Понятие инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Понятие инфраструктуры.docx

— 199.48 Кб (Скачать)

Понятие инфраструктуры

 Под инфраструктурой  рынка ценных бумаг обычно  понимается совокупность технологий, используемых на рынке для  заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических  средствах, институтах (организациях), нормах и правилах.

 

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием  самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и  обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она  остается на примитивном уровне. В  частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных  этапов купли-продажи становится самостоятельным  видом бизнеса. Критическим моментом является возможность за счет стандартизации данного этапа сделки и перехода к “массовому производству” снизить  относительные транзакционные издержки настолько, чтобы данный вид бизнеса  оказался способным финансировать  себя за счет отчислений сторон сделки.

 

Сразу же отметим, что в  издержки сторон необходимо включать не только прямые затраты (на поиск  партнера, оформление документов и  др.), но и косвенные, реализующиеся  в рисках. Иными словами, в затраты  нужно (с некоторым весом) включать потери, которые могут произойти  в результате неправильного исполнения сделки (например, отказа от поставки после  платежа, поставки фальшивых бумаг  и других).

 

Как показывает история развития рынка ценных бумаг в развитых странах, основная тенденция заключалась  в том, чтобы позволить каждому  участнику рынка принимать на себя те риски и в тех размерах, которые он сочтет нужным, пресекая при этом попытки свалить свой риск на другого, не заплатив ему за это или не заручившись его  согласием.

 

Для организации такого рынка  создаются структуры, торгуя в рамках которых участники освобождаются  от определенных видов риска. Эти  риски принимает на себя инфраструктура рынка, за что ее и приходится содержать (уменьшение риска вместе с доходностью).

Существует неоднозначное  определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении  работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых  направлена на обеспечение нормального  функционирования национальной экономики.

 

Инфраструктура как самостоятельная  область национальной экономики  прошла следующие этапы развития:

разделение сельского  хозяйства и ремесленничества привело  к росту городов и специализации  труда;

разделение сельского  хозяйства, ремесла и торговли привело  к формированию специфической области  национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

 

Выделяются следующие  основные виды инфраструктуры в национальной экономике.

 

1. Производственная инфраструктура  – это совокупность единиц  национальной экономики, основной  целью функционирования которых  является обеспечение нормального  функционирования производственного  процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные  судоперевозки и т. д. Сущность  производственной инфраструктуры  двоякая. Во-первых, она направлена  на обслуживание нормального  функционирования процесса материального  производства. Во-вторых, обеспечивает  нормальную жизнедеятельность самого  человека, воспроизводство трудовых  ресурсов в национальной экономике.

 

2. Социальная инфраструктура  – это совокупность единиц  национальной экономики, функционирование  которых связано с обеспечением  нормальной жизнедеятельности населения  и человека. Ее роль в современной  национальной экономике постоянно  повышается, а основная задача  заключается в обеспечении жизнедеятельности  населения на все более высоком  качественном уровне. Влияние социальной  инфраструктуры на национальную  экономику заключается в том,  что она позволяет обеспечить  воспроизводство трудовых ресурсов  – основного ресурса экономики.

 

3. Рыночная инфраструктура  – это совокупность единиц  национальной экономики, функционирование  которых направлено на обеспечение  нормальной деятельности рынка  и его развитие. Она представлена  совокупностью различных организаций  и учреждений, обеспечивающих деятельность  различных отраслей экономики.

 

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

торговых организаций;

биржевой торговли;

банковской системы;

небанковских учреждений;

транспортной системы.

 

Инфраструктура

Что это такое?

 

Инфраструктура — это  комплекс основных сооружений, которые  поддерживают  повседневную жизнь  и экономическое активность в  общине. Включает в себя дороги, системы  электро- и водоснабжение, телекоммуникационные системы, а также общественный транспорт.

 

 Многие из тех вещей,  которые мы воспринимаем как  должное, например радио, Интернет, метро, чистая вода, являются частью  инфраструктуры. Без них жизнь  была бы совершенно иной и,  вероятно, не такой комфортной.

 

 Однако инфраструктура  важна не только для обеспечения  повседневного комфорта. Она играет  ключевую роль в снижении уровня  нищеты. Инфраструктура повышает  производительность и улучшает  качество жизни в общине. По  дорогам люди могут добраться  до рынка,  школы или  медицинского  учреждения. Чистая вода необходима  для жизни и здоровья. Надежные  системы электроснабжения позволяют  предприятиям и  потребителям  экономить на инвестировании  в резервные или более дорогостоящие  альтернативные системы, а также  освобождают женщин и детей  из сельских районов от трудоемкого  сбора дров. Широкое распространение  доступного телекоммуникационного  и транспортного обслуживания  позволяет создавать новые рабочие  места и ускорять экономический  рост.

 

 Вот только несколько  примеров того влияния, которое  оказывает развитие инфраструктуры  на общину:

В Индии строительство  дорог позволило повысить общий  объем продукции, выпускаемой в  сельских регионах, на 7%.

В Коста-Рике осуществление  проекта по электрификации сельских районов имело своим результатом  увеличение количества основных предприятий  с 15 до 86.

В Марокко благодаря недавно  осуществленному проекту по строительству  дорог в сельской местности удалось  не только обеспечить рост объема  сельскохозяйственного  производства,  но и в три раза увеличить число девочек в  начальных школах. Кроме того,  вдвое больше людей получили доступ к медицинским учреждениям.

Почему это касается меня?

Преимуществами пользуются не все

 

 В последние годы  можно было наблюдать огромные  позитивные сдвиги в инфраструктуре  во всех частях мира. Можно  сказать, что сегодня мы  связаны  лучше, чем когда-либо: увеличилось  количество дорог, улучшились транспортные системы, появились возможности высокоскоростного выхода в Интернет, а также поразительная технологии мобильной связи. Для многих людей электричество и безопасная питьевая вода являются не роскошью, а обычными элементами жизни.

 

 Однако эти изменения  затронули не всех. Огромное количество  людей во всем мире продолжают  жить без надежной инфраструктуры, что является основным препятствием  на пути сокращения масштабов  нищеты и нередко представляет  собой источник серьезной угрозы  для здоровья.

Около двух миллиардов человек  совершенно не имеют доступа к  электричеству.

1.1 миллиарда человек, что  примерно составляет одну шестую  населения планеты, не имеют  доступа к безопасной воде. 2,4 миллиарда человек или 40% населения  Земли не имеют доступа к  адекватному санитарно-гигиеническому  обслуживанию.

От грязной воды и болезней, связанных с плохими санитарно-гигиеническими условиями, включая различные виды расстройства  кишечника, ежегодно погибает 1.6 миллиона детей. 

В странах с высоким  уровнем дохода на душу населения  в среднем затрачивается в  десять раз больше электроэнергии, чем в странах с низким уровнем  дохода.

В странах Европы и Центральной  Азии показатели использования мобильных  телефонов удваивались каждый год  в период с 1995 по 2001 год. Однако в  некоторых странах миллионы людей  все еще ждут подключения к  телефонной сети.

Экологический ущерб 

 

 Хотя развитые инфраструктуры  значительно повышают качество  жизни, важно обеспечить, чтобы  развитие было устойчивым с  точки зрения экологии, ибо в  противном случае  его цена  будет слишком высокой. К сожалению,  строительство дорог, городов  и транспортных систем наносит  ущерб окружающей среде. Возросли  излучение энергии, увеличилась   перенаселенность городов, повысились  уровень загрязнения воздуха  и количество транспортных заторов. 

Что делает международное  сообщество?

 

За последнее десятилетие  было отмечено значительное сокращение объемов инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран. Правительства  этих стран вкладывают слишком мало средств в развитие инфраструктуры,  а частный сектор не может восполнить нехватку средств, хотя по-прежнему вносит большой вклад в развитие инфраструктуры во всем мире. В действительности в  развивающихся странах на частный  сектор приходится около 20% от годового объема  инвестиций в развитие инфраструктуры.

 

 Осознавая значимость  инфраструктуры для достижения  экономического прогресса, Всемирный  банк в 2003 году инициировал  осуществление Плана действия  по развитию инфраструктуры, чтобы вновь привлечь внимание к инвестированию в инфраструктуру для достижения своих целей в области развития. В 2005 году Банк в общей сложности выделил на развитие инфраструктуры 7.4 миллиарда долларов (33% от всей суммы кредитов Банка).

 

 Международные организации  по вопросам развития могут  оказать более эффективное влияние  в тех случаях, когда они  взаимодействуют, и примеры такого  сотрудничества демонстрируют Всемирный  банк, региональные банки развития, доноры и другими образования,  в частности ЕС. Это особенно  актуально в случае реализации  региональных проектов развития  инфраструктуры, которые требуют  тесного сотрудничества ввиду   их сложности и масштабности. На данный момент Всемирный  банк сотрудничает с Азиатским  банком развития в энергетическом  секторе Бангладеш и с Африканским  банком развития в рамках экспериментального  сотрудничества в секторе водоснабжения.  Банк сотрудничает также с  Межамериканским банком развития  в области проектирования и   финансирования строительства сельских  дрог, управления эксплуатацией   дорог, а также осуществления  программ развития городского  общественного транспорта в Перу.

 

 Дополнительная информация  о деятельности международных  организаций по развитию инфраструктуры  во всем мире имеется на  следующих сайтах:

Всемирный банк

Африканский банк развития

Межамериканский банк развития

Азиатский банк развития

Что могу сделать я?

 

Изучите фактологическую  информацию. Посетите вышеперечисленные  сайты и ознакомьтесь с мировыми проблемами, связанными с инфраструктурой. Напишите об этом в свою местную  молодежную газету и обратитесь к  другим молодым людям с призывом проявить интерес к этим проблемам.

 

 Берегите воду и  электроэнергию. Во многих частях  мира  они являются ценными  ресурсами, и  вы можете помочь  сохранить эти ресурсы, не допуская  их чрезмерного использования.

 

Прежде всего следует  определиться с характеристиками и  определениями самой инфраструктуры, поскольку в российской литературе здесь до сих пор существует большая  путаница.

 

Довольно долго инфраструктурные расходы рассматривались в качестве потребительских расходов частного или государственного сектора и  лишь сравнительно недавно перешли  в категорию капитальных вложений [2].

 

Инфраструктура распадается  на две большие категории: экономическую (производственную) и социальную. Экономическая  включает в себя транспорт, связь, энерго- и водоснабжение. Социальная – объекты  образования и здравоохранения; некоторые эксперты добавляют в  нее также объекты культуры и  рекреации. Это деление достаточно условно, поскольку отдельные элементы инфраструктуры несут в себе как  экономические, так и социальные черты. Например, образовательные учреждения, обычно относимые к социальной инфраструктуре, играют важную роль в генерировании  человеческого капитала, который, несомненно, является важнейшим экономическим  фактором роста.

 

Существуют два главных  подхода к измерению инфраструктуры: физический (или натуральный) и финансовый (стоимостной). Финансовые показатели измеряют аккумулированные инвестиции или накопленный капитал в  конкретных отраслях инфраструктуры (например, стоимость дорог, школьных зданий или  энергосетей). Натуральные показатели измеряют широкий спектр характеристик: длину дорог с твердым покрытием, число классных комнат в школах или  количество контейнеров, обработанных одним портом. Поскольку единый натуральный  индекс, охватывающий различные виды инфраструктуры, построить практически  невозможно, на практике натуральные  показатели используются при исследовании отдельных сегментов инфраструктуры.

 

Влияние инфраструктуры на долговременный экономический рост может осуществляться по пяти направлениям: в качестве прямого  фактора производства, в качестве взаимозаменяемого элемента других факторов производства, в качестве стимула аккумуляции факторов производства, в качестве стимула совокупного  спроса и, наконец, в качестве инструмента  промышленной политики.

Информация о работе Понятие инфраструктуры