Кабина и рабочее место машиниста по эргономическим требованиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:25, реферат

Описание работы

Основные трудности проектирования новой транспортной техники связаны с поиском путей и средств оптимального взаимодействия ее с человеком. Отсюда вытекает необходимость всестороннего учета возможностей человека, его физиологических, эстетических и психологических факторов как при конструировании рабочего места, так и при проектировании трудовой деятельности в целом.

Работа содержит 1 файл

Эргономика.docx

— 221.78 Кб (Скачать)

Таким образом, в соответствии с функциональным группированием средств  отображения информации для быстроты ее восприятия информационная панель разделяется на три унифицированных  блока:

- по центру располагается  наиболее значимый и часто  наблюдаемый прибор - дисплей-скоростемер; 
- слева - унифицированная мнемосхема контроля технического и аварийного состояния; 
- справа - дисплей контроля работы основных систем локомотива в режиме тяги и торможения.

Средства  управления

Перспективные скоростные локомотивы по сравнению с эксплуатирующимися поездами будут иметь не только более  высокие мощность и скорость, но в них также будет широко использоваться электроника, включая микропроцессоры  в цепях управления и регулирования.

Для обеспечения эргономически обоснованного расположения, компоновки, количества и формы органов управления их типизируют и поэлементно унифицируют.

Расположение средств  управления (СУ) на панели управления производят по унифицированным функциональным зонам: запуска, движения и маневровой работы. Все органы управления на пульте должны находиться в зоне досягаемости, хорошей обзорности и иметь удобный  доступ для управления ими как  в положении стоя, так и сидя, а также при маневровой работе, стоя у окна.

Контроллер  и тормозные краны

Контроллер является основным постоянно используемым органом управления, поэтому его форма и место расположения имеют первостепенное значение.

В качестве модуля для унификации приводного элемента контроллера применяют  рычаг с горизонтально расположенной  рукояткой. Перемещение рукоятки контроллера  вперед и назад , соответствующее увеличению и уменьшению скорости, следует признать для машиниста наиболее приемлемым, так как такое движение обеспечивает логическое соответствие между органом управления и управляемым объектом. Форма рукоятки и координаты ее перемещения не должны требовать значительных усилий и создавать неудобное положение кисти в крайних позициях контроллера, но должны позволять машинисту длительное время держать ладонь на рукоятке.

С учетом зарубежного опыта  по совмещению функций управления контроллером и торможения поезда наиболее целесообразно  располагать такой кот роллер под правой рукой с преимущественным расположением рычага управления в  центральной зоне. Такое размещение дает возможность более равномерно распределить нагрузку между левой  и правой рукой, а также высвобождает левую руку для удобного пользования  рацией.

Рация располагается с  левой стороны на панели управления, что обеспечивает хорошую обзорность и удобство пользования переговорным устройством.

Центральное расположение контроллера  позволяет управлять им как правой, так и левой рукой и обеспечивает наиболее оптимальные условия для  получения зрительной информации и  ответного действия (расположение на одной линии взгляда пути следования, АЛНС, скоростемера и контроллера).

Органы  управления

Для обеспечения наиболее оптимальной обзорности и досягаемости органов управления (ОУ) унифицированная  панель управления должна располагаться  под небольшим наклоном в сторону  машиниста. Угол наклона рекомендуется  не более 15° - 20° от горизонтальной плоскости  кабины.

Размещение органов управления на пульте должно выполняться с учетом их блочного компонования по трем функциональным группам. Органы управления запуском и движением располагаются на панели управления, а ОУ, связанные с маневровой работой, размещаются у окна. Такое распределение ОУ обосновано не только деятельностью машиниста, по и его рабочей позой (сидя или стоя у окна при маневровой работе).

Для более рационального  размещения органов управления и  уменьшения загруженности панели менее  значимые, эпизодически используемые ОУ предполагается вынести за пределы  пульта с автоматическим их включением при подготовительной работе.

При расположении контроллера  по центру пульта эргономически рациональным является размещение ОУ запуска и движения слева от контроллера, а дисплея-советчика - с правой стороны. Органы управления, связанные с маневровой работой, предполагается разместить на пульте управления также справа от контроллера. Такая последовательность размещения групп ОУ позволяет управлять контроллером в основном правой рукой, а левой - работать с кнопками и клавишами.

Место расположения такого редко используемого органа управления, как аварийный останов, предполагается в зоне нормального видения, на границе  зоны досягаемости. Наиболее рациональным местом для его размещения следует  считать зону стыка информационной панели и панели управления по центру пульта. Для обеспечения быстрого нахождения клавиша аварийного останова поезда должна иметь форму, выделяющую се среди других органов управления на панели.

Для поддержания постоянной бдительности на всех локомотивах следует  оборудовать устройства безопасности с одним алгоритмом действия, в  перспективе перейти на проверку состояния бдительности машиниста  по физиологическим параметрам.

В систему поддержания  бдительности должны входить не менее  двух кнопок бдительности, педаль, световой сигнал, выведенный на экран дисплея  и появляющийся через каждые 30-40 секунд.

Звуковой сигнал можно  подавать только в случае крайней  опасности. Одну из кнопок бдительности рекомендуется располагать на панели управления в зоне управления движением, другую кнопку следует разместить на стыке информационной панели и панели управления в левой стороне пульта.

Для обозначения функционального  назначения органов управления должна применяться унифицированная система  символов.

Считая сидячую позу машиниста  его основной рабочей позой, наиболее важные органы управления движением  следует располагать на границе  оптимальной зоны досягаемости моторного  поля человека.

Таким образом, на панели управления должны размещаться основные ОУ в  соответствии с функциональным группированием их в зоны запуска и управления движением.

Функция ОУ должна обозначаться унифицированной системой символов, а основным типом ОУ должны быть унифицированные кнопки и клавиши.

 

 

 

 


Информация о работе Кабина и рабочее место машиниста по эргономическим требованиям