Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие ( введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Сущность и функции налогов………………………………………................5
1.1.Сущность налогов……………………………………………………………5
1.2.Функции налогов…………………………………………………………….8
2.Виды налогов…………………………………………………………………..11
3.Налоговая система в России..............................................................................16
3.1.Основные элементы налоговой системы России………………………….16
3.2.Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ…………………………………………………………………………………18
3.3. Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты……23
3.4.Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Сущность и виды налогов.Налоговая система в России..docx

— 46.54 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Уральский государственный  экономический университет

Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Экономическая теория                                                      »

на тему: «Сущность и виды налогов. Налоговая система в России. » 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил: Батреева А.В.

                                                                                                                 (И.О. Фамилия)

                                                         гр. ЭТРп-10КТ 

                                                                                 Проверил: преподаватель

                                                                                                   (должность,  звание)

     Кириякова Н.И.  

                                                                                                                  (И.О. Фамилия) 

Краснотурьинск

2011 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..2

1.Сущность и функции налогов………………………………………................5

1.1.Сущность налогов……………………………………………………………5

1.2.Функции налогов…………………………………………………………….8

2.Виды налогов…………………………………………………………………..11

3.Налоговая система в России..............................................................................16

3.1.Основные элементы налоговой системы России………………………….16

3.2.Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ…………………………………………………………………………………18

3.3. Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты……23

3.4.Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

     Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными  потребностями.

     В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь общую  сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает  сеть государственных учреждений, в  том числе финансовых, и государство  берет часть функций на себя: устанавливает  квоту обложения, наблюдает за процессом  сбора налогов, определяет этот процесс  более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет  в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила  обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и  другие  ( введён с 01.01.92).Эти  законы установили перечень идущих в  бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности  налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены  изменения и дополнения.

     События произошедшие 17 августа 1998 года резко  усилили роль налогов в экономическом  положении страны так как любое  государство в после кризисной  обстановке пытается поправить свое экономическое положение при  помощи корректировки налоговой  системы. А корректировки могут  заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей, так как многие предприятия и физические лица будут, попросту, уклонятся от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса.

     Схожая  ситуация сложилась в экономике  России с сентября 2008. Ее тоже можно  охарактеризовать как «кризис». У  обоих кризисов есть свои особенности, но в путях выхода из обеих ситуаций есть свои закономерности, к которым  можно отнести совершенствования  налоговой системы.

     От  «качества» налоговой системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов  рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности  государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка  и рост экономики в целом.

     Таким образом, выбранная мной тема весьма актуальна, так как во время экономического кризиса оптимальное построение налоговой системы является одним  из важнейших элементов успешного  решения проблем, стоящих перед  страной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Сущность  и функции налогов.

     1.1 Сущность налогов.

     Налоги - необходимое звено экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части  бюджетов всех уровней и эффективным  инструментом государственного регулирования  социально-экономических отношений.

     Взимание  налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые  для содержания публичной власти. В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого - минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных отношений. В далеком прошлом налоги взимались  в натуральной форме, сегодня - преимущественно  в денежной форме. Источником налога является валовой внутренний продукт, т.е. добавленная стоимость всего  объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течение  определенного периода. Мобилизованная часть созданного ВВП помощью  налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают  инструментами перераспределения  ВВП.

 Как участник  перераспределительного процесса  налоги входят в систему производственных  отношений и выступают в роли  экономической категории. Как экономическая категория налоги объективны (существуют вне человеческого сознания) и представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. То же время субъективное начало налогов проявляется в возможностях властных структур изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией.

     Налоговый кодекс РФ (ст. 8) так определяет налоги:

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

     Для характеристики налога необходимо выделить те специфические признаки, которые  позволяют определить условия и  порядок его существования как  категории. Так, налогам присущи  следующие характерные черты, которые  закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в  сфере налоговой деятельности государства:

· императивность, которая означает, что субъект  налога не вправе отказаться от возложенной  на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности  последуют определенные законом  санкции по ее принудительному изъятию;

· смена формы  собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

· безвозвратность  и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится  субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

· легитимность, которая означает не только признание  налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с  законных операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Функции налогов.

     Сущность  налогов, их внутреннее содержание и  общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределении доходов. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе единое мнение по вопросу трактовки «функций» налога отсутствует. Так, в учебном пособии «Налоги» под редакцией Д. Г. Черника отмечается, что налоги выполняют главную распределительную функцию, контрольную функцию и стимулирующую подфункцию. Большинство авторов признают две налоговые функции: фискальную и регулирующую. В учебнике Т.Ф. Юткиной «Налоги и налогообложение» автор считает, что «налог» не исполняет никаких функций. Последние есть атрибут только системы налогообложения.

     Большинство же авторов считают, что в условиях рыночных отношений налогам присущи, пять основные функции: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная и стимулирующая, каждая из которых отражает отдельную сторону этой экономической категории.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России