Изучение спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения методологии изучение основных тенденций изменения спроса и его моделирование на перспективу должны осуществляться с учетом системы факторов двух типов (см. рис. 1):
• определяющих величину спроса на каждом из уровней иерархической структуры: народное хозяйство – отрасль – предприятие;
• учитывающих специфику рассматриваемого этапа развития экономики (периода становления рыночных отношений для российских условий).

Работа содержит 1 файл

Изучение спроса и предложения на рынке автосервисных услуг.doc

— 158.00 Кб (Скачать)
 

     К числу таких отраслей относится  отрасль автосервисных услуг, на примере которой наиболее выпукло могут быть представлены основные принципы использования модифицированного подхода при прогнозировании спроса.

     Данная  отрасль входит в состав автотранспортного  комплекса народного хозяйства, перспективы развития которого определяют и положение рассматриваемой отрасли. 

     2.2 Основные закономерности  развития Российского  автомобилестроения  как базовой отрасли,  формирующей доминантные  факторы спроса на автосервисные услуги 

     В современных условиях развитию автотранспортного комплекса и, в частности, автомобилестроению, как локомотивной отрасли, создающей импульс для развития других отечественных производств 1, уделяется большое внимание. В частности, в качестве одной из центральных задач перспективного роста экономики России намечено доведение производства отечественных легковых автомобилей через пять лет до 1400 тыс. шт. в год, а обеспеченность автомобилями – со 132 единиц 2 до 350–400 единиц на 1000 жителей.

     В условиях наблюдающегося в ходе реформ снижения реальных доходов населения и масштабного спада большей части промышленных производств данная отрасль демонстрирует известную устойчивость к кризисному состоянию экономики. Об этом свидетельствует динамика автомобильного парка, которая характеризуется достаточно высокими темпами роста; еще более быстрым темпом растет показатель удельной насыщенности страны автомобильными средствами. Основным принятым в статистике показателем развития этой отрасли является численность легковых автомобилей на 1000 жителей. Это связано с тем, что именно легковые автомобили традиционно составляют подавляющую часть автопарка транспортных средств во всех развитых странах, именно они предъявляют основной спрос на услуги автосервиса. Так, в России в 1999 г. легковые автомобили составляли «92–93% от парка автотранспортных средств, и доля их продолжает расти. Хотя Россия не относится к числу стран с высоким уровнем автомобилизации, тем не менее динамика численности автомобилей на 1000 жителей постоянно растет. В 1972 г. она составляла 8 легковых автомобилей, в 1990 г. – уже 59, а сейчас – 137. Особенно интенсивно идет прирост численности автопарка и числа автомобилей на 1000 жителей в последние годы. Это связано с тем, что выпуск легковых автомобилей отечественными автозаводами хотя и снизился по сравнению с уровнем 1990 г., но в значительно меньшей степени, чем произошел спад российской экономики в целом. Кроме того, заметно возрос ввоз в страну автомобилей иностранного производства (иномарок) как новых, так и подержанных. Так, в 1996–1998 гг. импорт легковых автомобилей (с учетом стран СНГ) составил 19%, 21% и 16% соответственно от общего объема их производства. (В 1999 году импорт резко упал в связи с кризисом августа 1998 г. и введением таможенных пошлин). В то же время численность населения России по различным причинам сократилась, что в значительной степени способствовало росту показателя автомобильной «насыщенности» в России (см. табл. 1).

     Тем не менее наша страна по-прежнему отстает  по этому индикатору от развитых зарубежных стран. 3 Для сравнения: в настоящее время в США на 1000 жителей приходится порядка 600 автомобилей (т.е. почти в 5 раз больше) (см. рис. 2). Очевидно, что резервы роста динамики численности автомобилей далеко не исчерпаны.

     Увеличение  автопарка автомобилей будет  происходить не только из-за подтягивания населения к зарубежным стандартам благосостояния. Рост темпа жизни (особенно в крупных городах) в связи с переходом страны на рыночный тип хозяйствования постепенно меняет отношение россиян к автомобилю: он все больше становится «не роскошью, а средством передвижения», насущной потребностью выживания в быстроменяющихся рыночных условиях. Вместе с этим будет расти и спрос на автосервисные услуги. 

     2.3 Анализ доминантных факторов спроса на автосервисные услуги 

     Задачей данного подраздела является выявление факторов спроса, доминирующих именно на рынке автосервисных услуг. Таким образом, из множества факторов, определяющих спрос на услуги и рассмотренных ранее, необходимо выбрать наиболее существенные с учетом специфики рассматриваемой отрасли сферы услуг.

     Анализ  рынка автосервисных услуг свидетельствует  о том, что прогнозирование спроса на услуги этой отрасли является очень  сложной задачей. Спрос может  измеряться как в натуральных  и условно-натуральных показателях (число заявок на ремонт и обслуживание автомобилей, затраты нормочасов), так и в стоимостном выражении (общая стоимость выполненных услуг). 

     Таблица 2. Динамика основных факторов, влияющих на спрос на автосервисные услуги

  Годы
Показатель 1985 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 2000
Производство  легковых автомобилей. тыс. шт.

Индекс  роста

 
 
 
1165
 
 
 
1103

0.95

 
 
 
1030

0.93

 
 
 
963

0.93

 
 
 
956

0.99

 
 
 
797

0.83

 
 
 
835

1.05

 
 
 
867

1.04

 
 
 
986

1.14

 
 
 
840

0.85

 
 
 
954

1.14

 
 
 
965

1.01

Парк  автомобилей в личной собственности  граждан. млн. шт.

Индекс  роста

 
 
 
 
6.38 
 
 
 
 
8.67 

1.36

 
 
 
 
9.41 

1.09

 
 
 
 
10.15 

1.08

 
 
 
 
11.1 

1.09

 
 
 
 
12.4 

1.12

 
 
 
 
13.7 

1.11

 
 
 
 
15.0 

1.1

 
 
 
 
16.6 

1.1

 
 
 
 
17.8 

1.07

 
 
 
 
18.5 

1.04

 
 
 
 
19.3 

1.04

Общая численность населения. тыс. чел.

Индекс  роста

 
 
 
143

835

 
 
 
148

041

 
 
 
148

543

1.03

 
 
 
148

704

1.001

 
 
 
148

673

1

 
 
 
148

366

0.99

 
 
 
148

306

1

 
 
 
147

976

0.99

 
 
 
147

502

0.99

 
 
 
147

105

0.99

 
 
 
146

693

0.99

 
 
 
145

925

0.99

Обеспеченность  населения легковыми автомобилями. 

на 1000 населения. шт. ((2): (3):1000)

Индекс  роста

 
 
 
 
 
 
 
44.4
 
 
 
 
 
 
 
58.6

1.32

 
 
 
 
 
 
 
63.4

1.08

 
 
 
 
 
 
 
68.03

1.07

 
 
 
 
 
 
 
74.7

1.11

 
 
 
 
 
 
 
83.5

1.12

 
 
 
 
 
 
 
92.5

1.11

 
 
 
 
 
 
 
101.

7

1.11

 
 
 
 
 
 
 
112.

5

1.11

 
 
 
 
 
 
 
120.

7

1.07

 
 
 
 
 
 
 
126.

4

1.05

 
 
 
 
 
 
 
132.

3

1.05

 

 

      Уровень спроса на услуги автосервиса  зависит от многих факторов как объективного, так и субъективного характера. К числу основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину спроса, следует отнести:

  • парк автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан и в собственности организаций. Его общая численность и структурные характеристики – распределение по маркам и моделям, величина годового и общего пробега с начала эксплуатации, срок службы, оценка общего технического состояния;
  • уровень организации автотехобслуживания – количество станций технического обслуживания (СТОА) и других предприятий отрасли, их производственные возможности, номенклатура и комплексность производимых работ; время обслуживания клиента, зависящее от пропускной способности постов по каждому виду ремонта; удобство размещения сети автосервисных услуг; резервы запасных частей (как для производства ремонта, так и для продажи), средний уровень качества производимых работ, а также ряд экономических показателей – цены на услуги и запасные части, обеспеченность ресурсами и т.д.
  • состояние дорожной сети, протяженность и плотность автомобильных дорог и их состояние, интенсивность дорожного движения и соответствие ему размещения СТОА по территории города, района, области.
  • комплекс социальных условий – демографическая характеристика населения, структура занятости с дифференциацией по уровням доходов, квалификация владельцев автомобилей как водителей, общий уровень их технического образования, навыков, склонность к самообслуживанию, транспортная подвижность населения, соблюдение экологических требований к размещению предприятий автосервиса и т.п.

     В связи с этим применение классического  подхода, предполагающего зависимость  спроса лишь от двух факторов – доходов  и цен – в данном случае приводит к чрезмерному упрощению и  даже искажению ситуации.

     Так, если приобретение транспортных средств, в первую очередь, определяется уровнем  цен на них и величиной доходов  населения, то спрос на услуги по техническому обслуживанию и ремонту в меньшей  степени зависит от этих факторов, так как цены на техническое обслуживание и ремонт по сравнению со стоимостью автомобилей и мототехники значительно ниже, а вероятность возникновения потребностей в услугах разных групп населения с различными уровнями дохода примерно одинакова. Цены и доходы в большей степени определяют изменение спроса, а не его абсолютную величину, причем при относительно стабильном парке автотранспортных средств, что не является характерным для сложившейся ситуации в рассматриваемом секторе народного хозяйства 

     2.4 Общая характеристика системы моделей прогнозирования спроса в автосервисной отрасли 

     В связи со сложностью и многоаспектностью  задачи прогнозирования спроса на автосервисные  услуги в работе используется модифицированный подход как наиболее адекватный имеющейся  ситуации и предполагающий учет комплексного влияния всего набора доминантных факторов, определяющих спрос. Такой подход к прогнозированию спроса может быть реализован на основе системы моделей, каждая из которых охватывает некоторое подмножество рассматриваемых факторов4. Концептуальная схема построения такой системы моделей для автосервисной отрасли отражена на рис. 3. В соответствии с ней в систему входят три модели, две из которых учитывают действие территориального фактора (на уровне региона и регионального подразделения), а одна – макроэкономических и специфических отраслевых факторов. 

 

      2.5 Имитационная модель прогнозирования спроса на услуги автосервисной отрасли 

     Функция спроса для рассматриваемой отрасли  является сложной многофакторной зависимостью. К числу ее аргументов (кроме уже упомянутых цен на услуги и доходы населения) будем относить следующие основные факторы:

  • парк приобретенных потребителями автомобилей;
  • объем;
  • структура.

     Очевидно, что чем больше величина этого  фактора и чем «старше» возрастная структура автопарка, тем большая его доля нуждается в сервисном обслуживании и ремонте и тем выше спрос на услуги автосервиса. 

     

     Рис. 3. Система моделей прогнозирования спроса на услуги автосервисной отрасли

 

      Качество и комплексность оказываемых автосервисных услуг

     Зависимость спроса от этого фактора также  достаточно очевидна: чем выше уровень  предлагаемых услуг и шире их спектр, тем меньше работ осуществляется в порядке самообслуживания, тем  выше доля работ, приходящихся на автосервисные  предприятия, тем больший спрос предъявляется на их услуги.

     Отдельные факторы, влияющие на спрос, являются взаимозависимыми величинами, что оказывает усиливающее  влияние на динамику спроса.

     Система взаимосвязей перечисленных факторов может быть представлена схемой рис. 4. Два фактора на этой схеме образуют замкнутый цикл взаимосвязей. Это уровень качества услуг и доходов потребителей. Рассмотрим их особо.

     Уровень качества услуг оказывает двойное  воздействие. Во-первых, прямо влияет на объемы выполняемых автосервисных работ в текущем периоде. Во-вторых, создает базу для расширенного автосервиса в будущем. Последнее обусловлено тем, что высокое качество автосервиса при прочих равных условиях стимулирует с течением времени (с определенным лагом запаздывания, определяемым временем принятия решения и периодом аккумуляции сбережений) увеличение парка автомобилей и изменяет его структуру.

     Население все более охотно приобретает  не только новые автомобили, но и  более дешевые транспортные средства, имеющие достаточный пробег, характеризующиеся определенным возрастом и предъявляющие повышенный спрос на услуги автосервиса (в частности это обстоятельство объясняет рост популярности подержанных иномарок).

     Таким образом, возникает мультипликативный  эффект самоподдержания спроса на автосервисные услуги, своего рода обратная связь между динамикой парка автомобилей и качеством автосервиса (см. рис. 4).

     Этот  эффект наиболее ярко проявился в  годы перестройки экономики. Длительное время в условиях дореформенного периода крайне низкое качество автосервисных услуг было одним из факторов, сдерживающих рост числа автомобилей. Медленные темпы обновления автопарка, в свою очередь, обуславливали перегрузку автосервиса и создавали предпосылки для неудовлетворительной его работы.

     Постоянно возрастающий неудовлетворенный спрос на автомобили приводил к тому, что они не имели ограничений по срокам службы и практически не выбывали, а частично переоборудовались на предприятиях автосервиса путем замены отдельных деталей и даже замены кузова. При этом происходил массовый перерасход запасных частей узлов и агрегатов, необходимых для поддержания технического состояния автомобилей, находившихся в плановом режиме эксплуатации; отвлекались производственные мощности автосервисных предприятий на несвойственные им функции; создавались условия для всевозможного рода негативных проявлений, в том числе снижалась безопасность дорожного движения. Все это создавало неблагоприятное общественное мнение об автосервисе и являлось одной из причин неудовлетворенности населения.

     Увеличение  мощностей автосервисной отрасли, развитие сети автосервисных услуг  и повышение их комплексности  в условиях конкурентной борьбы за клиента в годы экономических  реформ существенно повысило качество обслуживания автотранспортных средств. Наряду с ростом доходов наиболее обеспеченных и средних слоев5 населения, этот фактор явился стимулом для роста парка автомобилей и повышения степени автомобилизации страны.

Информация о работе Изучение спроса