Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
• Рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
• Показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
• Рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 152.07 Кб (Скачать)

В российском законодательстве различие между налогом, пошлиной и  сбором проводится не всегда последовательно. Зачастую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая, по сути, является косвенным  налогом).

  • Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.
  • Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.3

Итак, дадим полное определение понятия «налог», которое дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований4.

Рассмотрим также  исторические определения налогов известных людей:

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог - цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».

Бу Свенссон: «Налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические  пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что  они являются представителями общества, взимают легальным путём и  законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, Русский экономист (1818): «Налоги - это  суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую  люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении  государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887): «Налоги - обязательные денежные платежи частных  хозяйств, служащие для покрытия общих  расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной  властью с отдельных хозяйствующих  лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента»5.

В налоговую систему  Российской Федерации кроме налогов, как таковых входят также приравненные к ним сборы. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)6.

Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала.

Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения  денежных средств, предоставления налоговых  льгот возможно стимулирование определенных отраслей общества, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.

Налогам присуща  и контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать  о неблагоприятном финансовом положении  хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения  возможен контроль за законностью получения  денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным и законным использованием имущества.

Перечень сборов, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, и  поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством  России.

Исходя из необходимости  наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций  государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься  по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в целостную единую систему.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства7.

Налоговые системы  большинства стран складывались столетиями под воздействием различных  экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные:

  • принцип равенства и справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
  • принцип эффективности налогообложения. Он вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
  • налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;
  • налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;
  • не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
  • налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований;
  • налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;
  • максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения.
  • принцип одновременности означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
  • принцип стабильности налоговых ставок. Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без этого принципа. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
  • принцип дифференциации ставок не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения так же, как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.
  • принцип четкого разделения налогов по уровням государственного управления обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т.д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.
  • принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика. Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Иными словами при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.
  • принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.

Существуют два  вида налоговой системы: шедулярная налоговая система и глобальная налоговая система. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части, или шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше;

Глобальная налоговая система — все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Эта система широко применяется в западных государствах.8

В Российской Федерации  установлена следующая система  налогов:

  1. Федеральные налоги и сборы
  2. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, также именуемые региональными налогами и сборами.
  3. Местные налоги и сборы

Выделение трех уровней системы налогов и  сборов в Российской Федерации позволяет  четко контролировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Само понятие  «федеральные налоги и сборы» дано в пункте 2 статьи 12 Налогового кодекса  Российской Федерации. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные  налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения9.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены Налоговым кодексом Российской Федерации. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

Итак, мы узнали, что основные понятия налога и налоговой системы складывались задолго до утвердившихся норм и правил, они формировались столетиями. А также мы рассмотрели общие принципы, которые позволяют создать наиболее оптимальные налоговые системы, для функционирования и выполнения задач государства.

 

1.2. Основные виды налогов.

 

В каждой стране взимается большое число разнообразных  налогов и сборов, которые различаются  как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных  стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых  систем разных стран и их сравнительный  анализ требуют соблюдения общих  принципов и правил группировки  налоговых платежей, их классификаций.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран