлений

   Негативные  последствия налоговых преступлений разнообразны. Можно выделить, например, такие:

• недополучение  казной налоговых сборов, сокращение доходной части бюджета и рост его дефицита;

• нарушение  законов рыночной конкуренции, ибо  предприятия-неплательщики оказываются  в привилегированном положении;

• нарушение  принципа социальной справедливости, поскольку для тех, кто исправно платит налоги, возникает дополнительное налоговое бремя.

     Разумеется, для государства наиболее важно  обеспечить свои фискальные интересы.

     Государство защищает не только свой бюджет, но вообще все свои финансовые поступления. Помимо бюджета они аккумулируются еще  во внебюджетных фондах. Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан в  социальной области. Статья 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает  исчерпывающий перечень государственных  внебюджетных фондов: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального  страхования Российской Федерации; фонды обязательного медицинского страхования. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной собственности и охраняются законом.

     При составлении УК РФ законодатель поместил налоговые составы в гл. 22 «Преступления  в сфере экономической деятельности», признав таким образом, что их объектом являются отношения в сфере  товарно-материального обращения. На первый взгляд содержание объекта имеет  действительно экономический характер — государство лишается притока  принадлежащих ему финансовых средств. Но при более тщательном исследовании можно прийти к выводу, что такая позиция оспорима.

     По  своей сути экономические отношения  связаны с производством товаров (работ, услуг), а также с их обменом. Участники этих отношений равноправны. Уплата же налогов носит конфискационный  характер. Государство изымает часть  собственности налогоплательщиков, ничего не представляя взамен. По отношению  к налогоплательщику государство  в лице налоговых органов наделено определенными властными полномочиями. Так что объектом преступных посягательств, предусмотренных ст. 194,198 и 199 УК РФ, является скорее одна из областей государственного управления.

     Под финансовыми функциями следует  понимать сбор налогов. Каким же образом  можно противодействовать надлежащему  исполнению этой функции, если рассматривать  вопрос с теоретической точки  зрения? Иными словами, каков непосредственный объект налогового преступления?

     Чтобы дать правильный ответ, необходимо проанализировать, из чего складывается процесс уплаты налога. Его можно условно разделить  на три части: подготовка информации об объекте налогообложения для  налоговых органов, расчет налогового обязательства и перечисление денег  в бюджет.

Информацию  об объекте налогообложения могут  готовить и сам налогоплательщик, и третьи лица. Например, при расчете  налога на имущество физических лиц  все данные об объекте направляются в налоговые инспекции органами, регистрирующими конкретные имущественные  объекты. При расчете налога на имущество, переходящее в порядке наследования, эту функцию выполняют нотариусы. Налогоплательщик здесь «выключен» из процесса, пока не получит требование об уплате определенной суммы. Но гораздо  чаще именно он является единственным источником сведений, необходимых для  исчисления налога, и ему приходится заполнять и сдавать декларации, налоговые расчеты и т.д.

     Расчет  налогового обязательства делается самим налогоплательщиком или налоговыми органами. Но и в первом случае расчеты  плательщика зачастую носят предварительный характер. Они могут быть проверены и исправлены государственным органом на основе отчетных документов. В некоторых странах ситуация обратная: налоговые органы делают расчет обязательств, сообщают налогоплательщику результаты, а он их проверяет. Во всяком случае, причинить ущерб казне при помощи неверного расчета сложно, если сам объект налогообложения описан правильно. Опасность может исходить не со стороны налогоплательщика, а со стороны контрольных органов, пренебрегающих своими обязанностями. Кстати, в зарубежных законодательствах предусмотрена специальная ответственность недобросовестных работников налоговой администрации. В УК РФ все должностные преступления собраны в отдельной главе.

     Таким образом, наибольшая возможность для  причинения ущерба государственным  интересам возникает у налогоплательщика  только на первой стадии — при подготовке необходимой информации. В самом  деле, если представлена вся необходимая  информация об объекте, налоговый орган  вполне способен самостоятельно рассчитать обязательства плательщика и  взыскать их в установленном порядке. Но при отсутствии нужных сведений налоговый орган ничего не может  сделать. Значит, непредставление этих сведений — единственный по-настоящему опасный способ помешать государству  удовлетворить финансовые интересы.

     Именно  эти отношения российский законодатель признал непосредственным объектом налоговых преступлений. Это позволило  обратить уголовный закон против самых опасных посягательств  на государственные финансы и  избежать ненужной криминализации малоопасных  деяний.  
 
 
 

    1. Объективная сторона налоговых преступлений

   Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, образует уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

   Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, образует уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

   Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных последствий и причинно-следственной связи между ними.

   Проанализировав способы уклонения от уплаты налогов, непосредственно указанные в диспозиции ст. 198 УК РФ, мы придем к выводу, что уклонение от уплаты налогов может быть совершено, как посредством действия (включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах), так и бездействия (непредставление декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной).

   Однако  не полностью разрешенным остается вопрос, любые ли действия (бездействия) налогоплательщика, направленные на уклонение от уплаты налогов, следует рассматривать в качестве преступных. Действительно, уклониться (в обыденном понимании значения этого слова) от уплаты налогов можно, поступая как противоправно, так и абсолютно правомерно: избежать уплаты налога на основе самого закона, использовать пробелы в налоговом законодательстве и т.п.

   Отметим, что и законное уклонение причиняет определенный вред общественным отношениям, складывающимся в финансовой сфере государства по поводу формирования бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений. Однако бороться с ним уголовно-правовыми средствами недопустимо. Формально оно не нарушает объекта уголовно-правовой охраны «налоговых норм» УК и, таким образом, не образует не только состава налоговых преступлений, но и налогового правонарушения. Единственный способ борьбы с законным уклонением - совершенствование налогового законодательства.

   Итак, состав налоговых преступлений образует только незаконное уклонение от уплаты налогов, т.е. противоправность является одним из обязательных признаков  понятия «уклонения от уплаты налогов», использованного законодателем при конструировании диспозиций ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

     Непосредственно указанные законодателем в диспозициях  ст. ст. 198 и 199 УК РФ способы уклонения  от уплаты налогов достаточно всесторонне и полно исследованы в юридической литературе.

     Негативные  последствия налоговых преступлений имеют прежде всего материальный характер — государство недополучает причитающиеся ему доходы, причем доходы настолько значительные, что  их надо защищать с помощью уголовного закона. Все статьи о налоговых  правонарушениях предусматривают  привлечение к ответственности  только за уклонение от уплаты налогов  в крупном размере.

     Использование относительных, а не абсолютных измерителей  ущерба, причиненного преступлением, является единственно возможным в условиях неконтролируемой инфляции. Но, к сожалению, рост минимального размера оплаты труда  существенно отстает от инфляционной динамики. Уже в настоящее время  наблюдается ситуация, когда величина неуплаченного налога, установленная в УК РФ, представляет достаточно скромную сумму. С возрастанием объема хозяйственных оборотов и увеличением налоговых обязательств субъектов все менее значительными становятся нарушения, за которые можно подвергнуться уголовной ответственности. Это чревато возникновением ситуаций, когда тяжесть налагаемого по закону наказания не будет соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния и совершившего его лица.

     При исчислении причиненного ущерба по отношению  к минимальному размеру оплаты труда  суду надлежит принимать во внимание изменчивость последнего: ведь при  его уменьшении соответственно возрастет  его кратное отношение к сумме  ущерба. Если в период, когда виновный начал осуществлять свой умысел, и  до окончания преступления будет  принят закон об уменьшении минимального размера оплаты труда, относительный  размер ущерба возрастет и деяние, изначально не бывшее криминальным, может  приобрести признаки состава преступления.

     Причинно-следственная связь означает, что наступление  негативных последствий вызвано  действиями преступника. Эти последствия  должны определяться тем, что ранее  сделало лицо. Причем для привлечения  к уголовной ответственности  необходимо доказать не предполагаемую (пусть даже весьма вероятную), а  бесспорную связь последствия с  теми поступками, которые инкриминируются  лицу.

Информация о работе Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскани