Договор перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Договор перевозки груза - это договор, в силу которого, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГК РФ). Данный договор является двухсторонним, так как обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем.

Содержание

1. Понятие, виды договоров перевозки и их значение для обеспечения хозяйственной деятельности……………………………………………………..3
2. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов……………….13
3. Ответственность за невыполнение обязательств по договору перевозки...21
Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Коммерческое право (1).doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Аналогичные правила  действуют также на речном, морском, автомобильном и воздушном транспорте..

Запрещение, а также прекращение или ограничение погрузки снимают с перевозчика в соответствующих случаях обязанность по подаче транспортных средств под погрузку, а с грузоотправителей обязанность по предъявлению грузов. При невыполнении по этим причинам заявки (заказа) на перевозку грузов перевозчик и грузоотправитель не несут ответственности. М.А. Тарасов, характеризуя указанные выше основания освобождения перевозчика от ответственности, отмечал, что "в ряде случаев чрезвычайные препятствия хотя и не могут быть квалифицированы как стихийные явления, но по исключительному значению вызванных ими последствий должны быть приравнены именно к таким событиям"*(156). И далее: "К числу непреодолимых препятствий могут быть отнесены не только явления стихийного характера, но и распоряжения компетентных органов власти, например запрещение отправки грузов в определенных направлениях".

Автор старается подвести "распоряжение компетентных органов  власти" под категорию "непреодолимой  силы". Как справедливо заметил  С.С. Алексеев, такая постановка вопроса о запретительных актах чрезвычайно искусственна. Транспортные уставы рассматривают эти акты как особое основание освобождения сторон от ответственности за невыполнение заявок (заказов). Поэтому нет никакой необходимости объединять его с другим особым основанием - явлениями стихийного характера.

К обстоятельствам третьей  группы относится неподача транспортных средств грузоотправителю в случае невнесения грузоотправителем провозной  платы и иных причитающихся железной дороге платежей за осуществление перевозки грузов, т.е. за все состоявшиеся ранее перевозки, по которым грузоотправитель не рассчитался с железной дорогой. Появление этого основания, освобождающего железную дорогу от ответственности за невыполнение заявок грузоотправителя, видимо, связано с хроническими неплатежами клиентуры (ст. 117 УЖТ, ст. 75 КВВТ).

К этой же группе относится  условие, в силу которого перевозчик освобождается от ответственности  при невыполнении заявки на перевозку  грузов, - задержка грузоотправителем  транспортных средств под выгрузкой. При задержке грузоотправителем транспортных средств под выгрузкой перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу грузоотправителю транспортного средства, которое последним было задержано под выгрузкой или не могло быть подано ему под погрузку по этой причине. С перевозчиков снимается в этом случае ответственность за невыполнение заявки (заказа) на перевозку грузов в силу того, что со стороны грузоотправителя имеет место нарушение обязанностей по своевременной выгрузке транспортного средства.

В качестве одного из оснований, освобождающих грузоотправителей  от ответственности за неиспользование  транспортных средств, поданных в соответствии с их заявкой, является авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности независимо от срока ее прекращения.Следует иметь в виду, что не всякая авария у грузоотправителя является основанием для освобождения от ответственности за неиспользование поданных транспортных средств.

Если авария не привела  к прекращению основной производственной деятельности, отсутствуют основания  для освобождения грузоотправителя от ответственности. Вместе с тем  следует отметить, что законодательство не дает четкого ответа, что следует  понимать под основной производственной деятельностью. Полагаем, что под такой деятельностью следует понимать деятельность, связанную с производством продукции, которая подлежала отгрузке и которая в результате аварии на предприятии на момент отгрузки отсутствовала.

Помимо правовых норм, полностью освобождающих грузоотправителя при определенных обстоятельствах от ответственности за невыполнение заявок на перевозку грузов на железнодорожном и морском транспорте, действует норма, которая частично освобождает грузоотправителя от ответственности.

Так, при железнодорожных  перевозках, если грузоотправитель предупредит  станцию о неиспользовании транспортных средств не менее чем за двое суток  до дня отгрузки, сумма штрафа уменьшается  на одну треть (ст .94 УЖТ).

На морском транспорте при перевозках в каботаже снижение штрафа на одну треть предусмотрено при условии, если отправитель предупредит пароходство о непредъявлении груза за 5 дней до начала декады (п. 12 Положения об ответственности на морском транспорте). На воздушном транспорте снижение штрафа на 50% предусмотрено, если отправитель предупредит перевозчика за 7 дней до начала перевозки (п. 8.7.7 Правил). Что касается речного транспорта, в Кодексе внутреннего водного транспорта такой нормы нет.

Наличие указанных норм обусловлено тем, что заблаговременное (за несколько дней) получение перевозчиками от грузоотправителей уведомлений позволяет им иным образом использовать высвободившиеся транспортные средства, а это приводит к уменьшению объема ущерба, причиненного грузоотправителем, и поэтому служит основанием для уменьшения объема его ответственности перед перевозчиком.

Несколько иные условия  освобождения перевозчиков от ответственности  за невыполнение нормы перевалки  грузов установлены в прямом смешанном  сообщении.

Транспортные уставы и Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении предусматривают различные перечни обстоятельств, которые дают основание для освобождения транспортной организации от ответственности за невыполнение заявок по перевалке грузов.

Железные дороги, порты освобождаются от имущественной ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:

а) непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, которые  препятствуют перевалке грузов и  при которых запрещено проводить операции по погрузке-выгрузке грузов, а также аварий в транспортных организациях (ст. 78 УЖТ).

Следует иметь в виду, что при возникновении иных обстоятельств, препятствующих перевалке грузов, перевозчики  могут быть освобождены от ответственности, если докажут невозможность осуществления перевалки грузов. Кроме явлений, связанных с непреодолимой силой и другими существенными обстоятельствами, законодатель указывает на аварию в транспортных организациях как на обстоятельство, освобождающее перевозчика от ответственности за нарушение нормы перевалки грузов. Важно учесть, что не всякая авария в транспортных организациях является основанием для освобождения от ответственности за невыполнение нормы перевалки. Основанием для освобождения от ответственности является такая авария, в результате которой прекращается осуществление основной производственной деятельности железной дороги или порта в пункте перевалки, т.е. отсутствие возможности для осуществления операций, связанных с погрузкой, выгрузкой грузов (выход из строя погрузочно-разгрузочных механизмов, причалов, иных береговых сооружений и т.п.). Указанные выше основания освобождения от ответственности перевозчики должны доказать путем предоставления официальных документов;

б) прекращения или  ограничения перевозок грузов в установленном порядке, а также перевыполнения или восполнения в течение соответственно первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

Перевыполнение нормы  перевалки за счет сгущения перевалки в предыдущие дни допускается лишь при взаимном согласии транспортных организаций, производящих перевалку грузов.

В соответствии с транспортным законодательством железные дороги, станции и порты (пристани) обязаны  восполнить неподанные в течение  месяца перевозочные средства, а также недогрузы.

Восполнение недогрузов либо перевозочных средств в течение  первой или второй половины месяца снимает ответственность с перевозчика, допустившего этот недогруз либо неподачу транспортных средств в течение  месяца.

Сопоставляя основания освобождения перевозчиков от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов и за невыполнение заявок (заказов) на перевозку грузов, следует отметить, что эти основания различны. Анализ условий, освобождающих от ответственности за невыполнение заявок на перевозку грузов, дает основание считать, что перечень условий, освобождающих перевозчиков от ответственности за невыполнение заявок на перевозку, значительно шире, чем перечень оснований, освобождающих перевозчиков от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Батрова Т.А. Коммерческое  право. М., 2005.

2.Брагинский М.И., В.В.  Витрянский. Договорное право. Договоры  о перевозке, буксировке, транспортной  экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: "Статут", 2003.

3.Булатецкий Ю.Е. Торговое  право. Учебное пособие. М.: МЦФЭР. 2004.

4.Витрянский В.В., Брагинский  М.И. Договорное право. В 3-х  томах. М., 1997 - 2002.

5.Егиазаров В.А. Транспортное  право. Юстицинформ. 2005

6.Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей". Под ред. А.М. Эрделевского. М., Юрист, 2004.

7.Коммерческое (торговое) право. Учебник. Под ред. Ю.Е.  Булатецкого и В.А Язева. М., ИД ФБК-ПРЕСС. 2004.

8.Международное коммерческое  право. Учебное пособие. Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., Омега-Л., 2004.

9.Пугинский Б.И., Неверов  О.Г. Правовая работа: Учебник.  М., 2004.

10.Свод хозяйственных  договоров и документооборота  предприятий с юридическим, арбитражным  и налоговым комментарием: В 2 т. М., 2005

11.Трунина Е.В., Федосова Ю.В. Коммерческое право. М., 2006.

12.Шихов А.К. Страховое  право. М., 2004.

 

 

Список использованных нормативных правовых актов:

1.Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. (принят ГД  ФС РФ 21 октября 1994 г.)

2.Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ. (принят ГД  ФС РФ 22 декабря 1995 г.)

3.Гражданское право  России. Часть вторая. Обязательственное  право:Курс лекций. / Отв. ред. О.Н.  Садиков. М., 2004.

4.Гражданское право. Учебник. / Под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть II. М., 1999.

5.Кодекс торгового  мореплавания Российской Федерации.  М.: "Ось-89", 2001. - 143 с. (с учетом  последующих изменениями и дополнениями).

6.Воздушный кодекс  Российской Федерации. М. Изд. Норма", 2001. -53 (с изм.. от 7.11.2007 /Российская газета от 8.12.2007. СЗ РФ.- 2007.- №50.-Ст.6224.

8.Устав железнодорожного  транспорта Российской Федерации.

9.Федеральный закон  "Устав автомобильного транспорта  и городского наземного электрического транспорта". От 8.11.2007. /Российская газета.- 2007

10.Федеральный закон  от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-  экспедиционной деятельности".




Информация о работе Договор перевозки грузов