Из бабушкиного сундука в свет или традиции и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:57, творческая работа

Описание работы

Цель.
Создать изделие. Показать свою связь с предками.
Задачи:
Исследовательская
Практическая
Презентационная

Содержание

Актуализация. 3
Проблема. 3
Цель. 3
Задачи: 3
Шаги: 3
Подготовительный этап 5
Дизайн-спецификация изделия 5
Исследование платка 5
Исследование изделий 6
Что такое душегрея? 6
Исследование техник выполнения. 7
Техника синель. 7
Отделка 7
Что сделать из остатков? 8
Лакомник. 8
Валенки. 9
Фильцевание. 9
Готовое изделие 10
Практический этап 11
Инструкционная карта 11
Заключительный этап 11
Экономическое обоснование 11
Экологическое обоснование 11
Самооценка 11
Реклама 11
Информационные ресурсы 12

Работа содержит 1 файл

Муниципальное казенное общеобразовательное.docx

— 621.32 Кб (Скачать)

Муниципальное казенное общеобразовательное 

учреждение  гимназия г. Сосновка

 

 

 

Из бабушкиного  сундука 

в свет

или

традиции  и современность

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             

 

 

 

 

             Проект выполнен

ученицей 10а класса

                                                                                                                                                  Санниковой Юлией

Учитель консультант

                                                                                                                                       Фатхуллина О.Г

 

2012 г.

Оглавление

Актуализация. 3

Проблема. 3

Цель. 3

Задачи: 3

Шаги: 3

Подготовительный этап 5

Дизайн-спецификация изделия 5

Исследование платка 5

Исследование изделий 6

Что такое душегрея? 6

Исследование техник выполнения. 7

Техника синель. 7

Отделка 7

Что сделать из остатков? 8

Лакомник. 8

Валенки. 9

Фильцевание. 9

Готовое изделие 10

Практический этап 11

Инструкционная карта 11

Заключительный этап 11

Экономическое обоснование 11

Экологическое обоснование 11

Самооценка 11

Реклама 11

Информационные ресурсы 12

 

Актуализация.

Летом я гостила у бабушки  в  деревне, и она разрешила  мне покопаться в старых сундуках. Там было много интересного, но мое  внимание привлек красивый платок. Я спросила у  бабушки, почему она не носит его, на что она ответила, что этот платок уже  давно вышел из моды, но и выбрасывать его жалко, потому что это платок достался ей от мамы. Еще бабушка  сказала, что не стала отдавать его моей маме, так как уверенна, что мама носить его не будет.  Мне этот платок очень понравился, и бабушка разрешила мне его взять.

Проблема.

Придумать и создать изделие  из платка. Молодое поколение считает традиции чем-то скучным и неактуальным. Попытаться доказать обратное, создав современный наряд с элементами народного.

Цель.

Создать изделие. Показать свою связь с  предками.

Задачи:

    1. Исследовательская
    2. Практическая
    3. Презентационная

Шаги:

  1. Провести  исследование
    • Создание расписных платков
    • Откуда пришла душегрея
    • История лакомника
    • Способы создания душегреи, лакомника
    • Виды отделки душегреи и лакомника,
    • Выбор оптимального варианта
  1. Создать изделия
    • Разработка инструкционной карты
    • Выполнение душегреи и лакомника
  1. Обобщение работы над проектом
    • Экологическое обоснование
    • Экономическое обоснование
    • Самооценка
    • Презентация
    • Реклама

 

 

 

Подготовительный этап

Дизайн-спецификация изделия

Исследование  платка

Платки с давних времён на Руси считались частью женского национального костюма. Когда наступал праздник, женщины доставали из сундуков свои платки и перебирали их: какой  наряднее? С каждым платком связаны  заветные воспоминания: этот мне подарил  милый дружок, это из маминого приданого, а вот этот подарил муж после  рождения первого ребёнка. Были платки для работы и для праздника. У  праздничных платков обычно красиво  украшался угол, ниспадающий на спину, ведь он особенно хорошо виден, когда  женщина стоит в церкви или  просто идёт по улице.

Расписные платки - это не только головной убор, но и произведение декоративного искусства. Недаром  знаменитые Павловские платки получили мировое признание. На месте подмосковного  города Павловский Посад раньше было село Павлово.

В оформлении платков использовался (и используется до настоящего времени) главным образом растительный орнамент, ставший для фабрики традиционным. Чаще всего это - красные розы с зелеными листьями, расположенные большими букетами по углам платка. Середину его заполняют мелкие цветы и бутоны, ярко горящие на черном, кремовом или вишневом фоне. Другой традиционной цветочной композицией являются гирлянды роз, кайма, “огурцы”, напоминающие узоры знаменитых индийских шалей из Кашмира.

Исследование  изделий

Спортивный  костюм, которых так много в  магазинах. У меня только один платок, ткани не хватит к сожалению.

 

Шаровары…для этого ткани  тоже мало

 

Летние валенки очень  мне нравятся, но для них нужно  не меньше двух платков.

 

Жилет, или  душегрея-

самый оптимальный  вариант

Что такое душегрея?

Душегрейка или душегрея - в XV-XVIII вв. на Руси короткая теплая женская распашная одежда, заложенная сзади в складки. Прямой прототип современных жилетов.


Надевалась поверх сарафана и рубахи, как и сарафан, держалась  на лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху имела фигурный выступ мысом верх, к которому пришивались лямки. Шили ее из дорогих узорчатых тканей, украшали по краям декоративной каймой.

 

 

 

Исследование  техник выполнения.

   

Лоскутная техника. У меня только один   Синель. Новая, малоизвестная

Платок, да и техника эта  стала уже    техника, подходит по параметрам традиции и

традиционной.     современность.

Техника синель.

Одни журналы по рукоделию  называют ее "сениль", ссылаясь на распространенную ранее толстую ворсовую ткань "шенил". Другие упорно пишут "синель" уже без всякого объяснения.

Техника Синель представляет собой имитацию мелкого лоскутного набора из полосок ткани. Лицевая  сторона готовой синели имеет вид аккуратно пришитых на какую-либо основу разноцветных полосок. Однако достигается эффект не прямым лоскутным шитьем, когда из мелких деталей создается более крупная, а другим, оригинальным обратным приёмом: взятые изначально большие куски ткани в результате особых приёмов работы превращаются в ровные полоски и воспринимаются как ворсовая ткань.

Отделка

Синель называют трикотажным  мехом. И сшив душегрею я  подумала, почему бы не украсить ее настоящим мехом. Самый древний и самый традиционный материал в истории одежды - мех. Его носили еще первобытные люди. Сегодня он стал не просто символом роскоши и богатства, общественного статуса и процветания.

Сегодня мех прочно вошел в нашу жизнь. Какие только модели не встретишь  на подиуме и улицах: мода разных лет, разных стилей и направлений находит свое место в гардеробе у модниц.

Сказано-сделано. Вроде бы все готово. Но у меня остались лоскутки от платка. Выбрасывать их жалко, потому что это связь с предками. Встала новая проблема. Что же сшить из остатков.

Что сделать  из остатков?

                   

Шапка. Не думаю, что будет  актуально,        Рукавицы…еще менее актуально, чем шапка.

И для этого мало ткани.

Лакомник. То, что нужно. Ведь я хочу

 Поддержать связь с  традициями.

Лакомник.

Лакомник - женская сумочка, которую носили либо на шнуре или ленте через плечо, либо прикрепляли к поясу. В женском платье не было карманов, поэтому в лакомниках носили деньги, ключи, сладости, другие мелкие вещи. Шили лакомники из ярких тканей, отделывали тесьмой, лентами, бисером, вышивкой. Традиционный лакомник делался без застежки. По качеству и разнообразию примененных материалов можно было судить о мастерстве владелицы такого украшения. Карман девушка или женщина могла носить поверх сарафана, класть туда платочек, когда шла в другую деревню на праздник, или угощение, полученное от парня. Старушка могла держать в кармане гостинец для внуков. Пожилые, из осторожности, часто прятали карман под сарафаном, кофтой или юбкой. Карман, прикрепленный к женской крестьянской русской одежде, имел родственников за рубежом уже в далекие времена. «Иллюстрированная энциклопедия моды», изданная в Праге в 1989году, дает такую справку: «Сумочка — антипод мужских карманов... В средние века мелкие предметы и деньги укладывались в карманы на поясе или в кожаные мешочки, прикрепленные к поясу... Современным прототипом лакомника может быть сумочка для телефона.

Посмотрев на себя в зеркало  я решила что чего то не хватает. И решила дополнить образ…валенками.

Валенки.

История валенок на Руси началась не так давно, примерно три века назад. Первыми русскими изделиями из шерсти были банные колпаки, шляпы и легкие башмаки, которые назывались «чуни». Людей, которые их изготавливали, на Руси называли шерстобитами.

Первое упоминание о войлочных  сапогах нашлось в «Слове о  полку Игореве» (12 век). Но эта обувь  была скроенной и сшитой, она имела  хотя бы один шов. Валенки в виде цельноваляного сапога появились только в конце 18 века в Нижегородской губернии. Однако жители городка Мышкин в Ярославской губернии настаивают на том, что это они первые сваляли валенки. У валенок много названий – чесанки, катанки, валенцы, пимы. А валенки из козьей шерсти называли – волнушечки и выходки. Поначалу валенки стоили очень дорого, так как мастеров, которые их валяли, было мало, а технология производства держалась в секрете и передавалась от поколения к поколению. Валенки берегли и передавали по наследству. Молодой человек в валенках считался в те времена завидным женихом. Царские особы также носили валенки. Петр I после бани зимой всегда требовал себе валенки. Именно во время правления Петра I производство валенок получило широкое распространение. Екатерина Великая тоже носила чесанки, так как у нее были больные ноги. А Анна Иоановна разрешила придворным дамам надевать валенки с парадными платьями. Ленин и Сталин в ссылке в Сибире тоже носили валенки. А Никита Хрущев провел в валенках все детство. В период войны зимой наши солдаты носили только валенки. Освоение северных регионов без валенок оказалось бы также невозможным. В наше время валенки носят подразделения МВД, МО, МЧС, различные охранные структуры, а также рыболовные и охотничьи хозяйства. Для военной разведки в свое время были изготовлены специальные валенки разведчика, которые были белого цвета.

В последние несколько  десятилетий русские зимы стали  более мягкими и слякотными, поэтому  валенки заменили на влагостойкую обувь. Однако уже сегодня людей в  валенках все чаще можно встретить  на улицах. А для модельеров и  дизайнеров валенки стали актуальным предметом творчества.

Фильцевание.

Украсить валенки я  решила так же малоизвестной, но набирающей обороты техникой- фильцеванием.

Фильцевание, сухое (англ. felting, нем. Filzen) - древнейший способ изготовления текстиля из шерсти диких животных. Заключается в перемешивании волокон сырья путем деформирования их специальной иглой. В России более известен как валяние. Процесс фильцевания производится при помощи специальной, фильцевальной иглы. У иглы есть зазубрины, насечки, сделанные под углом. Именно они при вынимании иглы из полотна способствуют запутыванию слоёв между собой. Таким образом и создается изделие: игла проходит несколько раз вверх-вниз и переплетает, сцепляет волокна между собой. Особые, цепкие волоски есть не у всех тканей и нитей. Податливей других материалов шерсть. Также возможно применить эту технику на тканях и волокнах, имеющих в своем составе натуральные материалы (шерсть, шелк) и при работе с шифоном. Техника валяния зародилась около 8 тысячи лет тому назад. Наши далекие предки смогли оценить способность натуральной шерсти к сваливанию при механической обработке и теплой влагой. Древние люди валяли из найденной шерсти диких животных. Так валяние стало первенцем в изготовлении текстиля. Только позже люди научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Несмотря на такое древнее происхождение, валяние сейчас имеет большую популярность.

Чтобы валенки гармонично сочетались с  жилетом, я решила  навалять на них цветы, подобные рисунку на платке.

Таким образом, по ходу работы я  выбирала оптимальное решение  и создавала изделие.

Готовое изделие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический этап

Инструкционная  карта

  1. Нашла в журнале подходящую выкройку
  2. Перевела выкройку на ткань с  учетом припусков на швы
  3. Выкроила детали 5 различных цветов
  4. Сшила слои ткани
  5. Сшила детали между собой
  6. Отстрочила все под углом 450 к нити основы на расстоянии 1,5 см
  7. Пришила подклад
  8. Отделала душегрею мехом
  9. Прорезала все слои кроме основы
  10. Распушила жесткой щеткой
  11. Выкроила из остатков платка лакомник
  12. Украсила мехом

Заключительный этап

Экономическое обоснование

Мой комплект обошелся мне  бесплатно, потому что все необходимое  оказалось дома

Экологическое обоснование

Комплект получился экологически чистым, абсолютно безвредным для  окружающей среды. Более того, безотходное, потому что из остатков я  сшила  лакомник.

Самооценка

Я очень довольна проделанной  работой! Узнала много нового и интересного, освоила новую технику. Изделия  получились соответствующими требованиям. А самое главное, мне удалось  соединить традиции и современность, сохранить связь со своими историческими корнями.

Реклама

Русский стиль вечно волновал модельеров. Более века назад, знаменитый француз Paul Poiret( Поль Пуарэ), создал первую коллекцию на тему Казань. С тех пор, первая русская эмиграция в 20 годы внесла огромный вклад в развитие русской темы в мировую моду. Кокошники и китчи, вышитые душегрейки, сарафаны, всё это прошлось по Парижским подиумам, знаменитыми русскими моделями, популярными в межвоенный период. К русскому народному стилю в современной одежде обращаются многие дизайнеры нашего времени. Поддерживают связь с  прошлым- культурой и традициями своего народа. Русский народный платок и вся одежда, выполненная в тематике фольклора будет актуальна всегда — считает дизайнер Яна Шевченко. Как говорится «Своя рубашка — ближе к телу!». Это особенность, которая живёт в каждом человеке — как бы далеко ты не уезжал, всегда приятно возвращаться на родину, к своим корням. То же самое происходит и с модой — она циклична и со временем возобновляется пристрастие к тому, что когда-то носили наши мамы, бабушки, прабабушки.. Что уж говорить о павлопосадских платках — это наша история и наша душа!!! Потому мода на этот стиль не пройдёт никогда!!!

Информация о работе Из бабушкиного сундука в свет или традиции и современность