Частотно-регулируемый электропривод магистрального насоса головной нефтеперекачивающей станции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:34, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломного проекта является замена нерегулируемого электропривода магистрального насоса частотно - регулируемым. Указанная цель определила следующие задачи:
- провести исследование режимов работы электропривода, центробежного насоса и эксплуатационного участка магистрального нефтепродуктопровода «Уфа – Западное направление» (МНПП «УЗН»);
- создать математическую модель автоматизированного электропривода, провести исследование и анализ переходных процессов частотно – регулируемого электропривода (ЧРЭП) в системе с синхронным электродвигателем (СД).

Содержание

Обозначения и сокращения 7
Введение 9
1 Описание технологического процесса 12
1.1 Состав сооружений магистральных нефтепроводов 12
1.2 Регулирование режимов работы нефтепродуктопровода 13
1.3 Анализ технологических режимов работы магистрального
нефтепродуктопровода «Уфа – Западное направление» 17
3 Электропривод магистральных насосных агрегатов 38
3.1 Регулирование скорости вращения синхронных электродвигателей 38
3.2 Регулирование тока возбуждения СД 39
3.2.1 Показатели работы СД 39
3.2.2 Тиристорный возбудитель серии ВТЕ-315-11 40
3.3 Возможность работы СТД – 1600 в составе частотно-регулируемого электропривода 42
4 Математическая модель синхронного электропривода 50
4.1 Уравнения синхронной машины в осях dq 53
5 Анализ электромагнитной совместимости преобразователя частоты AV-EK6 и питающей сети 62
6 Патентные исследования и обзор публикаций 69
6.1 Патентная проработка 69
6.1.1 Результаты патентного поиска 69
6.1.2 Анализ результатов патентного поиска 71
6.2 Обзор публикаций 73
7 Экономическая эффективность от внедрения частотно-регулируемого электропривода на НПС «Черкассы» 77
7.1 Характеристика предприятия ОАО «Уралтранснефтепродукт» 77
7.2 Оценка экономической эффективности от внедрения преобразователей частоты 78
7.2.1 Методика расчета экономической эффективности 79
7.2.2 Расчет экономической эффективности проекта 83
8 Безопасность и экологичность проекта 92
8.1 Характеристика производственной среды и анализ опасностей и производственных вредностей 92
8.2 Мероприятия по обеспечению безопасных и безвредных условий труда 97
8.2.1 Мероприятия по технике безопасности 97
8.2.2 Мероприятия по промышленной санитарии 99
8.2.3 Пожарная безопасность 100
8.2.4 Экологичность проекта 102
8.3 Расчет освещенности в зале электродвигателей 102
Заключение 105
Список использованных источников 106
Приложение А. Продольный профиль трассы 1 110
Приложение Б. Продольный профиль трассы 2 111
Приложение В. Система уравнений синхронной машины составленная из блоков Simulink и Cинхронная машина и механическая система 112
Приложение Г. Преобразование ABC→dq и «Электрическая» модель синхронной машины 113
Приложение Д. Модель ШИМ инвертора и Общая схема электропривода 114
Приложение Е. Динамические характеристики электропривода 115
Приложение Ж. Регулировочные характеристики электропривода 117
Приложение З. Механические характеристики СД и насоса 119

Работа содержит 20 файлов

1 Описание технологического процесса (Восстановлен).docx

— 111.41 Кб (Открыть, Скачать)

2 Расчет совмещенной характеристики трубопровода и насосных.doc

— 214.90 Кб (Открыть, Скачать)

3 Электропривод магистральных насосных агрегатов.docx

— 216.18 Кб (Скачать)

3   Электропривод магистральных насосных агрегатов

В дипломном проекте приводом насосного агрегата типа НМ 1250-400 является управляемый синхронный двигатель серии СТД 1600 /2.

Технические данные двигателя серии СТД 1600/2 приведены                      в таблице 10 [9]:

 Таблица 10 – Технические данные двигателя СТД 1600/2

Синхронная скорость 3000 мин-1

Тип

Рн

ηн

cosφ

J

UH

IH

Sном

Uв.ном.

Iв.ном.

кВт

%

о.е

кг·м2

В

А

кВ·А

В

А

СТД 1600/2

1600

96,9

0,9

112

6000

178

1850

52

277


 

Синхронные  электрические машины характерны тем, что у них ротор в установившемся режиме вращается с угловой скоростью  вращающегося магнитного поля, создаваемого токами в фазных обмотках статора, подобного  статору асинхронной машины. Это  достигается тем, что ротор синхронной машины представляет собой обычно электромагнит  или реже постоянный магнит с числом пар полюсов, равным числу пар  полюсов вращающегося магнитного поля. Взаимодействие полюсов вращающего магнитного поля и полюсов ротора обеспечивает постоянную угловую скорость последнего независимого момента на валу. Это свойство синхронных машин позволяет использовать их в качестве двигателей для привода механизмов с постоянной угловой скоростью.

 

3.1 Регулирование скорости вращения  синхронных электродвигателей

 

Важнейшая задача современного электропривода – экономичное и  плавное регулирование скорости вращения в требуемых пределах, с  высокой надежностью.

Частотное регулирование  скорости вращения синхронных двигателей (СД) характеризуется в основном такими же показателями, что и частотное регулирование асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Регулирование скорости вращения СД должно проводится с высокими энергетическими показателями: по гармоническому составу, коэффициенту мощности и т.д. Также должны быть высокими плавность и стабильность регулирования, при этом не нужно забывать,  что регулирование должно проводится при постоянном моменте, для этого при законе регулирования соответствующего Uном/fном=const необходимо регулировать ток возбуждения при изменении момента на валу двигателя по закону       .

 

3.2   Регулирование тока возбуждения СД

3.2.1 Показатели работы СД.

Проведена значительная работа по созданию, исследованию и  внедрению различных систем возбуждения и регулирования СД. Однако в течении длительного времени имелись совершенно различные точки зрения в выборе законов автоматического регулирования и типов систем возбуждения.

В последние годы в связи с развитием полупроводниковой  техники и созданием специальных роторных кремниевых диодов и тиристоров началось интенсивное внедрение в промышленность синхронных электродвигателей с новыми системами возбуждения.

СД обладают рядом преимуществ, к ним относятся:

  • способность СД отдавать в сеть реактивную мощность, что является наиболее простым и эффективным способом повышения коэффициента мощности. В этих условиях электрические сети разгружаются от реактивных токов, потребляемых асинхронными электродвигателями, трансформаторами и другими устройствами, в результате чего уменьшаются потери в сетях;
  • статическая перегрузочная способность синхронных электродвигателей без учета явнополюсности, зависит от сетевого напряжения линейно, а не квадратично, как у АД.;
  • форсировка возбуждения при снижениях напряжения ниже 0,8 номинального. Следовательно, при больших снижениях напряжения сети, работа нагруженного синхронного электродвигателя устойчивее, чем асинхронного;
  • возможность применения систем возбуждения с АРВ, обеспечивающими постоянство статической и динамической перегружаемой при изменяющихся режимах работы.

СД находят  широкое применение для электропривода всевозможных механизмов. При этих условиях является особенно важным рациональное использование важнейшей особенности  синхронного электродвигателя возможность  изменения величины и напряжения реактивной мощности и тем самым  осуществления регулирования напряжения в узлах нагрузки. Форсирования возбуждения  при снижениях напряжения до определенной величины, значительно повышает устойчивость работы синхронных электродвигателей.

В связи с тем, что применение новых типов систем возбуждения и АРВ позволяет существенно повысить статическую и динамическую устойчивость работы машин» проектирование синхронных электродвигателей следует производить с пониженными воздушными зазорами и уменьшенными запасами статической перегруженности. Такое комплексное проектирование синхронного электродвигателя вместе с системой возбуждения и автоматическим регулированием возбуждения дает возможность уменьшить вес, габариты и стоимость электродвигателя.

3.2.2  Тиристорный возбудитель серии ВТЕ-315-11.

К системам возбуждения предъявляются  следующие основные требования: 1) высокая  надежность в работе и 2) возможно большая  простота и малая стоимость. Кроме  того, необходимость регулирования  напряжения и обеспечения устойчивой работы синхронных машин налагает на системы возбуждения ряд дополнительных требований.

Возбудитель предназначен для питания обмотки возбуждения, управления и регулирования тока возбуждения при прямом и реакторном пуске, синхронной работе и аварийных режимах синхронных двигателей типа СТД мощностью до 12500 кВт с токами возбуждения до 320 А и напряжением возбуждения до 230 В.

Тиристорное возбуждение  и управление осуществляет следующие  функции:

- возбуждение электродвигателя во всех нормальных режимах работы с ручным и автоматическим регулированием тока возбуждения. Устройство обеспечивает переход с автоматического регулирования на ручное в пределах 0,3-1,41;

  • автоматический пуск СД с подачей возбуждения в функции ЭДС (напряжения) в обмотке возбуждения ;
  • ограничение угла зажигания силовых тиристоров по минимуму и по максимуму, ограничение тока возбуждения до номинального с выдержкой времени, а также ограничение тока форсировки до 1,4 Тн без выдержки времени;

- автоматический регулятор возбуждения обеспечивает регулирование тока возбуждения при поддержании напряжения сети со статизмом ±10% или уголом ;

Также в возбудителе ВТЕ-315 - 11 предусмотрено:

- автоматическое переключение с выдержкой времени на аварийный

режим при потере возбуждения;

- автоматическое резервирование оперативного напряжения;

- сигнализация замыкания на "землю" роторной цепи возбудителя;

- сигнализация включения схемы автоматического переключения на

аварийный режим при потере возбуждения.

В возбудителе установлены  также приборы для измерения  параметров системы управления.

Применение управляемых  вентилей - тиристоров позволяет выполнять  быстродействующие и надежные системы  с высокими технико-экономическими показателями. Регулирование мощности в десятки и сотни киловатт может быть осуществлено управляющей мощностью в ватты и доли ватта, что делает возможным снизить вес и габариты устройства управления тиристорного возбудительного устройства (ТВУ) синхронного двигателя СД, содержащая элементы питания, управления, регулирования и их функциональные связи.

На современных  нефтеперекачивающих насосных станциях для управления основными («магистральными») насосными агрегатами предусмотрены: пуск и остановка в автоматическом режиме по заданной программе при закрытой напорной задвижке, при получении команды с местного диспетчерского пункта МДП (операторной) или районного диспетчерского пункта (РДП); раздельное дистанционное управление отдельными элементами агрегата с МДП; местное управление отдельными элементами агрегата вручную непосредственно на месте их установки.

 

3.3   Возможность  работы СТД – 1600 в составе  частотно-регулируемого электропривода

 

С ОАО «Уралтранснефтепродукт»  был сделан запрос о возможности  работы синхронных электродвигателей  типов СТД - 1250 - 2 и СТД - 1600 - 2 в  составе частотно-регулируемого электропривода. Получен следующий ответ:

  • рабочий диапазон регулирования частоты вращения синхронных турбодвигателей с вентиляторной нагрузкой (квадратичной зависимостью момента сопротивления приводимого механизма от частоты вращения) при совместной работе с преобразователем частоты в большинстве случаев составляет 50(60) - 100% номинальной частоты вращения;
  • на рисунке 3.1 приведены результаты расчётной оценки допустимой мощности на валу электродвигателя типа СТД - 1250 - 2 в указанном рабочем диапазоне частот вращения при совместной работе с преобразователем частоты. Оценка проводилась по условию допустимого нагрева обмоток статора и ротора электродвигателя с учётом ухудшения условий охлаждения электродвигателя при снижении частоты вращения, а также дополнительных потерь в электродвигателе от высших гармоник несинусоидального тока на выходе преобразователя частоты. Учёт влияния дополнительных потерь, обусловленных совместной работой с преобразователем частоты, очевиден для номинальной частоты вращения электродвигателя, для которой допустимая длительная мощность на валу электродвигателя составляет порядка 70-80 % номинальной мощности. Такие же ограничения по мощности будут иметь   место   и   для   электродвигателя   типа СТД- 1600- 2;
  • критические    частоты    вращения    электродвигателей   составляют:   265 и294 рад/с - для ЭД типа СТД - 1250; 250 и 275 рад/с - для ЭД типа СТД - 1600.Длительная работа электродвигателей вблизи указанных частот вращения (в пределах ±50 мин-1) недопустима;
  • управление установкой тока возбуждения электродвигателей в режимах частотного пуска и регулирования частоты вращения должен осуществлять преобразователь частоты, для чего требуется доработка существующих базовых статических тиристорных возбудителей типа ВТЕ - 315(ВТЕ - 320) в части корректировки их АРВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.1 – Зависимость  мощности на валу серийного электродвигателя СТД – 1600 – 2 от частоты вращения:

  1. кривая ограничения мощности на валу электродвигателя при вентиляторной нагрузке (при квадратичной зависимости момента сопротивления приводимогомеханизма от частоты вращения);
  2. кривая ограничения мощности на валу электродвигателя при совместной работе с преобразователем частоты по условию допустимого нагрева обмоток статора и ротора электродвигателя в диапазоне частот вращения (0,5 - 1,0) Мд.ном.

С учётом того, что электродвигатель типа СТД - 1600 - 2 загружен не полностью, а именно на 75% при максимальной производительности насоса, можно сделать вывод о возможности работы его в составе частотно-регулируемого электропривода.

Для лучшего использования  электродвигателя и получения высоких  энергетических показателей его  работы – коэффициентов мощности, полезного действия, перегрузочной  способности – одновременно с  частотой необходимо изменять и подводимое к двигателю напряжение.

В дипломном проекте в качестве возможного варианта регулирования частоты СД магистрального насоса рассматриваются:

- преобразователь частоты фирмы ЗАО «Энергокомплект» типа EK-AV6, реализованный на силовых IGBT-транзисторах с многоуровневой ШИМ;

- высоковольтный тиристорный преобразователь частоты ПЧСВ.

Преобразователи частоты  на тиристорах в настоящее время занимают доминирующее положение в высоковольтном приводе в диапазоне мощностей от сотен киловатт и до десятков мегаватт с выходным напряжением 3 - 10 кВ и выше. Однако их цена на один кВт выходной мощности самая большая в классе высоковольтных преобразователей.

До недавнего прошлого преобразователи частоты на GTO составляли основную долю и в низковольтном частотно регулируемом приводе. Но с появлением IGBT транзисторов произошел «естественный отбор» и сегодня преобразователи на их базе общепризнанные лидеры в области низковольтного частотно регулируемого привода.

Тиристор является полууправляемым  прибором: для его включения достаточно подать короткий импульс на управляющий вывод, но для выключения необходимо либо приложить к нему обратное напряжение, либо снизить коммутируемый ток до нуля. Для этого в тиристорном преобразователе частоты требуется сложная и громоздкая система управления.

Биполярные транзисторы  с изолированным затвором IGBT отличают от тиристоров полная управляемость,  простая неэнергоемкая система управления, самая высокая рабочая частота

4 Математическая модель синхронного электропривода.docx

— 138.07 Кб (Открыть, Скачать)

5 Электромагнитная совместимость.docx

— 73.33 Кб (Открыть, Скачать)

6 Экономическая эффективность от внедрения частотно.docx

— 79.57 Кб (Открыть, Скачать)

6Обзор патентов и публикаций.docx

— 30.57 Кб (Открыть, Скачать)

7 БЖД.docx

— 61.24 Кб (Открыть, Скачать)

Введение.docx

— 17.91 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 14.13 Кб (Открыть, Скачать)

Обозначения и сокращения.docx

— 14.34 Кб (Открыть, Скачать)

отзыв.docx

— 12.99 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение В.docx

— 56.39 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение Е,Ж,З.docx

— 923.20 Кб (Открыть, Скачать)

Профиль трассы нефтепровода.dwg

— 522.35 Кб (Скачать)

Реферат.docx

— 13.95 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.docx

— 18.26 Кб (Открыть, Скачать)

Список использованных источников.docx

— 21.76 Кб (Открыть, Скачать)

Титульник.docx

— 14.35 Кб (Открыть, Скачать)

Уфа-Западное направление (№35 от 19.04.06).doc

— 363.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Частотно-регулируемый электропривод магистрального насоса головной нефтеперекачивающей станции