Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
• Рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
• Показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
• Рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 152.07 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Высшая школа бизнеса

Отделение финансов, статистики и предпринимательства

 

 

                                                                                          

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИХ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

Никита Андреевич Юнкинд

 

 

                               

                                                                      

 

                                                                     Руководитель

                                                                                                    канд.экон.наук., доцент

       ____________Ю.А.Рюмина                                                                                                                                                                                                                                                                                  «_____»__________201___г.

                                                                                               

                                                

                                                                                                   Студент группы № 1481

                                                                                                   _____________Н.А.Юнкинд

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 201__

 

 

Введение.

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективная  налоговая система – один из важнейших  элементов успеха экономического развития страны. Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие  охватывает и принципы, формы и  методы их установления, изменения  или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления  налогового контроля, а так же привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства. Налоговая система это также  свод соответствующих законодательных  актов государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. закрепляют элементы налогов. Налоговая система включает также  органы сбора и контроля за их внесением, а именно, налоговой инспекции и отделов по борьбе с экономическими преступлениями.

Налоги играют большую  роль в жизни общества. Они являются основным источником доходов государства, обеспечивая финансирование его  деятельности. Так же они являются одним из рычагов, при помощи которых  государство воздействует на рыночную экономику. Государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на изменения рынка. Налоги являются неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Эффективное построение налоговой  системы – одна из наиболее сложных  задач, от решения которых зависят  благосостояние государства и экономический  прогресс. Проблема налогов – одна из наиболее сложных проблем в  экономике любой страны.

Налоговые системы большинства  стран складывались на протяжении столетий под воздействием различных экономических, политических и социальных факторов. Поэтому вполне естественно, что  налоговые системы разных стран  отличаются друг от друга по видам  и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям  органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых  льгот и ряду других важнейших  признаков. Однако многие из них имеют  и общие аспекты, так как страны постоянно совершенствуют свою налоговую  систему, во многом ориентируясь на опыт зарубежных стран.

Так же актуальность работы заключается в изучении структуры  налоговой системы Российской Федерации  с целью повышения дисциплины налогоплательщиков, а так же выявления  общих и различных аспектов налоговых  систем России и ряда стран с рыночной экономикой для повышения дисциплины законодателей.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Государство может реально  использовать фискальную и стимулирующую  функции налогов только в том  случае, если в обществе создана  атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, а так же порядка и условий его функционирования является необходимым условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми  главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также  десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Целью данной работы – дать сравнительный анализ налоговых  систем России и зарубежных стран.

Объектом исследования являются налоговые системы России и зарубежных стран.

Предмет исследования –  сравнительный анализ налоговых  систем России и зарубежных стран.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

    • Рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
    • Показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
    • Рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
    • Дать общее понятие налоговых систем зарубежных стран;
    • Показать налоговую систему Франции;
    • Показать налоговую систему Германии;
    • Показать налоговую систему США;
    • Выявить общие принципы реформирования налоговых систем;
    • Сравнить налоговые системы РФ, Франции, Германии и США.

Степень разработанности  темы: тема нашла свое отражение  в работах таких ученых, как  Черник Д.Г., Мещерякова О.В., Тихоцкая И.С., Булатов А.В, Романовский М.В., Колчин С.П., Горский И.В.,  Князев В.Г.

Теоретико-правовое исследование налоговых правоотношений в РФ и  зарубежных странах осуществили  такие авторы, как Абрамчик Л.Я., Бондаренко Т.А., Горяченко О.Ю., Давыдова М.В., Казаков  В.В., Карасева М.В., Крохина Ю.А.,  Кучеров  И.И., Пантелеев А.И., Соколова Э.Д. и  др. Однако многие проблемы так и  остались нерешенными.

Ряд исследований посвящен проблемам несовершенства налоговых  систем. Это работы Д.И. Аминова, А.П. Бембетова, А.А Витвицкого, Б.В. Волженкина, Ю.А. Гладышевой, П.М. Годме, Ю.Ф. Кваши и других ученых, но характер этих работ, в большей своей массе, носит дискуссионный характер. Существующие труды российских ученых посвящены общим вопросам международного налогообложения, а публикации зарубежных экономистов не учитывают российской специфики.

Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных специалистов, раскрывающие сущность и основные аспекты функционирования налоговых систем в России и зарубежных странах. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие методы, широко применяемые в экономической науке. Их применение позволило исследовать рассматриваемы объект и предмет во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна работы связана  с анализом налоговых систем РФ и  зарубежных стран на современном  этапе 2010-2012 гг., определением путей  использования опыта зарубежных стран в организации функционирования и правового регулирования налоговой  системы России.

Практическое значение исследования состоит в том, что методология, основные положения, аналитические  выводы исследования могут быть использованы  в работе представительных и исполнительных органов власти по совершенствованию  налоговой системы Российской Федерации, развитию отдельных видов налогов, повышению их собираемости, корректировки  налогового законодательства, стабилизации финансового положения в стране и обеспечения устойчивости бюджетов всех уровней.

Структура работы состоит  из введения, глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические основы налоговой  системы.

 

1.1 Сущность налога. Понятие налоговой системы.

 

Любому государству  для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, т.е. бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день наиболее эффективным способом собирания денежных средств, являются налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. Налоговые доходы Российской Федерации за 2012 год составили 53,5%1.

Налоги появились  в древние времена, еще во времена  разделения общества на классы и возникновения  государства. Налоги возникли как «взносы» граждан, необходимые для содержания публичной власти, для этих же целей  налоги собираются и сегодня. За это  время существовали разные формы  налогов, например дань, барщина, полюдье, оброк, церковная десятина.2

На сегодняшний  день  нет единого толкования понятия налога, не зависимо от экономического и политического строя общества, от природы, целей и задачи государства. Понятие "налог" уходит своими корнями вглубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог - элемент  общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских  трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно  необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда  рабов, жертвоприношения и другое. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог", как двигатель процесса обобществления части индивидуальных доходов (необходимого для общества). В современном понимании это процесс перераспределения доходов в государственную казну. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax" (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платёж). Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин "подати" (принудительный платеж).

Определить понятие  налога можно путем указания на его  признаки.

  • С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.

Однако в некоторых  государствах (обычно небольших) допускается  установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разделяется  не всеми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанавливаются  Налоговым кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами и  законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации.

В связи с рассмотрением  признака законодательного установления налогов представляется необходимым  обсудить вопрос о роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства РФ по налогам и сборам, как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных нормативных актов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять налоговое законодательство (ст. 4 НК РФ).

Данную позицию  подтвердил Высший Арбитражный Суд  РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции налогового ведомства не являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер. Они могут  применяться лишь при условии  соответствия закону. В соответствии со ст. 4 НК РФ такие акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

  • Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог.

Поэтому можно  говорить о другой черте налога - это индивидуально-безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно преимущественно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление, в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий. Тем не менее, правовой режим налогов и сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как конкретизацию понятия налога в широком смысле.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран