Дорожно-строительные машины: Экскаваторы

Автор: Ирина Плюшкина, 14 Июня 2010 в 17:32, реферат

Описание работы

Экскаватор (от лат. excavo - выдалбливать), землеройная машина, оборудованная навесным рабочим органом - ковшом, осуществляющим резание грунта одновременно с его наполнением. Благодаря высокой производительности при разработке грунтов различных категорий наибольшее распространение получили одноковшовые экскаваторы.
Экскаваторы разделяют на несколько групп по назначению и мощности. Если машина производит все операции в определенном порядке, повторяя их через некоторые промежутки времени, она относится к машинам прерывного (цикличного) действия, если производит все операции одновременно,— машиной непрерывного действия. К экскаваторам прерывного действия относятся одноковшовые, а к экскаваторам непрерывного действия — многоковшовые, скребковые и фрезерные.
Одноковшовые и многоковшовые экскаваторы бывают сухопутные и плавучие. Сухопутные экскаваторы имеют гусеничное, пневмоколесное, рельсовое и шагающее ходовое устройство.

Работа содержит 1 файл

экскаваторы.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра «Автомобильные дороги и аэродромы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Дорожные машины, производственные базы»

на тему «Дорожно-строительные машины: Экскаваторы» 
 
 
 
 

Выполнил: 
 
 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень  2010 г.

    Классификация машин.

    Экскаватор (от лат. excavo - выдалбливать), землеройная  машина, оборудованная навесным рабочим органом - ковшом, осуществляющим резание грунта одновременно с его наполнением. Благодаря высокой производительности при разработке грунтов различных категорий наибольшее распространение получили одноковшовые экскаваторы.

    Экскаваторы разделяют на несколько групп по назначению и мощности. Если машина производит все операции в определенном порядке, повторяя их через некоторые промежутки времени, она относится к машинам прерывного (цикличного) действия, если производит все операции одновременно,— машиной непрерывного действия. К экскаваторам прерывного действия относятся одноковшовые, а к экскаваторам непрерывного действия — многоковшовые, скребковые и фрезерные.

    Одноковшовые  и многоковшовые экскаваторы  бывают сухопутные и плавучие. Сухопутные экскаваторы имеют гусеничное, пневмоколесное, рельсовое и шагающее ходовое устройство.

    Все механизмы экскаватора приводятся в движение дизелями, карбюраторными, паровыми или электрическими двигателями. Наиболее экономичными являются дизельные  и электрические двигатели. Выбор двигателя определяется условиями, в которых будет работать экскаватор. Так, на экскаваторах, работающих в карьере, выгодно применять электродвигатели, так как электричество — наиболее дешевый вид энергии, а при работе на строительстве дорог, где машину часто перевозят с места на место, целесообразно использовать дизельные двигатели.

    Если  все механизмы экскаватора приводятся в движение от одного двигателя, такой  привод называют одномоторным. Если в  экскаваторе каждый механизм (или  группа механизмов) приводится в движение отдельным двигателем, такой привод называется многомоторным.

    С целью передачи движения от двигателя  к рабочим механизмам используют следующие виды приводов:

    – механический, когда движение передается с помощью валов, шестерен, червячных пар, цепных передач;

    – гидравлический объемный, где роль привода выполняют гидронасос, маслопроводы и гидромоторы (или гидроцилиндры); в маслопроводах циркулирует  жидкость, передающая энергию от насосов  к гидромоторам (или гидроцилиндрам), приводящим рабочие механизмы в движение;

    – гидромеханический, в котором для  передачи энергии используют гидротрансформатор в сочетании с механической трансмиссией;

    – электрический, применяемый на экскаваторах с многомоторным приводом в сочетании  с механическим;

    – смешанный, состоящий из приводов двух видов, например механического и  электрического.

    Таким образом, экскаваторы классифицируют:

    – по способу перемещения (плавучие и  сухопутные);

    – по типу силового оборудования (с дизелем, карбюраторным, электрическим, дизель-электрическим и т. д.);

    – по числу двигателей (одномоторные, многомоторные);

    – по виду привода (механические, гидравлические, гидромеханические, электрические);

    – по типу ходового устройства сухопутных экскаваторов (гусеничные, пневмоколесные, рельсовые и с шагающим ходовым оборудованием).

    Каждая  из групп экскаваторов отличается более  мелкими признаками — размерами, мощностью, назначением.

    Одноковшовые  экскаваторы классифицируют по назначению.

    Существуют  три основные группы:

    – строительно-универсальные — с ковшами емкостью до 3 м3, предназначенные для производства земляных работ;

    – карьерные — с ковшами емкостью от 2 до 8 м3, предназначенные для работы в карьерах на разработке рудных и  угольных месторождений;

    – вскрышные — с ковшами емкостью более 6 м3, предназначенные для разработки верхних слоев пород (вскрыши).

    Одноковшовые  экскаваторы различают по использованию  их с различными видами рабочего оборудования.

    Универсальные экскаваторы предназначены для  работы с различными видами сменного оборудования; прямой и обратной лопатой, драглайном, крановой стрелой с крюковой подвеской или грейфером, копром для забивки свай и т. д.

    Полууниверсальные экскаваторы кроме основного  рабочего оборудования имеют один или  два вида дополнительного сменного оборудования (прямую лопату, обратную лопату, драглайн). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  рабочие органы машины.

    Рабочее оборудование включает комплекс узлов  экскаватора с рабочим органом (ковш, крюк, грейфер и др.). Грунт  разрабатывают ковшом, после чего перемещают к месту разгрузки в отвал или в транспортное средство. В зависимости от вида сменного оборудования применяют жесткую или гибкую подвеску рабочего органа. Характер работы определяет рабочее оборудование: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, кран или грейфер.

    Одноковшовые  экскаваторы. Одноковшовым универсальным экскаватором называется машина цикличного действия, предназначенная для выемки и перемещения грунтов и иных материалов с помощью одного из видов рабочего оборудования с одним ковшом, и для выполнения погрузочных сваебойных и прочих работ другими видами сменного рабочего оборудования.

    Одноковшовые  экскаваторы (рис. 1) состоят из следующих основных узлов: ходового устройства, поворотной платформы с силовым оборудованием и основными кинематическими звеньями и рабочего оборудования.

    Гусеничное  ходовое оборудование обеспечивает высокую проходимость и хорошую  устойчивость при работе экскаватора.

       

    Рис. 1. Cхемa одноковшового экскаватора

    Поворотная  платформа опирается через катки  или специальное (шариковое или  роликовое) опорно-поворотное устройство на раму ходового устройства. Платформа  поворачивается в горизонтальной плоскости  относительно ходовой части.

    Угол  поворота ходового оборудования в горизонтальной плоскости определяет возможность  экскаватора быть полноповоротным  или неполноповоротным. Поворотная часть полно-новоротного экскаватора  может вращаться вокруг своей  оси на 360°.

    У этих машин на поворотной платформе смонтированы все силовые агрегаты, пульт управления, рабочие механизмы и крепится рабочее оборудование.

    Рабочее оборудование включает комплекс узлов  экскаватора с рабочим органом (ковш, крюк, грейфер и др.). Грунт  разрабатывают ковшом, после чего перемещают к месту разгрузки в отвал или в транспортное средство. В зависимости от вида сменного оборудования применяют жесткую или гибкую подвеску рабочего органа. Характер работы определяет рабочее оборудование: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, кран или грейфер.

    Рабочий цикл экскаватора выполняется в  следующей последовательности: копание  грунта; перемещение заполненного грунтом  ковша к месту разгрузки; разгрузка  грунта из ковша в отвал или  транспортирующее устройство; перемещение  ковша (поворот платформы) к забою; опускание ковша для подготовки к следующей операции копания.

    Прямая  лопата — оборудование, предназначенное  для разработки грунта выше уровня стоянки экскаватора. Прямая лопата с механическим приводом (рис. 2) состоит из следующих основных узлов: каната подъема стрелы, ковша, рукояти, стрелы, седлового подшипника. Рукоять к стрелке крепится седловым подшипником, с помощью которого рукоять поворачивается в вертикальной плоскости относительно стрелы и совершает возвратно-поступательное движение вдоль оси рукоятки. При копании грунта ковшу нужно пройти положения —IV, изображенные на рис. 74. Ковш поднимается подъемным канатом, огибающим головные блоки. Напор рукоятки осуществляется напорным механизмом, которым выполняется также обратное движение (возврат) рукояти. На универсальных строительных экскаваторах применяют канатные и зубчато-реечные (напорные механизмы).

     

    Рис. 2. Схема работы прямой лопаты

        Ковш прямой лопаты состоит из корпуса, откидного днища с засовом и сменных зубьев. Зубья имеют сужающийся к концу хвостовик, входящий в гнездо козырька. От выпадания зубья удерживаются в гнездах шплинтами.

    Прямые  лопаты в последние годы оснащают ковшами с полукруглой передней стенкой и с козырьком в виде совка без зубьев. Ковш такой конструкции значительно легче и имеет минимальное сопротивление при копании грунта, что, естественно, повышает производительность экскаватора.

    На  экскаваторах с прямой лопатой применяют рукояти двух типов: однобалочные (внутреннего типа) и двухбалочные (внешнего типа). Однобалочная рукоять проходит внутри стрелы, а двухбалочная — снаружи. Рукоять может совершать возвратно-поступательное движение в направляющих седловины напорного вала, а также поворачиваться вместе с седловым подшипником в вертикальной плоскости относительно напорного вала. Конструкция рукояти определяет конструкцию напорного механизма.

    Стрела  прямой лопаты выполнена в виде сварной  конструкции из листовой стали. Тип рукояти определяет конструкцию стрелы. Стрела бывает двухбалочной при однобалочной рукояти и однобалочной при двухбалочной рукояти.

    В верхней части стрелы смонтированы на подшипниках блоки, через которые  проходит канат подъема ковша  и стрело-подъемный канат. Нижним концом (пятой) стрела пальцами крепится к поворотной платформе и может поворачиваться при изменении ее угла наклона. В средней части стрелы расположен напорный вал.

    Обратная  лопата — это оборудование, предназначенное  для разработки грунтов ниже уровня стоянки экскаватора при рытье котлованов, траншей, выемок.

    Обратная  лопата (рис. 3) состоит из ковша, стрелы, рукояти и двуногой стойки. Ковш закреплен жестко к рукояти, шарнирно присоединенной к верхнему концу стрелы. При подтягивании каната рукоять поворачивается против часовой стрелки, ковш врезается в грунт (положение /; положения // и /// соответствуют транспортному положению и выгрузке грунта из ковша).

    

    Рис. 3. Схема работы обратной лопаты

    Многоковшовые экскаваторы. Многоковшовые экскаваторы представляют собой землеройные машины, имеющие в качестве рабочего органа многоковшовую цепь или роторное колесо с ковшами, жестко закрепленными по периметру. Они применяются: на дорожно-строительных работах; при рытье котлованов, каналов и траншей для укладки труб или для оснований установка, пульт управления, коробка передач, рабочий орган устанавливают на ходовую раму.

    Скорости  движения ковшовой цепи и машины должны быть согласованы с емкостью ковша и глубиной забоя, чтобы ковш, проходя путь забоя, смог к моменту выхода заполниться.

    Роторные  траншейные экскаваторы применяют  при прокладке магистральных  трубопроводов и траншей. Рабочим  органом у этих экскаваторов является ротор. По сравнению с цепными траншейными экскаваторами роторные имеют более высокий КПД и большую производительность.

Информация о работе Дорожно-строительные машины: Экскаваторы