Гражданско-правовой порядок выполнения перевозок грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, т.е. имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав. Всякое правоотношение возникает вследствие юридических фактов. В Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов – как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Содержание

1. Введение 3
2. Гражданско-правовой порядок выполнения перевозок грузов 4
3. Документы, сопровождающие перевозку 7
4. Товарно-транспортная накладная – ее правовой статус 14
5. Юридические права и обязанности сторон, участвующих
в перевозочном процессе 22
6. Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Готова транспортное право.docx

— 603.66 Кб (Скачать)

Оглавление

 

1. Введение           3

2. Гражданско-правовой порядок выполнения перевозок грузов 4

3. Документы, сопровождающие перевозку     7

4. Товарно-транспортная накладная – ее правовой статус  14

5. Юридические права и обязанности сторон, участвующих

в  перевозочном процессе        22

6. Список литературы         30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая отрасль  Российского права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование  гражданских правоотношений, т.е. имущественных  и связанных с ними личных неимущественных  прав. Всякое правоотношение возникает  вследствие юридических фактов. В  Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов – как оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских  правоотношений.

В свою очередь  все юридические факты можно  подразделить на правомерные и неправомерные  действия граждан и юридических  лиц, а также события. К правомерным  действиям граждан, направленным на возникновение, изменение, прекращение  гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки, предусмотренные  законом, а также не предусмотренные  законом, но не противоречащие ему.

Договор представляет собой одно из самых  уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в  принципе, может быть удовлетворён лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает  общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении.

Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких административно-правовых средств.

Договор - это наиболее оперативное и гибкое средство связи между производителем и потребителем, изучения потребности  и немедленного реагирования на них  со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма  способна обеспечить необходимый баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, которыми нуждается потребитель. Эти и  многие другие качества договора с  неизбежностью обуславливают усиление  его роли и расширение сферы применения по мере перехода к рыночной экономике.

В связи со всем перечисленным понятно, почему теме гражданско-правовых договоров  уделяется много внимания и в  Гражданском Кодексе, в юридической  и учебной литературе.

Договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон, заключивших  его.

В условиях нарождающегося рынка, когда решение  большинства вопросов,  касающихся регулирования отношений сторон в процессе их хозяйственной и  финансовой деятельности, отнесено законодателем  к компетенции самих хозяйствующих  субъектов, особое значение для последних  приобретают договоры купли - продажи  и договоры поставки.

Следует отметить, что легального определения договора в Гражданском Кодексе 1964 года не было, и, соответственно, новый действующий  Гражданский Кодекс ввел такое понятие  впервые. Также подраздел 2 ГК РФ введен впервые. Введение новых норм обусловлено  тем, что договор является в нынешних условиях рыночной экономики основным юридическим фактом, из которого возникают  обязательственные правоотношения. Однако не всякое соглашение само по себе составляет договор, - таковым признается лишь соглашение, вытекающее из намерения  участников породить те или иные гражданско-правовые последствия. Поэтому можно сделать  вывод о том, что всякий договор  может быть признан соглашением, но не всякое соглашение может быть признано договором.

 

1. Гражданско-правовой     порядок     выполнения     перевозок     грузов

 

В Гражданском Кодексе РФ в Статье 784. «Общие положения о перевозке» указано:

  1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
  2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

 

Рассмотрим  особенности договора перевозки  груза автомобильным транспортом.

Транспорт образует самостоятельную сферу  экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве.

Транспортная  деятельность не сопровождается созданием  новых вещей (предметов материального  мира). Ее ценность в том экономическом  эффекте который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном

перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Теме гражданско-правового  договора уделяется самое пристальное внимание, так как подавляющее большинство правоотношений объективно складывается в сфере действия гражданского права, а практически все разделы и главы ч.1, 2 ГК РФ имеют прямое отношение к регулированию договора. Заключая различные договора с целью систематического извлечения прибыли, деловой человек неминуемо рискует своим капиталом, имуществом, честным именем, а следовательно, и своим будущим. Залогом успешной реализации своих прав и обязанностей, связанных с предпринимательской деятельностью, служит глубокое знание правовой

базы договорных отношений.

Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими договоров.

В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских  прав или обязанностей (т.е. двух - или  многосторонняя сделка). (Ст.420 ГК РФ).

Стороны могут заключить договор как  предусмотренный, так и не предусмотренный  законом или иными правовыми  актами, но не противоречащий существующему  законодательству. К договорам применяются  правила о двух - и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч.2 ст.420). К обязательствам, возникшим  из договора, применяются общие положения  об обязательствах (ст.307-419), если иное не предусмотрено правилами настоящей  главы (гл.27) и правилами об отдельных  видах договоров, содержащимися  в настоящем Кодексе (ГК РФ). (п. З ст.420).

Одной из форм, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов. Ранее подобные договоры применялись при взаимоотношениях грузоотправителей с транспортными предприятиями под разными наименованиями и регулировались в транспортных уставах (например, годовой договор на

автомобильном транспорте).

Следует отметить, что система длительных (долгосрочных) договоров получила широкое распространение на транспорте в начале тридцатых годов, когда  рядом постановлений Правительства  было предусмотрено заключение органами транспорта и их клиентурой прямых договоров на перевозку грузов. Применение таких договоров в тот период и их роль на отдельных видах транспорта были несколько различны, но их заключение преследовало одну цель, урегулировать  такие взаимоотношения сторон, которые, учитывая специфику отдельных видов  транспорта, не получили достаточного нормативного разрешения, а также обеспечить выполнение плана перевозок. Поэтому там, где взаимоотношения сторон по перевозке грузов детально регулировались в нормативном порядке, такие договоры не применялись.

Напротив, на автомобильном и речном транспорте, где перевозки грузов (при большом  их объеме) не были достаточно детализированы, заключение таких договоров было необходимым средством урегулирования взаимоотношений сторон по организации и выполнению перевозок грузов.

Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики  и грузовладельцы при необходимости  осуществления систематических  перевозок грузов могут заключать  долгосрочные договоры об организации  перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия  предоставления транспортных средств  и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена  и ответственность за нарушение  предусмотренных в них обязательств.

Основная  цель подобных договоров на различных  видах транспорта - урегулировать  в ходе перевозочного процесса такие  взаимоотношения сторон, которые  не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключению долгосрочного договора об организации  перевозок обеспечивается четкая координация  деятельности всех участников транспортного  процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.

 

2. Документы, сопровождающие   перевозку.

Перевозка грузов автомобильным транспортом на территории России осуществляется в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

 Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

 Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 года (СПС), и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

 Количество  транспортных документов может  варьироваться в зависимости  от типа перевозки – внутрироссийская  или международная.

Рассмотрим каждый тип  автоперевозок подробнее:

- Внутрироссийская перевозка:

Основным перевозочным документом при внутрироссийской перевозке  является Товарно-Транспортная Накладная (ТТН, форма №1-Т), которая составляется грузоотправителем и является основанием для списания товара с баланса  грузоотправителя и оприходования  его грузополучателем.

Перечень документов, которые должен иметь при себе водитель, осуществляющий грузовые перевозки:

 

1.  Транспортная накладная. В соответствии с п.2 ст.785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

С вступлением в силу с 25 июля 2011 года Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, появились две действующие формы документа, сопровождающие перевозку груза автомобильным транспортом.

Первая - это бланк товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т (утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78).

Вторая - новый бланк транспортной накладной, приведенный в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов.

Новый бланк транспортной накладной заполняется в рамках договора перевозки груза, который предусматривает наличие отправителя, получателя и перевозчика (ст. 785 ГК РФ). Таким образом, эту накладную следует заполнять только в ситуации, когда транспортировкой занимается нанятая компания или предприниматель, оказывающий услуги по автоперевозке. В связи с тем, что в новой транспортной накладной отсутствуют сведения о цене перевозимого товара, транспортная накладная не заменяет собой товарную накладную по форме № ТОРГ-12.   

ТТН состоит из двух разделов: товарного (определяет взаимоотношения  грузоотправителя и грузополучателя) и транспортного (определяет взаимоотношения  грузоотправителя (заказчика транспорта) и непосредственно перевозчика).

Под каждую поездку автомобиля готовится ТТН в четырех экземплярах: для грузоотправителя, для грузополучателя  и два экземпляра для перевозчика.

 

2.  Путевой лист.  

При выполнении грузовых автоперевозок используются следующие формы путевых листов, утвержденные Постановлением Государственного Комитета РФ по статистике от 28.11.97 № 78:

Форма 4-с (сдельная) - при перевозках на условиях сдельной оплаты. Предусматривает подробное  задание водителю по маршруту движения и количеству поездок. На оборотной  стороне листа фиксируется время  выполнения поездок, продолжительность  простоев и номера ТТН, на основании  которых перевозился груз.   Форма 4-п - при перевозках на условии повременной оплаты. Предусматривает указание заказчика перевозок и времени прибытия и убытия от заказчика. Номера ТТН, по которым перевозился груз, записываются на обратной стороне. Путевой лист имеет отрывной талон, который должен быть заполнен заказчиком и заверен его печатью. После обработки в транспортной организации талон возвращается заказчику вместе со счетом на перевозки.

Информация о работе Гражданско-правовой порядок выполнения перевозок грузов