Сущность и причины уклонения от налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является решение задачи формирования представлений о феномене уклонения от налогов как формы экономического преступления. Для этого были поставлены следующие задачи:

1) изучить основные цели, задачи и функции налогообложения;

2) рассмотреть основные виды уклонений от уплаты налогов;

3) выявить последствия уклонения от налогов и предложить меры по снижению масштабов уклонения от налогов

4) проанализировать уклонение от налогообложения в России.

от налогов);

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3

1. Сущность налогообложения………………………………………………….5
Цели и задачи налогообложения……………………………………..5
Социально-экономические последствия уклонения от налогов…....9

2. Уклонение от налогов как форма экономической преступности…………13

2.1 Виды уклонения от налогообложения………………………………13

2.2 Анализ уклонения от налогообложения в России………………….18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 48.93 Кб (Скачать)

      Кроме того, используются неэквивалентные обмены, при которых заключаются невыгодные контракты в пользу «сторонних» структур, заведомо и целенаправленно искажаются стоимостные пропорции. Для этого

активно применяются бартерные обмены и  системы взаимозачетов, позволяющие продавать и покупать продукты и услуги по ценам выше или ниже их рыночной стоимости: используются системы пониженных транс-фертных цен, по которым реализуется продукция между предприятиями; выпускаются в обращение векселя с последующей игрой на разнице между их номинальной и рыночной ценой; обмениваются акции разной степени ликвидности; выдаются кредиты под заведомо завышенные проценты.

      Например, при предприятии создаются родственные фирмы, которым оно продает свою продукцию по настолько заниженным ценам, что прибыль оказывается почти нулевой. Налоговые органы не могут предъявлять претензии по поводу неуплаты налога на прибыль. Родственная фирма перепродает продукцию по рыночной цене и полученной прибылью делится с владельцами основного предприятия. Поскольку в ней работают лишь несколько человек, она пользуется льготами по налогообложению малого бизнеса.

      На  конец, при играх обмена могут  использоваться преднамеренные санкции - наложение крупных штрафных санкций по договорам с заведомо невыполнимыми условиями; присвоение переданного в залог имущества в результате намеренного неисполнения контракта.

      Большинство упомянутых схем базируется на следующих основных принципах:

-отделение предприятий, производящих добавленную стоимость, от реализации их продукции и от финансовых потоков посредством создания «сторонних» структур;

- разделение активов и пассивов производящих предприятий с последующим выводом активов в посреднические структуры и перекладыванием пассивов

на государство  и кредиторов через практику неплатежей;

- использование официальной бухгалтерии на производящих предприятиях и двойной бухгалтерии в посреднических структурах с последующим уничтожением части документов.

      Контуры управленческих структур могут иметь  замкнутый и разомкнутый вид. В рамках замкнутого контура денежные потоки проходят по кругу и возвращаются на исходное предприятие, производящее добавленную стоимость. В этом случае деньги, уведенные из-под на-логообложения, превращаются в инвестиции. По оценкам экспертов, весомую долю зарубежных инвестиций в  российскую экономику составляют именно отечественные ресурсы, ране е выведенные за рубеж и конвертиро-

ванные подобным образом.

      В рамках разомкнутого контура ресурсы на производящие предприятия не возвращаются. Они укрываются на счетах фирм-посредников и вывозятся за рубеж, а далее либо вкладываются в другой бизнес, либо просто служат целям личного обогащения собственников.

      В любой модели уход от налогов предполагает построение длинных цепочек фирм, затрудняющих возможность отслеживания финансовых потоков. При этом каждая операция в принципе легальна, но вся схема является незаконной.

      Процесс уклонения от налогов имеет, как  правило, ряд стадий. В определенном смысле «жизненный цикл» налогового правонарушения аналогичен «жизненному циклу» товара. На первом этапе налогоплательщик придумывает новую схему ухода от налогообложения. На втором - эта схема распространяется среди налогоплательщиков. Когда она становится известной налоговым органам, начинается третий этап, в ходе которого идет

поиск противодействия данной схеме, выработка  форм и методов наиболее эффективного выявления и пресечения налогового правонарушения. Четвертый этап - активное и массовое противодействие государственных органов нарушениям, которые приводят к снижению их количества и причиненного ущерба. На пятом этапе равновесие между правонарушителями и государственными органами устанавливается на минимально возможном уровне. 

2.2  Анализ уклонения от налогообложения в России. 

      Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения  многих хозяйствующих субъектов. В  результате недостаточно финансируется  общественный сектор хозяйства из-за сокращения поступления средств в государственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняющимися от налогов; растет коррупция; капиталы, полученные в результате уклонения от налогов, уходят за рубеж.

      Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов важно выяснить, почему значительная часть налогоплательщиков делает выбор в его пользу, каковы причины уклонения от налогов.

По своей экономической  сущности налоги выступают в качестве не столько принудительного отчуждения имущества, сколько добровольных платежей за требуемые каждому гражданину общественные блага. Однако на практике добровольная реализация подобного решения затруднена по нескольким причинам.

      Во-первых, возникает проблема «безбилетника». Некоторые индивиды могут считать целесообразным уклоняться от уплаты налогов, надеясь на то, что их действия в составе большой группы налогоплательщиков останутся незамеченными и не повлияют на решение других об уплате налогов и, следовательно, не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.

      Во-вторых, по техническим причинам принятие решений  в больших группах на основе единогласия  невозможно. Что же касается правила  большинства, то оно создает объективные предпосылки для налоговой дискриминации и побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия в финансировании общественных расходов по соображениям и социальной справедливости, и экономической эффективности.

      В переходных экономиках положение усугубляется такими типичными для них явлениями, как неэффективность демократических институтов, слабая защита собственности и контрактов, коррупция, проведение фискальной политики в пользу узких групп интересов, неадекватное регулирование предпринимательской деятельности. Поэтому в данных условиях естественной реакцией налогоплательщиков выступает оппортунистический тип поведения, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в финансировании общественных товаров.

      Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогообложения, а вполне конкретными соображениями о величине риска: насколько сумма налога выше, чем санкции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения невелика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовавшись слабыми местами и противоречиями в налоговом законодательстве или в технике взимания налогов (не случайно на книжном рынке пользуются повышенным спросом книги о том, как «законными» методами уменьшить налоговые выплаты).

      Таким образом, уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его нарушения и слабость контроля. А распространенные утверждения, будто основная причина заключается в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны. Хотя действительно существует предельный уровень налогообложения, который может привести к свертыванию экономической деятельности. Но в России, по крайней мере в торговле, он еще не достигнут. К тому же не факт, что если сделать налог минимальным (скажем, не 25%, а только 5%), то недобросовестные налогоплательщики не постараются платить еще меньше.

      Рассматривая  мотивы уклонения от налогов, необходимо остановиться на различиях между  «новыми русскими» и директорами  бывших советских предприятий. Предприниматели из «новых русских», вышедшие из полукриминального кооперативного движения последних предреформенных лет, не желают платить налоги по психологическим мотивам. Они никогда ничего не платили государству, этому противится их криминальная философия и предпринимательская натура. Нужно время, чтобы они осознали необходимость быть законопослушными гражданами, хотя бы для того, чтобы обрести право требовать от государства законной защиты своей собственности. Чем быстрее будет крепнуть государство, включая налоговый контроль, тем раньше произойдет их психологическое созревание.

      Директора бывших советских предприятий быстро освоили опыт неуплаты налогов. Но директора пользовались защитой и помощью государства, у них были иные мотивы для неуплаты налогов. Например, предприятия ВПК страдают от отсутствия средств из-за резкого сокращения государственных закупок, а во многих случаях от неумения и нежелания быстро перестроить производство на выпуск конкурентоспособной, нужной

рынку и населению продукции. Многие управляющие разворовывают активы своих предприятий и ожидать от них расширения производства и, следовательно, увеличения налоговой базы наивно, если они сами не станут

собственниками  руководимых ими государственных предприятий.

      Особая  ситуация с естественными монополиями, которые платят или не платят налоги по договоренности с государством. Объясняется это тем, что не только они должны государству, но и оно им должно (за поставки

тепла, электроэнергии государственным учреждениям, за транспортные услуги, оказываемые по решению властей). 
 
 
 
 

 

     Заключение: 

      Таким образом, улонение от налогов - это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.

      В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на две группы: правомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся стратегии официального освобождения от налоговых платежей. К неправомерным -нелегальная деятельность и сокрытие легальной деятельности.

      Объективные основания проблемы уклонения от уплаты налогов как социальной проблемы современного российского общества включают в себя финансово-экономический, экономико-административный, исторический и собственно социальный аспекты. Исходя из рассмотренных характеристик можно сделать вывод, что уклонение от уплаты налогов в современном российском обществе препятствует нормальному ходу расширенного воспроизводства, созданию условий для стабильного социального развития.

      Уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его нарушения и слабость контроля. А распространенные утверждения, будто основная причина заключается в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны.  

     Список  использованных источников: 

     1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект , 2010.

     2. Бекряшев А.К. Теневая экономика: Учебное пособие. – Омск: Омская академия МВД России, 2004.

     3. Геллер Н.В. Сущность уголовно-правовой характеристики уклонения от уплаты налогов и сборов с физических лиц. // Материалы ежегодной научно-практической конференции, часть 4 - ОмЮИ, 2008.

     4. Гусева Т. Недействительные сделки налогоплательщика как способ уклонения от налогообложения. // Юридический журнал « Хозяйство и право» № 3, 2007.

      5. Латов Ю. В. , Ковалев С. Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д. п. н., д. ю. н., проф. В. Я. Кикотя; д. э. н. , проф. Г. М. Казиахмедова. — М.: Норма, 2006.

      6. Сидоренко В.Г. Понятие криминалистической характеристики уклонения от уплаты налогов с организаций. // Сборник статей. Выпуск 2. Екатеринбург. Издательство Уральского юридического института МВД России, 2004.

      7. Ульянов М.В. Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов с организации. // Правоохранительные органы: теория  и практика, № 2. Журнал Уральского юридического института МВД России, 2008 г.

      8. Филин М. Правовое регулирование налоговых льгот и меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов. // Правовой журнал «Человек и закон» № 4, ООО «РУС-КОР», 2010 г. 
 
 

Информация о работе Сущность и причины уклонения от налогов