Старобытные промыслы и ремесла

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

В настоящее время образование находится в стадии совершенствования и улучшения качества обучения.
Но в нашей стране не только совершенствуется старое и появляется новое, но и возрождается старейшее. Старобытные промыслы и ремесла - наиболее актуальная тема для нашей страны в настоящее время. Организовываются выставки, ярмарки, открываются музеи и учебные заведения, в которых обучают тем ремеслам, которые были забыты в ушедшем от нас веке.
Поэтому хотелось бы сказать, что данная тема реферата актуальна и цель ее – донести необходимость возрождения промысла и использование техники изготовления каргопольской глиняной игрушки в школах, училищах, колледжах и других учебных заведениях, которые так или иначе имеют отношение к декоративно-прикладному искусству.

Содержание

Введение 3
Историческая справка 4
Материалы, инструменты, приспособления 11
Особенности выполнения 11
Методическая рекомендация 12
Инструкционная карта 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 96.50 Кб (Скачать)


Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  гуманитарно-педагогический университет  им. Н.Г. Чернышевского»

Технолого-экономический  факультет

Кафедра теории и методики преподавания технологии и предпринимательства

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Декоративно-прикладное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса ОЗОТО

Титова Александра Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита, 2011

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Историческая справка                                                                                          4

Материалы, инструменты, приспособления                                                          11

Особенности выполнения                                                                                         11

Методическая рекомендация                                                                              12

Инструкционная карта                                                                                        13

Заключение                                                                                                         15

Список литературы                                                                                             16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В настоящее время образование находится в  стадии совершенствования и улучшения качества обучения.

   Но в нашей стране не только совершенствуется старое и появляется новое, но и возрождается старейшее. Старобытные промыслы и ремесла - наиболее актуальная тема для нашей страны в настоящее время. Организовываются выставки, ярмарки, открываются музеи и учебные заведения, в которых обучают тем ремеслам, которые были забыты в ушедшем от нас веке.

   Поэтому хотелось бы сказать, что данная тема реферата актуальна и цель ее – донести необходимость возрождения промысла и использование техники изготовления каргопольской глиняной игрушки в школах, училищах, колледжах и других учебных заведениях, которые так или иначе имеют отношение к декоративно-прикладному искусству.

 

Историческая справка

 Каргополь - древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. "Мужик поит коня", "Мужик-сеятель", "Мужик с корзиной грибов" и т.д.).  
Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.  Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками.

   Русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возникновение промысла издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Особенности производства: из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были "обварными". После обжига раскаленное изделие погружали в "болтушку" - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.      Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х гг. гончарный промысел постепенно сошел “ на нет”, еще раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать. Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы. Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции - тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, "обварные". Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным - у Шевелевых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия "Беломорские узоры". В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

Уже несколько лет в Каргополе работает центр народных ремесел "Берегиня", где можно посмотреть на игрушки, приобрести их, и даже попробовать слепить их самостоятельно под руководством молодых мастеров этого древнего ремесла.

Издавна крестьяне нескольких деревень в окрестностях Каргополя – Торопово, Гринево, Печниково, занимались гончарным промыслом. Места здесь скучные, сухие безводные – так и называются они «каргопольской сушью»! Основное занятие крестьян – землепашество, но наличие пригодных глин в округе дало возможность развитию подсобного гончарного промысла. Глиняная посуда: печные горшки, миски, кринки и прочее, расходились по всему Поонежью и Поморскому берегу.

По сохранившимся сведениям, гончарный  торг в Каргополе был значительным. Можно только пожалеть, что ничего не сохранилось с тех времен, когда на Торговой площади у колокольни выставлялись в ряд изделия гончаров. Среди них были и глиняные игрушки. Вот что там встречалось (по описанию краеведа Ф.К.Докучаева-Баскова): «из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки – на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигурки баб (эти, последние, скорее напоминают изделия людей каменного века), «утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы)… В последнее время спрос на игрушки пал, и производство их уменьшается».

Гончар лепил игрушки между  прочим, отдыхая среди трудов от однообразия горшков и кринок, стоили эти игрушки гроши, и значения серьезного им никто не придавал, покупали их вместе с горшками - ребятишек побаловать, и недолог был их век.

О старой каргопольской игрушке  можно составить представление  по работам И.В.Дружинина (1887-1949), хранящимся в местном музее. Каргопольская игрушка была блеклой, неяркой: покупными красками мастер не располагал. Мел, печная сажа, цветная глина — вот и все краски.Формы фигурок архаичны, заставляющие вспомнить, как отмечено Ф.К.Докучаевым-Басковым «изделия людей каменного века». Действительно, фигурки баб с плоскими «скифскими» лицами, с обнаженными грудями напоминают первобытных «венер». Бесспорно, что формы северных игрушек, как и орнамент северных вышивок, уходят в глубокую древность.

Суровая первобытная архаика не присуща современной каргопольской игрушке, как и прежняя, неяркая, сдержанная раскраска. В игрушку проник цвет. Сохраняя традиционные формы, нынешняя каргопольская игрушка стала более яркой, хотя лучшие мастера обычно избегают излишней пестроты. Глиняная игрушка может быть понята разно. С одной стороны, это произведение мелкой пластики, небольшая раскрашенная скульптурка, и это дает ей почетное место среди образцов народного искусства. Но это и игрушка, то есть частица сказочного мира. В игрушке всегда живет сказка, ее образы претворяются в скромных глиняных поделках, предопределяя сюжет и форму. Мастер-игрушечник ничем не связан в своей фантазии, наряду с традиционными формами он вправе вымышлять. И если попытаться определить, чем каргопольские игрушки отличаются от прославленных дымковских, следует сказать – своей сказочностью.

В витрине Каргопольского краеведческого музея, где выставлены работы лучших мастеров, среди разносюжетных  игрушек выделяется одна, изображающая бородатого кентавра. О создательнице этой игрушки - бабушке Ульяне, Ульяне Ивановне Бабкиной (1888—1977), наслышан, пожалуй, каждый турист, приезжающий в Каргополь,— слава народной мастерицы разошлась по всей стране и за ее пределы.

Жила Ульяна Ивановна в маленькой деревеньке Гриневе недалеко от села Печникова по Пудожскому тракту. Вокруг простирается «каргопольская сушь» -неширокие поля, невзрачные леса. Избушка мастерицы была ветхой, покосившейся — одинокое старушечье житье. Сама Ульяна Ивановна маленькая, сухонькая, с лицом, как печеное яблоко. Этакая северная бабушка-задворенка. Но не так проста была Ульяна Ивановна, свойственны ей были и юмор, старческое лукавство, и достоинство народной умелицы.

Вот пришла она из лесу, корзину грибов наломала, а уже ее туристы ждут — полна изба гостей. Ульяну Ивановну не смутишь, привыкла, что к ней ездят из Москвы, из Ленинграда и художники и ученые-искусствоведы. И, конечно, все спрашивали игрушек — о мастерице не раз писали в газетах и журналах, помещали репродукции ее работ. Но бабушка с добродушной сердитостью говорит: «Так вам сразу и покажи игрушки! Приезжают — всем игрушки подавай!» И, ворча, начинает ставить самовар, потом переоденется для гостей — кофту светлую наденет, платок чистый повяжет. Скажет лукаво: «Что же вы, гости, а с пустыми руками пришли?» Посмеивается, а гости смущаются. Сидят гости на лавках, смотрят на нехитрое бабкино житье - иконы в углу, литографии старые на стенах, русская печь , занявшая едва не половину избенки лежанка, рядом лежат два больших желтоглазых кота. Посмеется так бабка над гостями, сжалится, покажет игрушки. Уйдет на чистую половину в двухстворчатую дверь - посторонние туда не допускаются - и вынесет фанерный ящик. И начинают туристы охать и ахать, умолять продать игрушки, да Ульяна Ивановна скажет, что делались они на заказ, заказ и не продажные, но потом смилостивится и отдаст некоторые...

Игрушки на столе —  и куда девались серые стены, низкий потолок, запыленные оконца. Повеселело сразу в доме, засверкало, словно солнце заглянуло. Сказочный мир на столе. «Это кто, бабушка, кентавр этот?» — «Называется Полкан». Так вот, оказывается, разгадка кентавра — лубочный богатырь Полкан. «Вы Полкана сами придумали?» — «Отец мой так делал, и я делаю». — «А это кто?» — спрашивают про фигурку женщины в кокошнике с ребенком на руках, типа вятской няньки. «Называется кокошник». — «А это?» — про женскую фигурку с муфтой. «Называется муфта». — «А это?» — «Корова». Прекрасная корова, с вытянутым туловищем, черная, в белых кругах с красными крестами — солярными знаками, с красным ободком на шее, с бело-синими рогами. «А это кто?» - «Заяц». – «Почему с гармошкой?» - «Заяц в лес ходил, цветочков нарвал пришел домой, взял гармошку, веселый…». «А вот тут какой-то человек влез оленю на рога, тоже с гармошкой». - «Поиграть ему захотелось, все ты спрашиваешь...». Действительно, надо ли объяснять сказку и ее на первый взгляд несообразность? Сказка есть сказка. И стоят на столе полканы, муфты, коровы, олени, собаки — весь сказочный бабкин мир, в котором она прожила жизнь и о каждом существе которого у нее был свой рассказ.

Так почти всю свою жизнь жила Ульяна Ивановна в низкой избенке и лепила игрушки на радость  людям. Ей не раз предлагали переехать  в Каргополь, звали в Союз художников вступить, а ничего ей этого не надо было, какой была она, такой и осталась — народной мастерицей, простой деревенской бабушкой. Несколько лет Ульяна Ивановна оставалась единственной жительницей вымершей неперспективной деревни. В один из дней холодной зимы 1975/1976 г. мастерица сильно заболела, не смогла растопить печь, и несколько дней лежала в промерзшей избе. Добрые люди нашли ее через трое суток, перевезли в каргопольскую больницу. Последний год ее жизни прошел у дальних родственников в Каргополе. Ульяна Ивановна все это время тяжело переживала невозможность заниматься делом всей своей жизни…

Почти тридцать лет прошло, как нет в живых Ульяны Ивановны, не существует больше и ее родная деревенька Гринево. Только по старой плакучей березе можно угадать место, где стоял  дом мастерицы. Около этого места установлена памятная доска, стоит и скромный памятник на могиле Ульяны Ивановны на Каргопольском кладбище.

Ульяна Ивановна умела  находить в жизни радость и  давала людям радость, воплощенную  в пестрой галерее игрушек, и  мы должны быть благодарны ее памяти. Каргопольская глиняная игрушка оказалась в счастливом положении. Полвека назад еще были живы старые мастера, сохранившие традиции гончарного промысла (ряд знаменитых северных промыслов заглох потому, что прервалась преемственность, как, например, палощельская роспись). Они передали свои навыки молодой смене.

 

Материалы, инструменты, приспособления

Для изготовления каргопольской  глиняной игрушки требуется:

1. Глина для лепки заготовки;

2. Доска для работы с глиной;

3. Вода для увлажнения фигуры;

4. Кисти и гуашь для росписи;

 

 

Особенности выполнения

   Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придает фигуркам красивый внешний вид. Но при этом наивность крестьянского примитива, составлявшая главную прелесть старой игрушки, утрачивается.

   Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем – одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причем, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчете на рассматривание игрушки в фас. Именно в лепке, прежде всего, лежит секрет выразительности каргопольской игрушки.

Информация о работе Старобытные промыслы и ремесла