Старобытные промыслы и ремесла

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

В настоящее время образование находится в стадии совершенствования и улучшения качества обучения.
Но в нашей стране не только совершенствуется старое и появляется новое, но и возрождается старейшее. Старобытные промыслы и ремесла - наиболее актуальная тема для нашей страны в настоящее время. Организовываются выставки, ярмарки, открываются музеи и учебные заведения, в которых обучают тем ремеслам, которые были забыты в ушедшем от нас веке.
Поэтому хотелось бы сказать, что данная тема реферата актуальна и цель ее – донести необходимость возрождения промысла и использование техники изготовления каргопольской глиняной игрушки в школах, училищах, колледжах и других учебных заведениях, которые так или иначе имеют отношение к декоративно-прикладному искусству.

Содержание

Введение 3
Историческая справка 4
Материалы, инструменты, приспособления 11
Особенности выполнения 11
Методическая рекомендация 12
Инструкционная карта 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

   Ей, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщенная передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая- белая, черная, да редкие мазки киновари. Простота, даже примитивность выразительных средств, выступает в игрушке не в отрицательном качестве. У лучших народных  мастеров в этом и состоит особенность творческого метода- умение выразить существо с помощью нескольких важных и точных деталей.

 

 

 

Методическая  рекомендация

   Изготовление каргопольской  игрушки- это старейшее ремесло, которое внезапно исчезло и снова возродилось. В настоящее время тема возрождения древних ремесел является  ключевой, поэтому хотелось бы не только рассказать об этой прекрасной игрушке, но и посоветовать ее изготовить. Ведь работа с глиной занятие весьма увлекательное и полезное: во-первых, развивается моторика рук, внимание, фантазия; во-вторых, роспись игрушки не только интересное занятие, подбор красок развивает способность к сочетанию гаммы и оттенков цветов. И, наконец, в-третьих, изготовление глиняных игрушек- это отличительная особенность  быта русского народа и мы должны ее развивать и передавать от поколения к поколению.

   Итак, каргопольская игрушка имеет некоторые особенности: Она небольшая, но отличается монументальностью, т.е. устойчивая, и несмотря на небольшие размеры, выглядит объемной. Желательно выполнять работу неспеша и внимательно, так как любая непродуманная и неправильно вылепленная деталь  может искозить образ игрушки.

   Сначала необходимо вылепить основные детали, те, которые наиболее объемные, а затем более мелкие. Желательно игрушку затем обжечь, но если такой возможности нет, можно просто дать ей высохнуть. Краски стоит  подбирать соответственно: если это полкан, какое-то животное или свистулька,то  лучше использовать коричневые, серые, белые, черные цвета; для баб и мужиков можно использовать краски поярче и  насыщеннее. Можно также нанести орнамент по сырой глине, что еще более украсит вашу игрушку. Для росписи желательно использовать волосяные кисти небольших размеров.

 

Инструкционная карта

«Лепка и  роспись глиняной игрушки “Полкан”»

Этапы работы

Инструменты, материалы  и приспособления

Последовательность выполнения

рисунок

Подготовка глины

 

 

Глина,

доска,

умелые руки,

вода

 

Размять глину так, чтобы глина была мягкой и пластичной

Лепка фигуры

Отделить небольшое количество глины и начинать вытягивать туловище игрушки. Сначала сделать голову, для этого на одном конце подготовленного овального куска глины  пальцами сделать шею. Затем половину куска отогнуть, чтобы получилось подобие утки. От хвостика получившейся уточки вытянуть две ноги, также две ноги вытянуть под той частью фигуры, где находится голова. Убирать излишки глины к бокам и из нее сделать руки, прижав их ближе к туловищу.

 

 

 

 

 

 


Лепка шляпы

Вылепить из небольшого количества глины шляпу: скатать шарик, оставить верхушку, низ шарика и края смять, как поля у шляпы. Присоединить ее к голове. На лице аккуратно вылепить нос.

Заключительный этап лепки

Вылепить шляпу, присоединить к голове. Придать игрушке ровную, гладкую форму, использовать при этом воду (руки мочить в воде и сглаживать неровности)

 

Роспись игрушки

Кисти, гуашь, вода.

Для росписи использовать красный, желтый, коричневый и черный цвета. Сначала следует раскрасить шляпу и лицо игрушки. Цвет шляпы должен быть песочного цвета, а черты лица следует наносить черным. Затем приступать к росписи рубахи. Посередине рубахи провести две тонкие линии черной гуашью ( лучше использовать тонкие кисти) .  Внутри сделанных линий сделать зигзаги черным цветом, а вдоль них сделать красные линии. По краям получившейся ленты сделать желтые волнистые линии.   Нижнюю часть игрушки покрыть коричневым цветом.


 

Заключение

   В завершении проделанной работы следует сделать вывод о том, что возрождение древних ремесел является в настоящее время одной из главных задач образования.

   Возрожденное ремесло изготовления каргопольской игрушки – это один из множества шагов, которые сделаны и которые еще предстоит сделать на пути к возрождению всех отраслей искусства.

    И в первую очередь  познакомить с искусством  и его отраслями молодое поколение должна будет школа, так как школа является ключевым звеном в жизни ребенка. Ведь именно в школе у ребенка складывается сознание, приоритеты и жизненные принципы.

 

Список литературы:

  1. А. П. Рогов “Черная роза. Книга о русском народном искусстве”. М.: Современник, 1978.
  2. Основы художественного ремесла. / Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979.
  3. Г. П. Дурасов “Каргопольская глиняная игрушка”. Л.: Художник, 1986.
  4. Г. П. Гунн “Каргополье и Онега”. М.: Искусство, 1989.
  5. Н. В. Гаевская “Каргополь” М.: Просвещение, 2000.
  6. А. Л. Иорданский “Об истории каргопольской игрушки”
  7. Журнал “Игрушка- энциклопедия мастерства”
  8. В.С. Воронов “Крестьянское искусство”

Информация о работе Старобытные промыслы и ремесла