Проблемы информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Существует множество определений информации и информационных технологий.
Информация - совокупность знаний о различных объектах и взаимосвязях между ними. У большинства людей слово «информация» ассоциируется, прежде всего, с компьютером.

Работа содержит 1 файл

Анализ.docx

— 41.62 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существует множество  определений информации и информационных технологий.

Информация - совокупность знаний о различных объектах и  взаимосвязях между ними. У большинства  людей слово «информация» ассоциируется, прежде всего, с компьютером.

Информационные технологии - система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи документальной информации по запросам пользователей.

Информационные технологии - использование компьютеров для  хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения  информации. В современном обществе использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность  переработки информации сама по себе является богатством.

Информационная система  управления -- совокупность информации, экономико-математических методов  и моделей, технических, программных, других технологических средств, предназначенная  для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная система  управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета  и оперативного управления фирмой. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем  вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым  дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и  сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д [5].

Информационные системы  управления позволяют:

ь повышать степень  обоснованности принимаемых решений  за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;

ь обеспечивать своевременность  принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;

ь добиваться роста  эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;

ь согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях  управления и в разных структурных  подразделениях;

ь за счет информированности  управленческого персонала о  текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.

В политическом аспекте процессы информатизации позволяют:

ь создать необходимые  условия для доступа широких  слоев населения к информационным ресурсам в целях повышения его  политической, экономической и социальной активности;

ь способствовать реализации процессов гласности и демократизации общества;

ь реализовать мониторинг общественного мнения населения  по основным проблемам жизнедеятельности;

ь создать условия  согласованного развития округа и муниципальных  образований в его составе  как целостного субъекта Российской Федерации;

ь прогнозировать, выявлять и разрешать проявления социально-экономической  напряженности.

Экономические аспекты  информатизации ориентированы прежде всего на повышение эффективности  общественного производства, использования  природных ресурсов и собственности, улучшение социально-экономических  условий жизни населения [2].

Использование информационных технологий в социальной сфере позволяет:

ь более полно и  своевременно учитывать потребности  населения округа и целенаправленно  реагировать на эти потребности;

ь способствовать реализации принципа социальной справедливости при  распределении общественных благ;

ь способствовать эффективному функционированию отраслей социальной инфраструктуры;

ь повысить интеллектуальный потенциал общества, развивать новые  формы досуга, отдыха и развлечения  населения.

В концепции информатизации могут быть определены основные принципиальные положения и пути построения территориальной  информационной системы (ТИС) округа, разработки общего представления о структуре  и содержании системы в целом  и направлениях информатизации в  отдельных ее частях (элементах), разработано  научно-техническое обоснование  программы информатизации.

Концепция информатизации округа является основным научно-методическим документом, содержащим основные принципиальные подходы к развитию процессов  информатизации, обеспечивающим целостное  представление об информационной системе  округа в целом.

В Концепции определяются:

ь основные цели и  направления информатизации процессов  управления округом;

ь стратегия и тактика  проведения работ с учетом имеющихся  в России работ в этом направлении, привлечения для решения проблем  информатизации различных научно-производственных коллективов;

ь основные направления  по развитию инфраструктуры информатизации с учетом современного состояния  средств вычислительной техники;

ь система управления информатизацией округа, основные этапы  реализации Концепции, экономические  и социальные последствия от внедрения  новых информационных технологий.

Современные информационные технологии, системообразующая материальная база которых представляется программными и техническими средствами вычислительных машин, являются исключительным интеллектуальным, промышленным и социальным феноменом  конца XX века. Значение информатизации в последние десятилетия выросло  настолько, что высокий уровень  развития целого ряда государств определяется термином “информационное общество” [4].

Вычислительные средства, используемые как локально, так и  организованные в информационные технологии в высокоразвитых странах обеспечивают:

ь функционирование и  динамичное развитие научно-технического и промышленного потенциала в  условиях жесткой конкуренции;

ь создание и эксплуатацию современного вооружения;

ь организационно-техническое  обеспечение функционирования всех систем сложного экономического механизма;

ь эффективное управление на уровнях федеральной, региональных, местных и всей совокупности промышленно-экономических  структур;

ь интеллектуальное сопровождение  всех других направлений человеческой деятельности (образование, медицина, сфера услуг и т.п.);

ь стимулирование производительной работы кадров различных специальностей и уровней, основанной на широком  применении персональных компьютеров.

В этой связи рассмотрим проблемы информационных технологий в  период кардинальных экономических  преобразований.

Переход к рынку  в условиях, когда динамика и темпы  научно-технических, экономических  и социальных процессов, то есть практически  вся совокупность человеческой деятельности, во всем мире в существенной мере обеспечиваются информационными технологиями, требует  от государственных и предпринимательских  структур систематического внимания к  оценке развития технических и программных  средств информационных технологий, методам их эффективного использования  в различных системах обработки  информации, формированию источников и способов финансирования, подготовке кадров, определению структуры организации  этих работ в процессе кардинального  изменения форм собственности [3].

Практические результаты реформ пока что рельефно проявились, с одной стороны, в ликвидации системы тотального управления и, таким  образом, в создании исходных условий  для формирования рыночных отношений, а с другой - в экономическом  кризисе. В этой связи в настоящее  время необходима системная оценка реального положения, экономический  анализ, на базе которого должна быть сформирована экономическая программа последующих  этапов преобразований, обеспеченная эффективным управлением с прогнозированием их социальных результатов. Опыт показывает, что цивилизованный рынок в обозримый  период не может сформироваться эволюционно, а реформирование должно исходить из того, что без создания соответствующих  экономических институтов и механизмов управления никакая рыночная экономика  невозможна, поскольку в современной  рыночной среде действуют два  взаимосвязанных фактора - огромные иерархические системы, обеспеченные мощными информационными технологиями, и рыночный механизм.

В этих условиях очевидным  является то, что глубина и масштабы преобразований всех экономических  структур, количественные характеристики процессов, растянутость коммуникаций огромной страны и уровень специализации  хозяйственных связей определяют необходимость  создания в ходе реформ информационно-коммуникационных систем, которые в реальном масштабе времени должны обеспечить процессы сложных экономических преобразований. Кроме того, революция в технике  и технологии, которая происходит последние три-четыре десятилетия, вызывает необходимость в рамках современного рынка в централизованном планировании и управлении крупномасштабными  программами, фактически определяющими  развитие экономики в особенности  крупных высокоразвитых стран. Это  значит, что в условиях реформ многое зависит от сознательного выбора целей и методов осуществления  научно-технической и экономической  политики, базирующихся на современных  средствах обработки информации.

Именно в этой связи  отметим, что в настоящее время  уже очевидным историческим фактом является информационно-компьютерная революция во всех индустриально  развитых странах. Таким образом, современная  рыночная экономика в определяющей мере зависит от состояния и динамики развития информационных технологий.

1.2. МЕСТО И РОЛЬ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В  СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

На современном  этапе выделяют компьютерные информационные технологии - это система методов  и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью  средств вычислительной техники.

Для информационных технологий наших дней этапа характерны:

1. работа пользователя  в режиме манипулирования данными  (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого  меню»);

2. безбумажный процесс  обработки документов (на бумагу  фиксируется только окончательный  вариант документа);

3. диалоговый режим  решения задач с широкими возможностями  для пользователей;

4. возможность коллективного  использования документов на  основе группы компьютеров, объединенными  средствами коммуникаций;

5. возможность адаптивной  перестройки формы и способа  представления информации в процессе  решения задач

Для обработки информации используют автоматизированные системы  управления (АСУ).

АСУ - система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта управления, в которой  сбор и переработка информации, необходимой  для реализации функций управления, осуществляется с применением средств  автоматизации и вычислительной техники [7].

Главным направлением совершенствования системы управления на всех уровнях в современных  условиях стало массовое использование  новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных  информационно-управленческих технологий. Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных  изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового  потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение  информационного управления, значительно  расширяющее возможности использования  информационных ресурсов. Развитие информационного  управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали  и горизонтали все уровни и  звенья деятельности организации.

В последние десятилетия  системы управления в высокоразвитых странах, в частности, в США и  Японии, ориентируются на творческие информационные технологии так называемого  третьего уровня. Они охватывают полный информационный цикл - выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования нового объекта, достижения новых высших целей.

Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации системы управления, позволяют задействовать ПК в  творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной  техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват  следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение  специальных задач [1].

Информация о работе Проблемы информационных технологий