Утилизация резинотехнических изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:54, доклад

Описание работы

В странах ЕС восстанавливается около 15% использованных шин для легковых машин, что на 20% дешевле производства новых. Зарубежные исследования показали, что шины практически не загрязняют воду и их прогнозируемая долговечность в спокойной воде достигает сотен лет, поэтому их применяют даже при создании искусственных нерестилищ для рыб, а во Франции для усиления грунта.

Работа содержит 1 файл

утилизация шин.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

   Утилизация  резинотехнических  изделий.

   В странах ЕС восстанавливается около 15% использованных шин для легковых машин, что на 20% дешевле производства новых. Зарубежные исследования показали, что шины практически не загрязняют воду и их прогнозируемая долговечность в спокойной воде достигает сотен лет, поэтому их применяют даже при создании искусственных нерестилищ для рыб, а во Франции для усиления грунта.

   Оборудование  для переработки шин стоит  недешево, но оно окупается в течение  от года до трех лет и затем приносит чистую прибыль. Несмотря на увеличение стоимости работ (от 10 до 100%) резиноасвальт имеет большую износо- и морозостойкость в 1,5-2 раза, снижает шум и тормозной путь автомобиля. Билль о транспорте (США) поддержал применение резиноасфальта, что позволило использовать до 30% использованных шин из накапливаемых ежегодно в США.

   Покрышки  состоят из резины, текстильного корда  и металлической основы. Все эти  составляющие могут найти самое  широкое применение при вторичной  переработке. Сжигание изношенных шин энергетически неперспективно, так как для изготовления легковой шины требуется энергия эквивалентная содержащейся в 35 л нефти, а при ее сжигании возвращается энергия, эквивалентная лишь 8 л нефти. Однако сжигание шин в цементных печах снижает загрязнение окружающей среды и в ряде случаев экономически выгодно.

   Шины  для автомобильного транспорта, вышедшие из строя вследствие износа протектора, подлежат восстановительному ремонту  методом наложения нового протектора.

   Другая  часть изношенных шин может быть переработана по технологиям, которые делятся на три группы:

   - технологии, при которой резина  не претерпевает каких-либо физико-химических  изменений и сохраняет свою  структуру (измельчение резины  до различной степени дисперсности);

   - технологии переработки, приводящие к частичному разрушению сетки резины;

   - термические методы вторичного  использования изношенных шин,  при которых происходит полное  разрушение структуры.

   В результате переработки изношенных автопокрышек можно получить особый резиновый порошок, который используется для получения дешевых антикоррозийных мастик, гидроизоляционных материалов, герметиков для изготовления бесшовной кровли, эластичного наполнителя для строительства автомобильных дорог, основы для обуви, составляющей для новых автопокрышек, звукоизоляционной пористой плиты для домов.

   Переработанные  автопокрышки применяются также  для производства:

   - гидроизоляции при нефтедобыче;

   - гидроизоляционных мостов и труб;

   - защиты от эрозии почв и  берегов;

   - строительства мостов и водопропускных коллекторов в дорожной индустрии;

   - создания звукоизолирующих ограждений - экранах на автодорогах;

   - усиления «слабых» грунтов в  инженерных сооружениях широкого  профиля.

   В Висконском Университете (США) разработан другой способ утилизации шин. Их заливают жидким азотом – шины становятся хрупкими, как стекло, затем их дробят и получают сырье для дорожного покрытия. Испытания, проведенные на дороге с таким покрытием, показали, что у этого шоссе прекрасный коэффициент сцепления с автомобильными колесами, а уровень шума самый низкий. Цена не дороже асфальта.

   В Польше измельченные автопокрышки стали  использовать для изготовления транспортерных лент.

   В Нидерландах разработан способ изготовления материалов для изоляции электрических  кабелей.

   В Болгарии уже несколько лет производят резиновые шпалы для рельсовых путей в шахтах (каучуковый комбинат г. Писариджике). У таких шпал шесть преимуществ перед прежними: в три раза дешевле железобетонных, лучше амортизируют удары и глушат шум, устойчивы к воздействию рудничных вод, к ним не нужен балласт из щебенки, и, наконец, когда кончится срок годности, эти шпалы можно снова переработать.

   Но, пожалуй, самый экологически чистый способ переработки старых шин запатентован в Колумбийском Университете (США). В специальной емкости они подвергаются биологическому разложению с помощью микробов. И получается порошок для удобрения полей. 
 

   Авторециклинг

   Авторециклинг – это переработка автомобилей, вышедших из эксплуатации, вовлечение ресурсов во вторичное использование. В развитых странах авторециклинг – это целая отрасль, которая обеспечивает работой 1,5 миллиона человек. Стоимость продукции, которая была произведена из материалов, полученных в ходе утилизации автомобилей, превышает 250 миллиардов долларов в год. При этом всего 20% составляет доля материалов, не пригодных к повторному использованию.

   Автомобиль, хотя и является предметом длительного  пользования, все же имеет конечный срок жизни. Следовательно, после окончания  его эксплуатации необходимо принять  меры по его утилизации. В изношенном и выброшенном на свалку автомобиле содержатся все те материалы, которые были использованы при его изготовлении: черные и цветные металлы, пластмассы и резинотехнические изделия, стекло и керамика, дерево и картон, текстильные и битумные материалы и др. Поэтому вышедший из эксплуатации автомобиль может и должен стать источником вторичных материальных ресурсов…

   Организация сбора и переработки вторичных  ресурсов автотранспортного комплекса (авторециклинг) включает следующие  мероприятия:

   - выявление и учет автотранспортных  средств, непригодных к эксплуатации;

   - создание сети пунктов сбора  отработавших свинцово-кислотных  аккумуляторов, автомобильных масел,  изношенных автопокрышек и производств  по их переработке;

   - создание производства по утилизации  охлаждающих жидкостей (тосол,  антифриз), поступающих с площадок и транспортных предприятий;

   - создание в многоэтажных гаражах-стоянках  экологических блоков сбора отработавших  узлов и материалов автомобилей;

   - создание комплекса производств  по утилизации отходов транспортного  комплекса;

   - проектирование и строительство установок по переработке твердого осадка автомоек;

   - создание центральной единой  диспетчерской и информационной  электронной базы данных обо  всех автотранспортных средствах  и их состоянии;

   - реализация запчастей и продуктов  переработки автотранспортных средств;

   - захоронение отходов перерабатывающих  предприятий.

   Автовладельцы бросают автомобили на улице по причине  отсутствия экономического механизма  наказания и системы мер по их применению. И если использованные автопокрышки автовладельцы сдают в автосервис за определенную плату, то использованные аккумуляторы просто выкидываются на свалку. Находящиеся в аккумуляторах соляная кислота и свинец в случае раскупорки аккумуляторов весьма опасны: это риск для здоровья населения, прежде всего, детей (свинец высоко токсичен и обладает способностью накапливаться в организме человека). Обычно бывшие в употреблении масла выливаются на землю или, в лучшем случае, выкидываются на свалку; изношенные и бракованные детали машин хранятся в гаражах, ремонтных предприятиях, мастерских.

   Нерешенность  многих вопросов, связанных с автотранспортными  средствами, подлежащими утилизации, а также отсутствие системного (комплексного) подхода к решению вопросов размещения транспортных средств приводит к  загрязнению почв, воздуха и водных объектов. Также существенны экономические потери от неиспользованных ресурсов.

   Закон о рециклинге принят более чем  в 50 странах мира. К 1995 году мировая  индустрия рециклинга обеспечила занятость  более 1 млн. человек. Общая стоимость  продукции, полученной в мире за счет рециклинга в 1995 году, составила 175 млрд. долл.

   Использование металлолома существенно снижает  стоимость всей металлопродукции. По усредненным данным, при переплавке стального металлолома требуется  только 25% энергии, затрачиваемой на выплавку стали из руды в домнах.

   Из  полученного вторсырья изготавливают  «неответственные» детали (бамперы, обивку багажника, коврики и многое другое), а также хозтовары (бутылки, дорожные ограждения, хозяйственная  утварь, покрытия для садовых дорожек).

   Особое  внимание в последнее время уделяется  переработке пластмасс, полипропилена, которые все больше используются в производстве автомобилей. Их переработка  во вторичные материалы и использование  с максимальной эффективностью возможны только после рассортировки по видам полимеров и по конкретным маркам пластмасс. Некоторые фирмы ввели с этой целью стандартизированную маркировку деталей из резины и пластмасс, позволяющую четко определить марку материала.

   Проектная группа "Утилизация автомобилей" компании BMW разрабатывает всеобъемлющую концепцию вторичного использования деталей автомобилей. Концепция учитывает необходимость утилизации уже на стадии проектирования. Разбираемые в Центре модели автомобилей удается использовать повторно почти на 95%. Масло, антифриз, бензин идут на переработку или в качестве топлива на собственную ТЭЦ. Демонтированные элементы, пригодные в качестве запчастей (стекла, двери, сиденья) продаются примерно вдвое дешевле новых. Разделенные по видам материала детали измельчаются, прессуются и идут в переплавку. Мелкие пластиковые детали, разборка которых трудоемка, идут на топливо.

   С 1994 года действует соглашение между  компаниями BMW, FIAT и RENO, в соответствии с которым каждая из них организует переработку машин этих трех марок у себя в стране. В 1995 году к соглашению присоединился "Rover".

   На  все детали, которые должны быть повторно переработаны после снятия с автомобиля, фирмой «Мерседес-Бенц»  устанавливается специальный знак, означающий пригодность к рециклизации, а также кодовый номер, указывающий на вид используемого сырья. 
 

Информация о работе Утилизация резинотехнических изделий