Совершенствование профессионализма педагогических работников в рамках системы повышения квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:19, творческая работа

Описание работы

Для современного образовательного учреждения характерно повышение требований к уровню образования и профессиональной подготовки работников. Несмотря на то что профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, образовательному учреждению также дано право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников.

Работа содержит 1 файл

повышение компетентности.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

      Чтобы преподаватель мог рационально  и оперативно использовать формы, методы, приемы обучения, необходимо работать над повышением методической культуры. С этой целью в колледже работает методический семинар, который способствует методическому уровню преподавателей.

      Расширение и углубление общепедагогических и психологических знаний преподавателей осуществляется благодаря постоянно действующему психолого-педагогическому семинару.

      В колледже действуют временные творческие группы, которые состоят из педагогов  различных специальностей, разного возраста, определенное время (месяц, год) они занимаются изучением, освоением и внедрением какой-то одной проблемы, разработкой мероприятия, подготовкой методических и педагогических советов, семинаров, программ.

      Следующая форма повышения квалификации –  предметные недели. В период проведения предметных недель преподаватели делятся своим опытом: показывают как аудиторные, так и внеаудиторные занятия. В рамках предметных недель пропагандируются новые подходы в организации учебного процесса, нестандартные формы ведения занятий, методики, которые способствуют повышению успеваемости и качества студентов.

      Наиболее  эффективный путь профессионального  роста – разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы колледжа. Каждый преподаватель в течение года или в течение 2−3 лет работает над методической проблемой. Отчет о работе над темой заслушивается на заседаниях П(Ц)К. Лучшие работы направляются для участия в городском конкурсе «Педагог-исследователь, новатор, разработчик».

      Повышению теоретического и методического уровня преподавателей способствует коллективная и индивидуальная работа над методической темой колледжа.

      Реализация  методической темы осуществляется по всем направлениям: профессиональное самообразованием преподавателей, деятельность П(Ц)К, проведение методических и педагогических советов, работа психолого-педагогических семинаров, совещания председателей П(Ц)К и кураторов, административные совещания при директоре.

      Сегодня, можно сказать, сложилась определенная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение педагогической квалификации и профессионального роста каждого преподавателя.

Повышение профессионально-педагогической компетентности

внутри (образовательного учреждения) колледжа

Психолого-педагогические и методические семинары − коллективная форма обучения преподавателей

 

     Психолого-педагогические и методические семинары − одна из коллективных форм и составных стройной системы по изучению методической темы колледжа. Они носят образовательный и развивающий характер, способствуют расширению и углублению общепедагогических, психологических и методических знаний преподавателей, являются доступной формой повышения квалификации и профессионализма педагогов.

     Психолого-педагогические и методические семинары разнообразны по форме проведения: теоретические, семинар-практикум, круглый стол, деловая игра, семинар-презентация и т. д. Всего в год в колледже проводится от 5 до 7 семинаров.

      Постоянно действующие психолого-педагогические и методические семинары позволяют преподавателям повышать свой методический уровень, углублять и расширять общепедагогические и психологические знания, совершенствоваться в качестве преподавателя-методиста, преподавателя-воспитателя.

     Теоретические и практические знания, приобретенные  на семинарах, преподаватели используют при подготовке к педагогическим советам, составлении творческих отчетов  и в своей педагогической деятельности.

     Педагогический  колледж в течение нескольких лет работает над проблемой «Повышение качества подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности как важнейший фактор гармонизации  личности». В процессе работы были рассмотрены и изучены следующие темы на психолого-педагогических и методических семинарах:

      • Содержание образовательного процесса и его структурные компоненты.
      • Целостность личности студента как условие повышения качества подготовки будущего специалиста.
      • Формирование мотивации учения и воспитания у студентов с разным уровнем готовности к получению знаний.
      • Использование на аудиторных и внеаудиторных занятиях педагогических технологий обучения студентов, проявляющих познавательную активность в получении знаний.
      • Уровень педагогического мастерства и его влияние на качество подготовки специалистов.
      • Мониторинг уровня педагогического мастерства как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

     Последние два года подробно рассматривается методическая тема «Совершенствование образовательного процесса через использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании как условие повышения качества подготовки».

     В рамках изучения вышеназванной темы были проведены семинары:

  • Организация учебно-воспитательного процесса на личностно-ориентированной основе.
  • Особенности обучения студентов в рамках личностно-ориентированного подхода.
  • Дифференциация дидактического материала одно из условий личностно-ориентированного обучения.
  • Современное занятие. Какое оно?
  • Система психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях личностно ориентированного обучения и воспитания.
  • Коррекция деятельности преподавателя в условиях личностно-ориентированного обучения.
  • Организация учебно-воспитательного процесса на личностно-ориентированной основе.

Краткосрочные компьютерные курсы  для преподавателей колледжа

 

     Одна  из главных задач образования  сегодня – подготовить студента к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Этим должен заниматься каждый педагог, а не только преподаватель информатики. Чтобы формировать информационную культуру студента, преподаватель и сам должен обладать такой культурой. Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание, обработка, тиражирование и т. д.) средствами информационных технологий.

     В 2005−2006 учебном году в каждом кабинете Новоуренгойского педагогического колледжа был установлен персональный компьютер. В связи с этим возникла необходимость проведения компьютерных курсов.

      В целях повышения эффективности  предложенной системы в колледже все более широко практикуется диагностический метод, используемый для выявления информационных потребностей педагогов, уровня их профессионально-педагогической компетентности, мотивов их профессиональной творческой деятельности, что позволяет осуществлять практико-ориентированное планирование в вопросе совершенствования педагогического мастерства.

     На  основе выявленных потребностей преподавателей в области информационной культуры было определено содержание и практическая часть компьютерных курсов, с учетом уровня владения компьютера преподавателями.

     Цель  проведения курсов: овладение навыками работы с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; выработка навыков применения средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

     Проведение  краткосрочных компьютерных курсов предполагает три этапа (с 2006 по 2008 г.):

    1. Использование текстового процессора в профессиональной деятельности педагога (2005/2006 учебный год).
    2. Применение табличного процессора в профессиональной деятельности (2006/2007 учебный год).
    3. Создание компьютерных презентаций (2007/2008 учебный год).

    После окончания курсов каждый преподаватель должен уметь:

    • создавать и сохранять дидактический материал с помощью Microsoft Word;
    • обрабатывать статистические и динамические данные средствами табличного процессора;
    • оформлять графически полученные числовые данные с помощью табличного процессора;
    • тиражировать документы;
    • создавать простейшие компьютерные презентации.

    Активное  внедрение ИКТ в учебный процесс  значительно увеличит дидактические  возможности, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Кроме того, преподаватель колледжа, освоивший информационные и коммуникационные технологии, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства.

Результаты  внедрения системы

повышения квалификации преподавателей

 

      Об  эффективности целенаправленной деятельности в рамках системы повышения квалификации преподавателей позволяют говорить следующие факты:

  1. Уровень категорийности педагогических работников составляет 88,8%: 24 преподавателя из 27 имеют высшую, первую и вторую квалификационные категории.

    По  сравнению с 2005/2006 учебным годом и 2007/2008 учебным годом качественный состав повысился на 11,9%.

    Динамика  изменения доли педагогов, имеющих

      высшую, первую и  вторую квалификационные категории

Показатель / годы 2005/2006 уч.г. 2006/2007 уч.г. 2007/2008 уч.г.
Доля  педагогов, имеющих высшую, первую и  вторую квалификационные категории 76,7% 83,9% 88,8%
 
  1. Происходят  качественные изменения в образовательном  процессе: содержании, учебно-воспитательном процессе, управлении.

       Преподаватели совершенствуют содержание обучения, внедряя современные формы, методы обучения, инновационные технологии (игровые, информационно-компьютерные, личностно-ориентированные технологии, технологии проблемного обучения, технологии индивидуализации и дифференциации, технологии творческих мастерских), способствующие развитию способностей студентов, повышению их образовательного уровня.

       Динамика  внедрения в учебно-воспитательный процесс 

       современных образовательных технологий

Показатель / годы 2005/2006 уч.г. 2006/2007 уч.г. 2007/2008 уч.г.
Количество  современных образовательных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе 5 7 9
 

     Совершенствуют  формы, методы контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов.

       Используют  текстовый контроль по темам и  разделам, метод недописанного тезиса, комплексные контрольные работы, составление ответа по теме с применением опорных слов и понятий и др.

       Организуют  управляемую и контролируемую самостоятельную  работу студентов на всех этапах занятий.

       Преподаватели нашего колледжа предлагают разнообразные виды заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы:

      • составление плана лекций, текста;
      • работу со словарями и справочниками;
      • ознакомление с нормативными документами;
      • конспектирование текста;
      • подготовку сообщений, докладов, рефератов, курсовых работ;
      • тестирование;
      • решение ситуационных задач и т. д.

Информация о работе Совершенствование профессионализма педагогических работников в рамках системы повышения квалификации