Истинные курс и пеленг, курсовой угол

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

Истинный курс судна ИК — это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS ) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Работа содержит 1 файл

Курсовой угол.docx

— 32.13 Кб (Скачать)

Истинные курс и пеленг, курсовой угол.

 
Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Истинный курс судна ИК — это угол, заключенный между  северной частью истинного меридиана (линии NS ) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана  по движению часовой стрелки до направления  на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360°  по часовой стрелке. На навигационных  картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).

Для определения направлений  на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна  и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли N M .

Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный  меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.

Угол, заключенный между  северной частью истинного меридиана  и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d . Склонение отсчитывается от северной части истинного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, — знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах.

Например, в заголовке  карты указано: «Склонение компаса  приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты». Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса  в данном районе плавания, найти  истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу  или пеленгу алгебраически прибавить  приведенное к году плавания склонение  с его знаком:

1) МК + (± d ) = ИК

и обратная задача:

ИК - (± d ) = МК

2) МП + (± d ) = ИП или ИП — (± d ) = МП.

 
Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной  плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается  по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или  левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет  при помощи пеленгатора и снять  отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.

Разность будет величиной  курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта —  знак минус.

Истинный пеленг можно  определить через курсовой угол по формуле:

ИП = ИК + КУ п/б,

ИП = ИК — КУ л/б.

Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного  результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.

На рис. 42 показано исправление  магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения  величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия N М S М показывает направление  магнитного меридиана, от которого отсчитывается  магнитный пеленг. В данном примере  он равен 280°. Склонение западное 10°  со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:

1) ИП = МП + (— 10°), ИП = 280°+ (—  10°) = 270°.

2) ИП = ИК + КУ п/б, ИП = 225°+ 45°= 270°.


Информация о работе Истинные курс и пеленг, курсовой угол