Таможенная пошлина как основной элемент регулирования ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Содержание

Введение

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

1.1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

1.2 Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ

1.3 Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды

1.4 Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран

2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран

2.2 Таможенное сотрудничество стран СНГ в области таможенно-тарифного регулирования

2.3 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД

Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в РФ

3.1 Национальная система преференций РФ

3.2 Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ

3.3 Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 

б) В апреле 1997 года было принято указание ГТК № 01-14/489 «О предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран», которое было направлено на повышение эффективности работы таможенных органов по контролю обоснованности предоставления тарифных преференций в отношение товаров происходящих из наименее развитых стран. Технология применения данного указания состоит в том, что сертификаты происхождения товаров (кроме перечисленных в приложении к данному указанию и являющимися нетрадиционными для производства данных стран) должны быть направлены в Управление тарифного и нетарифного регулирования ГТК для подтверждения их достоверности. До получения подтверждения достоверности сертификатов к товарам, заявленных в них, применяются ставки таможенных пошлин, действующих в отношении товаров, происходящих из стран, которые пользуется режим РНБ.

 

Приведу несколько примеров из списка товаров, по которым таможенный орган самостоятельно подтверждает сертификат происхождения:

 

? Рыба и ракообразные -03;

 

? Продукты животного происхождения в другом месте не поименованные -05;

 

? Маниок, земляная груша (топинамбур), сладкий картофель (батат) и другие аналогичные корнеплоды и клубнеплоды с высоким содержанием крахмала или инулина --0714;

 

? Орехи кокосовые, бразильские и кешью - 0801;

 

? Финики, инжир, ананасы, авокадо, манго -0804;

 

? Виноград -0806;

 

? Кофе, чай, мате, пряности -09;

 

? Рис -1006;

 

? Изделия из соломы -46. Др.

 

в) Следующим ограничением в данной области является список товаров перечисленных в приложении № 5 к приказу ГТК № 258 от 26.04.96. По данным товарам не предоставляется преференциальный режим, предусмотренный для товаров, происходящих из наименее развитых и развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ. Часть товаров поименованных в данном перечне входят в список подакцизных товаров. Оставшиеся можно подразделить на две большие группы - это одежда, обувь и бытовая аппаратура и часы, данные товары не являются традиционными.

 

Анализ и перспективы:

 

На основание формы отчетности П-1, на уровне Государственного таможенного комитета, провести анализ ввозимых в России товаров, не являющимися традиционными для производства наименее развитых. По таким случаям принимать конкретное решение о предоставление тарифных преференций, информируя таможенные управления и таможни. Развивать направление связанное с применением Указания ГТК № 01-14/489 от 18.04.98 «О предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран».

 

3.3 Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП

 

 

Приказом ГТК РФ №258 от 26.04.1996 в приложении 3 определен перечень развивающихся стран. На сегодняшний момент в него входит 104 страны, которые характеризуются становлением и развитием национальной экономики, развитием машиностроения, легкой промышленностью, с более высоким уровнем дохода на душу населения, чем у наименее развитых стран. В группу этих стран вошли стран Африки, Латинской Америки, Азии, Европы.

 

Сущность данных тарифных преференций:

 

В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран применяются ставки таможенных пошлин в размере 75 процентов от базовых ставок определенных приказом ГТК РФ №258 от 26.04.1996.

 

Механизм практической реализации.

 

Согласно основным правилам «Соглашения об Унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 05.06.80» оговорены конкретные условия предоставления преференций.

 

Тарифные преференции предоставляются при выполнение 3-х основных условий:

 

а) При осуществлении непосредственной закупки. Правилом «непосредственной закупки» предусматривается, что товар должен быть закуплен непосредственно у фирмы, зарегистрированной в стране, на которую распространяется таможенный преференциальный режим. При возникновении ситуаций, когда товар закупается у фирмы, зарегистрированной в одной стране (например, Республика Корея) на которую распространяется преференциальный режим России, а отгрузка товара осуществляется из другой страны, пользующейся аналогичным преференциальным режимом (например Китай) т.е. действует «принцип кумулятивности» возникает вопрос--правомочно ли предоставление преференции? Согласно информационному письму ГТК № 07-10/10108 от 06.06.96 тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из указанных стран, предоставляются только при условии непосредственной закупки данных товаров в этих странах и прямой их поставки в Россию, минуя их выпуск в свободное обращение на территории третьих стран. Что касается принципа кумуляции, то действующим таможенным законодательством, а также нормативными актами ГТК России его применения не регламентировано и следовательно, его использование на практике не может быть обоснованным.

 

б) прямая отгрузка в Россию минуя их выпуск в свободное обращение на территорию третьих стран. Правило «прямой отгрузки» считается выполненным также в отношении товаров которые:

 

*транспортируются в РФ транзитом через территорию третьих стран вследствие географических, транспортных, технических, экономических причин. Примером может служит поставка груза из Вьетнама, товар вьетнамский длинный белый рис. Груз был отправлен из порта Хошимин морским транспортом. Согласно инвойса порт выгрузке по данной поставке являлся порт в Латвии, а грузополучателем - московская фирма. По товаросопроводительным документам можно проследить перемещение товара, груз из трюмов сухогруза был выгружен на склады порта Лиепая, затем загружен в железнодорожные вагоны и направлен в Россию. На железнодорожно-транспортных накладных таможенными органами Латвии была сделана отметка (гр. 26 ж/д накладной), что данный груз находился в режиме транзита. Условия прямой отгрузки было соблюдено, особенность транспортировки обуславливалась географическими причинами.

 

*находятся в режиме временного складирования под таможенным контролем на территории третьих стран;

 

*приобретены в третьей стране во время или после проведения выставки или ярмарки. Тарифные преференции предоставляются при условии, когда импортер закупил этот товар в том виде, в каком он поступил на выставку или ярмарку, когда товар удовлетворяет требованиям правилам достаточной переработке и когда он не использовался для других целей, кроме выставочных. При этом в сертификате происхождения указывается наименование и продолжительность выставочного мероприятия.

 

в) предоставление сертификата происхождения товаров по форме «А».

 

В целях предоставления тарифных преференций таможенными органами к рассмотрению принимается только сертификат о происхождении товаров по форме “А”, выполненный на бланке с защитной сеткой и имеющий 12 граф. Сертификаты выполненные на иных бланках (в том числе, содержащие другое количество граф) несмотря на сходное наименование, не рассматривается в качестве основания для предоставления преференций.

 

Заключение

 

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

 

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

 

Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

 

Основными направлениями таможенно-тарифной политики России на ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:

 

· соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов блока стран, возглавляемого Россией; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;

 

· сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;

 

· обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;

 

· содействие улучшению структуры внешнеторгового оборота, улучшению структуры экспорта и импорта;

 

· соблюдения интересов отечественных производителей товаров.

 

Основными ориентирами работы с импортным тарифом будут являться:

 

- приведение номинального уровня тарифной защиты в соответствии с ее сегодняшним эффективным уровнем;

 

· повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки с учетом текущей и желаемой структуры российской экономики;

 

· повышение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности за счет установления достаточно высокого уровня импортных пошлин на переходный период (5-7 лет);

 

· сохранение необходимых уровней тарифной защиты отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными;

 

· поэтапная либерализация доступа товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

 

· либерализация импортного тарифа на товары, которые в российской Федерации не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения общеэкономических издержек.

 

Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

 

- определение страны происхождения товара; определение таможенной стоимости товара; определение таможенных платежей.

 

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

 

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

 

Для защиты российских производителей товаров, имеющих значительные ценовые диапазоны, и, в то же время, обеспечения приемлемого уровня таможенных платежей в отношении импортируемых товаров, перспективным представляется применение ставок пошлин, дифференцированных по абсолютному значению в зависимости от величины таможенной стоимости товара в сочетании с возможным изменением детализации отдельных товаров.

 

Следует также отметить, что меры защиты российских производителей товаров, особенно сельхозпродукции, основанные на простом механическом повышении уровня ввозных таможенных пошлин в настоящее время во многом себя исчерпали. Дальнейшее повышение не может быть осуществлено из-за невысокой покупательской способности населения нашей страны, поскольку эти товары, как правило, являются социально значимыми.

 

В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.

 

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

 

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Информация о работе Таможенная пошлина как основной элемент регулирования ВЭД