Автомобилестроение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями.

Содержание

2. Характеристика предприятий автомобильной промышленности, действующих на территории Российской Федерации………………….…………11


3. Сопоставление российской автомобильной промышленности с мировым уровнем развития………………………………………………………………...…..15


Заключение…………………………………………………………………………...16


Список литературы…………………..……………………………………................18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Экономике машиностроения.doc

— 941.00 Кб (Скачать)

Рис. № 3. Динамика изменения  рынка грузовых автомобилей  по годам. 
 
 

Рис. № 4. Динамика изменения  рынка автобусов  по годам в России. 

    2. Характеристика предприятий  автомобильной промышленности, действующих на  территории Российской  Федерации.  

    В текущей ситуации в рыночном сегменте производителей автомобилей (ОЕМ) присутствуют 4 основных типа предприятий: 

    1) традиционные российские производители (ОАО «АВТОВАЗ», предприятия «Группы «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», АМО «ЗИЛ»  и др.) – характеризируются наличием изношенной производственно-технологической базы, ограниченными источниками инвестиций; нехваткой современных технологий, недостаточностью масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей, гибкости производства и профессионального менеджмента; 

    2) российские сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто»,

      ООО «Тагаз», предприятия группы  «Соллерс» и др.) – характеризуются  относительно современными технологиями и гибкостью производства, западным стилем управления неразвитостью собственного инжиниринга и недостаточными масштабами производства для увеличения локализации. Еще одной проблемой является отсутствие прав на интеллектуальную собственность (например, как в случае с группой компаний «АВТОТОР», являющейся контрактным сборщиком автомобилей). 

    3) иностранные автопроизводители (предприятия Ford, GM, Renault и т.д.) – характеризуются относительно недавним стартом производства в России, малым масштабом производства и уровнем локализации, отсутствием инжиниринговых центров; 

    4) прямые импортеры – присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.

    При этом российский рынок легковых автомобилей  отличается высоким уровнем фрагментации по моделям, что характеризует относительную  развитость рынка, но создает проблемы конкурентоспособности по масштабам  производства. Основным традиционным производителем легковых автомобилей в России является ОАО «АВТОВАЗ»,  производственные мощности которого составляют около 1 млн. шт. в год. При этом подавляющее большинство иных автопроизводителей в России производят в среднем значительно менее 100 тыс. легковых автомобилей.

    Средний объем производства на модель/платформу  в России также значительно ниже уровня лучших мировых компаний. Если средний объем производства на платформу  в США, странах восточной Европы, Испании и Южной Корее  составляет   около   119  тыс.  единиц  в  год,  а  в   Китае   и  Бразилии – около 61 тыс. единиц в год, то в России этот показатель равен лишь 27 тыс. единиц в год.

    В сегменте производителей автомобильных  компонентов (ОЕS) в России присутствуют три основных типа производителей (рис. № 5.): 

    1) Российские производители компонентов,  входящие в состав предприятий-производителей  автомобилей, а также самостоятельные  предприятия (предприятия группы  «СОК», «Ителма» и т.п.):

    -    нацелены преимущественно  на производство  компонентов для  существующих и устаревших российских моделей;

    -    располагают в  основном морально  и физически изношенной  технологической  базой;

    -    характеризуются  нехваткой новых  разработок и технологий, профессионального  менеджмента;

    -    не имеют достаточных  инвестиционных ресурсов и инжиниринговых навыков для освоения новых видов продукции и расширения клиентской базы;

    -    имеют низкий уровень  качества, не позволяющий  поставлять продукцию  международным OEM и OES.

    2) Совместные предприятия (СП) российских  и иностранных производителей (таких как ZF, Faurecia, Delphi и т.д.): 

    Рис. № 5. Основные зоны размещения в России мировых  поставщиков автомобильных  компонентов. 

-    располагают относительно  современными технологиями  производства и  оборудованием, полученными  от международных партнеров;

-    фокусируются на  производстве технологически  простых компонентов  с низким уровнем  добавленной стоимости  (бамперы, жгуты,  светотехника и  т.д.), разработанных  международными партнерами, либо на лицензионной  сборке сложных  компонентов с низким уровнем локализации субкомпонентов (КПП, двигатели и пр.);

-    практически не  имеют прав на  ИС, собственного  инжиниринга и  НИОКР;

-    имеют узкую специализацию  обычно в небольшом  ассортименте продуктов  из одной –  двух категорий  компонентов. 

    3) Иностранные производители компонентов  (например, Lear, Bosch, Federal Mogul и т.д.) являются  относительно новыми производителями  на российском рынке: 

-    характеризуются  низким уровнем  локализации, как  субкомпонентов, так  и сырья;

-    имеют узкую специализацию и неразвитую клиентскую базу, что приводит к малому масштабу производства;

-    ориентированы на  поставку на внутреннем  рынке;

-    фокусируются на  технологически простых  компонентах с  низким уровнем  добавленной стоимости  (напр. сиденья, свечи,  выхлопные системы и т.д.). 

    Имеющиеся производственные мощности, с одной  стороны, не могут обеспечить перспективные  потребности внутреннего рынка, а, с другой стороны,  в большинстве  своем остаются недозагруженными. Во многом это объясняется сложившейся  рыночной ситуацией ввиду низкой конкурентоспособности выпускаемой российскими предприятиями продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Сопоставление российской автомобильной промышленности с мировым уровнем развития.  

    В целях определения возможных  подходов к формированию стратегии развития автомобильной отрасли в России, был произведен анализ глобальных рынков по трем ключевым параметрам: критический размер объемов производства группы автопроизводителей (ОЕМ); объем производства заводов, использующих единые платформы; возможные подходы к сотрудничеству. Результаты анализа приводятся в таблице № 3. 

Таблица № 3 Анализ мировой  практики автомобильного производства. 

 
 

    Заключение. 

    Сравнение с ведущими странами с развитой автомобильной  отраслью показало, что Россия отстает  по таким показателям, как производительность труда, уровень инвестиций, структуре торгового оборота (рис. № 6).

    Объем инвестиций в основной капитал в  России в 2008 г. составили 1,6 млрд. евро, что значительно ниже по сравнению  с 2,4 млрд. евро в  следующей по объему инвестиций стране – Индии. При этом объем производства в Индии несколько выше, чем в России.

    Технический уровень создаваемой в последние  годы российской автомобильной техники, в основном, соответствует международным  требованиям, с существенной задержкой (до 4-7 лет) по времени их применения, в частности, по выбросам вредных веществ (уровень норм Евро), по обеспечению защиты пешеходов при дорожно-транспортных происшествиях, по оснащению электронными системами обеспечения устойчивости и т.п. Имеется определенное отставание и по уровню надежности, ресурсу, топливной экономичности, уровню комфорта, по использованию в серийном производстве передовых  технических идей и технологий.

    В настоящее время автомобильный  НИОКР в России также отстает  от мирового уровня (рис. № 6). Затраты на НИОКР российских производителей автомобилей не превышают 1% от годовой выручки, в то время как в ведущих зарубежных компаниях эти затраты составляют 4-5% от годового оборота и выше. Это приводит к тому, что  цикл  развития  новых  моделей  в России значительно длиннее, чем в ведущих мировых компаниях и, как результат, темп обновления модельного ряда заметно ниже.

    Принимая  в расчет, что 4% от годовой выручки  являются средним показателем затрат на НИОКР по глобальным производителям, предполагается, что суммарные годовые затраты на НИОКР в России должны составлять не менее 44 – 53 млрд. рублей в год. 
 

Рис. № 6. Сравнение отдельных  показателей  автомобильной  промышленности в  ведущих странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

    1) avtokiss.ru — Полный перечень существующих автопроизводителей в России. 

    2) Copyright © ProTown.ru 2008-2011. Рассылка "Федеральная Россия", В рассылке публикуется общероссийская, региональная аналитика, тредны и прогнозы, обзор тематических материалов в сети. 

    3) http://www.asm-holding.ru/pub/publicacii/itogi2008.doc Автопром и авторынок России: итоги 2008 года. 

    4) www.asm-holding.ru — ОАО «Автосельхозмаш холдинг», автомобили России — инвестиции вместо импорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ваши  комментарии и пожелания по данной работе:

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Информация о работе Автомобилестроение в России