Учитель иностранного языка: традиции и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной степени обусловлены потребностью сохранения сложившихся традиций и их преемственности с возникающими тенденциями дальнейшего развития этого социокультурного феномена. Вместе с тем некоторые новации предполагают трансформацию ряда положений, имевших для института образования ключевое значение.
Одним из основополагающих и уникальных факторов подлинного реформирования образования является учитель. Достигнутые позитивные результаты гуманизации содержания образования, реализация личностно-центрированной

Содержание

Введение ……………………..……………………………………….……..3
Глава 1. Образ и личность учителя в истории развития российской школы………………..…….……………...…………………………………………6
Ушинский о народном учителе и его подготовке ..…………………..8
Профессиональная подготовка учителя….…………..…………….. 11

Глава 2. Современный образ учителя ………………………….…….... 17
2.1 Влияние личностных качеств педагога на успешность профессиональной деятельности ……………………………….…………………25
2.2 . Содержание деятельности учителя иностранного языка и роль информационных технологий……………………………………………………...29
Глава 3. Диагностика качества преподавания и педагогического мастерства учителя…………………………………………………….……………35
Заключение …………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 182.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Министерство  образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ  СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

Отделение иностранных языков 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Учитель иностранного языка: традиции и современность

Cпециальность 050303. Иностранный язык 
 
 

Студентка отделения иностранных языков

4 курса,  группа И-61                                       _________  А.А. Гайнетдинова

                                                                                                                 (подпись) 

Научный руководитель

Преподаватель                                                __________    Г.С. Малкова

                                                                                                                 (подпись) 
 
 
 

Набережные  Челны

2010

Оглавление 

     Введение  ……………………..……………………………………….……..3  

     Глава 1. Образ и личность учителя в  истории развития российской школы………………..…….……………...…………………………………………6

    1. Ушинский о народном учителе и его подготовке ..…………………..8
    2. Профессиональная подготовка учителя….…………..…………….. 11
 

     Глава  2.     Современный образ  учителя ………………………….…….... 17

     2.1 Влияние личностных качеств педагога  на успешность профессиональной  деятельности ……………………………….…………………25

    2.2 . Содержание деятельности учителя иностранного языка и роль информационных технологий……………………………………………………...29 

     Глава 3. Диагностика  качества преподавания и педагогического мастерства учителя…………………………………………………….……………35 

     Заключение …………………………………………………….…………….36  

     Список  использованной литературы ……………………………...………..39  

     ПРИЛОЖЕНИЕ  
 
 
 
 

Введение 

     Осуществляемая  в настоящее время модернизация российского образования характеризуется  сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной степени  обусловлены потребностью сохранения сложившихся традиций и их преемственности с возникающими тенденциями дальнейшего развития этого социокультурного феномена. Вместе с тем некоторые новации предполагают трансформацию ряда положений, имевших для института образования ключевое значение.

Одним из основополагающих и уникальных факторов подлинного реформирования образования  является учитель. Достигнутые позитивные результаты гуманизации содержания образования, реализация личностно-центрированной направленности обучения и воспитания оказались возможными благодаря прежде всего профессионально-творческой деятельности отечественного учителя. Однако нельзя утверждать, что большинство российских учителей обладают гибким педагогическим мышлением и органично восприняли гуманистические ценности образования как базовые приоритеты своей профессиональной деятельности, а также характеризуются профессиональной готовностью к воплощению в образовательную действительность технологий, обеспечивающих свободное и творческое развитие личности.

      Цель данной курсовой работы -  сопоставить и охарактеризовать отношение к образу учителя в свете традиционных и современных методик обучения иностранному языку.

     Исходя  из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  1. Характеристика  образа и личности учителя.
  2. Изучение работы К.Д. Ушинского
  3. Раскрытие сущности профессиональной подготовки учителя.
  4. Характеристика современного образа учителя иностранного языка.
  5. Изучение влияния личностных качеств педагога на успешность профессиональной деятельности.
  6. Определение содержания деятельности учителя иностранного языка и изучение места информационных технологий.

     Исходя  из этого объектом данного исследования является характеристика учителя иностранного языка с точки зрения традиций и современности.

     Предметом исследования является учитель иностранного языка – традиции  и современность.

     Выбор темы для написания данной курсовой работы определяется  прежде

всего ее актуальностью. Востребованным становится поиск ответов на следующие вопросы: какой учитель нужен обществу, государству, школе, ученикам; в чем заключается миссия российского учителя в начале третьего тысячелетия развития человеческой цивилизации; какими личностными и профессиональными  качествами он должен обладать; какие ценности должны быть для него приоритетными; какой должна быть направленность взаимоотношений между учителем и учеником.

     По  сути, актуализируется и вновь  становится насущной проблема поиска идеала учителя, отвечающего, с одной  стороны, подлинным и непреходящим ценностям образования, а с другой — тем вызовам и запросам, которые диктуются реалиями современного этапа развития общества, его цивилизационными перспективами.

     Данная  работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава содержит описание образа и личности учителя  в истории развития российской школы, описывается работа К.Д. Ушинского о народном учителе, также раскрывается сущность профессиональной подготовки учителя. Во второй главе сделана попытка дать характеристику современному образу учителя, выяснить влияние личностных качеств педагога на успешность профессиональной деятельности. А также сделана попытка определить содержание деятельности учителя иностранного языка место информационных технологий в ней. В третьей глава посвящена практической части – диагностике  качества преподавания и педагогического мастерства учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Образ и личность учителя в  истории развития российской школы.

      Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

    «Учительская  профессия, - писал В.А.Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».

    Безусловно, нравственной воспитание на идеях гармонии и божественного начала в человеке Льва Толстого очень привлекательно и актуально сегодня, во времена  бездуховности и низкой общей  культуры воспитания. Но невозможно согласиться с его отрицанием материального и научно-технического развития современного ребенка. В век компьютерных технологий человек не может существовать в абстрагированном от общественного развития мире. Поэтому философия Л.Н.Толстого представляется нам некой идеалистической картиной по созданию этакого общества всенародного благоденствия. В плане развития гуманистических идей в педагогике намного ближе и современней наследие В.А. Сухомлинского. Его методы воспитания человека более приближены к жизненным реалиям современной российской действительности.

    С тех пор, как люди заговорили на разных языках, общество стало нуждаться  в переводчиках. Толмачи ценились везде. До последнего времени изучение иностранных языков было скорее хобби, чем жестокой реальностью. Знать  иностранный язык - значило быть эстетом, принадлежать к определенному кругу. Но времена меняются...

    Сейчас  нас все меньше пугает огромная крепость под названием "Иностранный язык", так как известно, что строительство  любой крепости начинается с архитектурного плана. И, в данном случае, этим необходимым планом служит знание современных методик изучения иностранных языков. Очевидным остается тот факт, что в конце XXв. в России и других странах произошла "революция" в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению «вокабуляром», чтению и литературному переводу. Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Неудивительно, что язык хорошо знали единицы: только очень целеустремленные и трудолюбивые люди могли овладеть им на высоком уровне.

    Сейчас  для достижения такого по-прежнему высокого социального положения  тоже требуется немало усердия, упорства и каждодневного труда. Но поистине "революционно" то, что язык стал в той или иной форме доступен большинству. Преподавание языка приобрело прикладной характер, в то время как раньше оно было сравнительно отвлеченным и теоретизированным. Еще Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос - качество изложения, пафос - контакт с аудиторией, этос - отношение к окружающим. Это правило справедливо и для оратора, и для актера, и для преподавателя иностранного языка.

    Функции педагога в образовательном процессе значительно изменились. На смену учитель-ментор, учитель-диктатор пришел учитель-наблюдатель, учитель-посредник, учитель-"умиротворитель" и “руководитель". Хотя личность преподавателя в данном случае отходит на второй план, влияние ее на аудиторию, не уменьшается, а, наоборот, возрастает 
 

    1.1. К.Д. Ушинский о народном учителе  и его подготовке.

      Проблема подготовки современного  учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку,

К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.

    В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»

    Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.

    В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К. Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования  к  нему.  Прежде  всего,

 К.  Д. Ушинский утвердил мысль  о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

    В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую  характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».

Информация о работе Учитель иностранного языка: традиции и современность