Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие ( введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Сущность и функции налогов………………………………………................5
1.1.Сущность налогов……………………………………………………………5
1.2.Функции налогов…………………………………………………………….8
2.Виды налогов…………………………………………………………………..11
3.Налоговая система в России..............................................................................16
3.1.Основные элементы налоговой системы России………………………….16
3.2.Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ…………………………………………………………………………………18
3.3. Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты……23
3.4.Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Сущность и виды налогов.Налоговая система в России..docx

— 46.54 Кб (Скачать)

     Налоги  административно-территориальных образований, местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

     Налоговая система Российской Федерации состоит  из трех групп налогов: федеральные  налоги; региональные налоги (налоги республик  в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

     К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время  относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

     К республиканским налогам относятся : налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

     К местным налогам и сборам относятся  налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд  других налогов и сборов (курортный  сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог  на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.). 
 
 
 

3.2.  Структура и динамика  налоговых поступлений  в Федеральный  Бюджет РФ.

     В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

     Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству  удается удовлетворить различные  потребности его граждан. Доля налоговых  поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В  России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов  составляет около 70%.

     Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической  политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С  другой стороны, меняя объемы изъятий  финансовых ресурсов хозяйственных  субъектов, государство влияет на экономическое  поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию  налогов.

     Как известно, налоги выполняют две главные  функции - фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют  определить роль налогов в экономике  и их место в жизни общества. Фискальная функция налогов обуславливает  основное предназначение налогов, так  как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения  доходов в бюджет государства, основой  его благосостояния.

     Современная налоговая система РФ введена  в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ "Об основах налоговой  системы в РФ", принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием  единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ.

     Огромное  значение для формирования бюджета  любого уровня имеют государственные  доходы. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные  виды денежных поступлений в собственность  государства с целью создания финансовой базы для осуществления  задач и функций. Источники и  виды государственных доходов, и  назначение каждого их них, определяются экономической и правовой системой страны.

Рассматривая  понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное  место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись  доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

     Бюджетный кодекс РФ  определяет бюджет как "форму  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления". Бюджетная  система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Согласно ст.10 Бюджетного кодекса, бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

-федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

-бюджетов субъектов  РФ и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

-местных бюджетов.

     В России в настоящее время в  структуре доходов федерального бюджета основная масса - налоговые  доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества. Федеральные налоги и  сборы устанавливаются Налоговым  кодексом РФ и являются обязательными  к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят:

-Налог на  добавленную стоимость;

-Акцизы;

-Налог на  прибыль организации;

-Налог на  доходы физических лиц;

-Государственная  пошлина;

-Водный налог;

-Сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими  ресурсами;

-Единый социальный  налог;

-Налог на  добычу полезных ископаемых;

- Налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами;

Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляются  в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:

-налога на  прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления  указанного налога в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

-налога на  прибыль организаций (в части  доходов иностранных организаций,  не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а  также в части доходов, полученных  в виде дивидендов и процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам) - по нормативу  100 процентов;

-налога на  прибыль организаций при выполнении  соглашений о разделе продукции,  заключенных до вступления в  силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях, о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

-налога на  добавленную стоимость - по нормативу  100 процентов;

-акцизов на  спирт этиловый из пищевого  сырья - по нормативу 50 процентов;

-акцизов на  спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

-акцизов на  спиртосодержащую продукцию - по  нормативу 50 процентов;

-акцизов на  табачную продукцию - по нормативу  100 процентов;

акцизов на автомобильный  бензин, прямогонный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных  двигателей - по нормативу 40 процентов;

-акцизов на  автомобили легковые и мотоциклы  - по нормативу 100 процентов;

-акцизов по  подакцизным товарам и продукции,  ввозимым на территорию Российской  Федерации, - по нормативу 100 процентов;

-налога на  добычу полезных ископаемых в  виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) - по нормативу  100 процентов;

-налога на  добычу полезных ископаемых в  виде углеводородного сырья (за  исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

-налога на  добычу полезных ископаемых (за  исключением полезных ископаемых  в виде углеводородного сырья,  природных алмазов и общераспространенных  полезных ископаемых) - по нормативу  40 процентов;

-налога на  добычу полезных ископаемых на  континентальном шельфе Российской  Федерации, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за  пределами территории Российской  Федерации - по нормативу 100 процентов;

-регулярных  платежей за добычу полезных  ископаемых (роялти) при выполнении  соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья  (газ горючий природный) - по нормативу  100 процентов;

-регулярных  платежей за добычу полезных  ископаемых (роялти) при выполнении  соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья  (за исключением газа горючего  природного) - по нормативу 95 процентов;

-регулярных  платежей за добычу полезных  ископаемых (роялти) на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за  пределами территории Российской  Федерации при выполнении соглашений  о разделе продукции - по нормативу  100 процентов;

-сбора за  пользование объектами водных  биологических ресурсов (исключая  внутренние водные объекты) - по  нормативу 70 процентов;

-сбора за  пользование объектами водных  биологических ресурсов (по внутренним  водным объектам) - по нормативу  100 процентов;

-водного налога - по нормативу 100 процентов;

-единого социального  налога по ставке, установленной  Налоговым кодексом Российской  Федерации в части, зачисляемой  в федеральный бюджет, - по нормативу  100 процентов;

-государственной  пошлины (за исключением государственной  пошлины, подлежащей зачислению  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и местные бюджеты  и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ) - по  нормативу 100 процентов. 
 
 
 
 
 
 

     3.3 Антикризисные мероприятия  по собираемости  налогов в бюджеты.

     Правительством  в декабре 2008 года утвержден План мероприятий по преодолению кризисных  явлений в экономике региона. Антикризисные мероприятия осуществляются одновременно в нескольких направлениях.

       Первое - минимизация роста безработицы  и стабилизация производства. В  связи с этим Программа реализации  мер по поддержке рынка труда,  принятая Правительством, предусматривает  в случае угрозы массового  увольнения опережающее профессиональное  обучение, временное трудоустройство,  содействие развитию малого предпринимательства  и самозанятости безработных.  Кроме того, как при софинансировании  из федерального бюджета, так  и самостоятельно осуществляется  бюджетное субсидирование предпринимателей  всех отраслей экономики.

     Второе - усиление управления доходными источниками. Начиная с 2008 года, действует План мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет. Инструментом его реализации являются Соглашения, заключаемые между Правительством и администрациями муниципальных районов. Немаловажную роль в реализации данных Соглашений сыграли отраслевые соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в соответствующей сфере, заключенные на 2009-2011 годы между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности.

     Практика  заключения соглашений дала положительный  результат: обеспечены обязательства  по увеличению заработной платы как  муниципальным бюджетникам, так  работникам производственной сферы. Объем  дополнительных поступлений налоговых  и неналоговых доходов за 2008 год  составил 12% к первоначальному плану. По итогам I полугодия 2009 года условия  Соглашений в части налоговых  и неналоговых доходов исполнены  с увеличением на 17,1%.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России