Сущность и причины уклонения от налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является решение задачи формирования представлений о феномене уклонения от налогов как формы экономического преступления. Для этого были поставлены следующие задачи:

1) изучить основные цели, задачи и функции налогообложения;

2) рассмотреть основные виды уклонений от уплаты налогов;

3) выявить последствия уклонения от налогов и предложить меры по снижению масштабов уклонения от налогов

4) проанализировать уклонение от налогообложения в России.

от налогов);

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3

1. Сущность налогообложения………………………………………………….5
Цели и задачи налогообложения……………………………………..5
Социально-экономические последствия уклонения от налогов…....9

2. Уклонение от налогов как форма экономической преступности…………13

2.1 Виды уклонения от налогообложения………………………………13

2.2 Анализ уклонения от налогообложения в России………………….18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 48.93 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………..………………3

1. Сущность налогообложения………………………………………………….5

    1. Цели и задачи налогообложения……………………………………..5
    2. Социально-экономические последствия уклонения от налогов…....9

2. Уклонение от налогов как форма экономической преступности…………13

      2.1  Виды уклонения от налогообложения………………………………13

      2.2 Анализ уклонения от налогообложения в России………………….18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………...23 
 
 
 
 
 

 

     Введение: 

     Взимание  налогов постоянно находится  на острие противоречий общественных и частных интересов. Общество в  лице государственных властей, как  правило, недовольно, что налоговые  сборы поступают не полностью, что  не позволяет в полной мере выполнять  возложенные на них функции по пополнению бюджета и регулированию  экономических отношений. Граждане и предприятия, в свою очередь, критикуют  налоги за непосильное бремя. В итоге, государство пытается увеличить  сбор налогов, что с неизбежностью  усиливает стремление плательщиков уклониться от них. Фирмы же придумывают  все новые способы уклонения, что в свою очередь толкает  государство к ужесточению налогового режима.

     Между тем взимание налогов - древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества. В ряду государственных доходов налогам  и сборам принадлежит важнейшее  место. За счет налогов в настоящее  время формируется более 90% консолидированного бюджета России.

     Неуплата  гражданами и организациями налогов  подрывает устойчивость бюджетной  политики, ограничивает возможности  финансирования социально - экономических  программ, нарушает принцип социальной справедливости. Неплательщики налогов, перенося добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства, провоцируют социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе.

     Несмотря  на большое число публикаций, проработанность  данной темы не так уж и велика. Многие авторы анализировали уклонение  от налогов, но в сугубо прикладном аспекте, в частности в связи  с постоянно меняющимся в России налоговым законодательством.

     Исследованию  сущности уклонения от налогов посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных авторов.

     Исследованию  теневой экономики с точки  зрения уклонения от налогов как  одного из факторов ее формирования посвящены  работы отечественных экономистов: А.К. Бекряшева, И.П. Белозерова, Е.В. Глазовой, Н.М. Голованова, Ю.В. Латова и зарубежных: Д. Енсте, Э. Де Сото, Ф.Харрисона.

     Целью работы является решение  задачи формирования представлений о феномене уклонения от налогов как формы экономического преступления. Для этого были поставлены следующие задачи:

     1) изучить основные цели, задачи и функции налогообложения;

     2) рассмотреть основные виды уклонений от уплаты налогов;

     3) выявить последствия уклонения от налогов и предложить меры по снижению масштабов уклонения от налогов

     4) проанализировать уклонение от налогообложения в России.

     от  налогов);

     Работа  состоит из введения, двух глав и заключения.

     В первой главе описываются теоретические основы данного явления. Для этого исследуются значение налогов для государства, функции, принципы. Также характеризуются последствия уклонения от налогов, раскрывается влияние уклонения на выполнение государственных программ и формирование теневой экономики.

     Во  второй главе рассматривается уклонение от налогообложения как экономическое преступление. В частности, рассмотрены основные виды уклонения от налогообложения, а также проанализировано уклонение от налогообложения в России.

 

1. Сущность  налогообложения.

1.1 Цели и функции налогообложения. 

     Налог - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с юридическими и  физическими лицами в связи с  перераспределением национального  дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды  государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего  продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

     За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов  выражается, таким образом, взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных  финансов.

     Но  налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория  налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции  налогов выявляют их социально-экономическую  сущность, внутреннее содержание. Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов:

     распределительную;

     фискальную;

     контрольную.

     Причем  распределительную функцию можно  раздробить на регулирующую и стимулирующую.

     Фискальная  функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью  образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия  для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части  доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны  страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных  источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.). Они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т. п. Именно эта функция  обеспечивает реальную возможность  перераспределения части стоимости  национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

     Значение  фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется  огромным ростом доходов государства  от взимания налогов, что связано  с расширением его функций  и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство  все больше финансовых средств расходует  на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

     Другая  функция налога с населения как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в  целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему  и бюджетную политику. Контрольная  функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

     Изначально  распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех  пор, как государство посчитало  необходимым активно участвовать  в организации хозяйственной  жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

     Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

     Российская  налоговая система с момента  ее образования в 1992г. базируется в  основном на косвенном налогообложении. Это обусловлено рядом причин, важнейшей из которых является стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов. Регулирующая функция, особенно в ее стимулирующем аспекте, отходила на второй план. Активизация регулирующей функции налогов является одной  из приоритетных задач экономической  политики государства.

     В мировой практике существует четыре базисных модели налоговых систем в  зависимости от распределения налогового бремени: англосаксонская, евроконтинентальная, латиноамериканская, смешанная.

     Особенностью  англосаксонской модели является ориентированность  на обложение прямыми налогами, причем основное бремя несут налогоплательщики  – физические лица.

     Характерной чертой евроконтинентальной модели является высокая доля отчислений на социальное страхование, которые можно отнести к налоговым платежам, поскольку они имеют все признаки налога. Значительна также доля косвенных налогов, в частности НДС.

     Значительный  уровень инфляции предопределяет в  большей степени специфические  черты латиноамериканской налоговой  модели, которая ориентирована на обложение косвенными налогами с  целью защиты бюджетных поступлений  от инфляции.

     Существование смешанной модели налоговой системы  определяет тот факт, что многие страны, не желая ставить бюджетные  поступления страны в зависимость  от конкретного вида налога или группы плательщиков, диверсифицировали структуру  бюджета.

     Анализ  данных об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствует  о том, что в России сложилась  смешанная модель налоговой системы, сочетающая в себе признаки прочих моделей. Положительные стороны  данной модели определяются тем фактом, что российская экономика развивается  нестабильно, и в зависимости  от специфики ее развития корректируется система налогообложения (при увеличении инфляции упор делается на НДС, при  росте благосостояния населения  – перекладывается бремя с юридических на физических лиц и т.д.). Российская налоговая система уже состоялась, поэтому совершенствование налоговой системы должно осуществляться эволюционным путем, без кардинального изменения налоговой системы.  

1.2 Социально-экономические последствия уклонения от налогообложения. 

      Рассматривая уклонение от уплаты налогов как социальную проблему, мы попытаемся придерживаться так называемого комплексного подхода, суть которого заключается во взаимосвязанном объяснении объективных и субъективных («сконструированных») оснований проблемы. Характеристика объективных оснований проблемы предполагает установление масштабов, значимости, причин и последствий сохранения проблемной ситуации. Анализ субъективных предпосылок сводится к наблюдению и интерпретации действий индивидов и социальных групп, участвующих в процессе конструирования проблемы и, в общем и целом, выражается известной социологической теоремой У. Томаса о том, что если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям.

      Рассматривая  факторы проблемы уклонения от уплаты налогов, можно выделить четыре наиболее значимых ее аспекта: финансово-экономический, экономико-административный, исторический и собственно социальный

Финансово-экономический аспект проблемы уклонения от уплаты налогов связан прежде всего с количественным аспектом оценки проблемы и, пожалуй, наиболее подробно рассмотрен в современной литературе.

Информация о работе Сущность и причины уклонения от налогов