Классификация и основные части экскаваторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 11:13, реферат

Описание работы

Экскаваторами называются землеройные машины, предназначенные для копания и перемещения грунта. Все экскаваторы в зависимости от использования рабочего времени для собственно копания грунта делят на две большие группы: непрерывного действия — многоковшовые и периодического (цикличного) действия—одноковшовые. Многоковшовые экскаваторы обе операции — копание грунта и его перемещение'— выполняют одновременно; одноковшовые эти операции выполняют последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта.

Работа содержит 1 файл

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСКАВАТОРАХ.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСКАВАТОРАХ

 

 

  Классификация и основные части  экскаваторов

Экскаваторами называются землеройные машины, предназначенные  для копания и перемещения  грунта. Все экскаваторы в зависимости  от использования рабочего времени  для собственно копания грунта делят на две большие группы: непрерывного действия — многоковшовые и периодического (цикличного) действия—одноковшовые. Многоковшовые экскаваторы обе операции — копание грунта и его перемещение'— выполняют одновременно; одноковшовые эти операции выполняют последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта. Таким образом, рабочее время машины, в течение которого выбирают грунт, и производительность многоковшовых экскаваторов выше, чем одноковшовых. Несмотря на это, одноковшовые экскаваторы распространены шире вследствие их универсальности, т. е. возможности применять их как на земляных, так и на погрузочно-разгрузочных работах в самых тяжелых, в том числе скальных (с предварительным взрыванием), грунтах. Применение многоковшовых экскаваторов ограничено: в основном их используют при рытье траншей и добыче нерудных материалов в карьерах с однородными грунтами без каменных включений. По способу перемещения экскаваторы бывают сухопутные и плавучие. По конструкции ходового устройства сухопутные экскаваторы подразделяют на гусеничные, колесные и шагающие (последнее применяют только в одноковшовых экскаваторах).

По типу применяемого основного (первичного) двигателя современные  экскаваторы бывают дизельными или  электрическими. Выбор двигателя  определяется условиями, в которых будет работать экскаватор. Так, дизели используют на экскаваторах там, где машину нужно сравнительно часто перевозить с неста на место, например на строительстве нефте- и газопроводов, железных и шоссейных дорог, гражданском строительстве и т. п.

На экскаваторах, постоянно работающих в одном  месте, например в карьерах по добыче нерудных материалов, выгодно применять  электродвигатели, которые проще  и дешевле в эксплуатации.

По приводу  механизмов различают экскаваторы  одномоторные, у которых see рабочие механизмы приводятся одним или несколькими двигателями, работающими на один вал, и многомоторные, у которых рабочие механизмы приводятся несколькими двигателями, независимо работающими друг от друга.

В СССР все строительные одноковшовые экскаваторы с механическим приводом выпускают одномоторными. Многомоторный привод применяют на строительных гидрешли-ческих экскаваторах.

По типу силовых  передач движения от двигателя к  рабочим механизмам строительные экскаваторы  делятся на механические и гидравлические.

У механических экскаваторов движение передается непосредственно  от первичного двигателя ко всем механизмам с помощью валов, шестерен, червячных  пар, цепных и других механических передач (механическая трансмиссия).

У гидравлических экскаваторов роль трансмиссии выполняют гидронасос (один или несколько), трубопроводы и гидродвигатели (гидромоторы или гидроцилиндры). В трубопроводах циркулирует рабочая жидкость, передающая энергию от насосов к гидродвигателям, которые приводят рабочие механизмы в движение.

Кроме перечисленных  признаков классификации, экскаваторы  каждой из групп отличаются друг от друга назначением, размерами и  мощностью.  
 

 
  
 
 
 

Одноковшовые  экскаваторы по назначению делят  на три основные группы: строительные универсальные, предназначенные для земляных и погрузочно-рсвгрузочных работ в строительстве; карьерные — для'работы в карьерах на разработке рудных и угольных месторождений, а также скальных пород; вскрышные— для разработки полезных ископаемых (угля, руды) открытым способом. К последней группе относятся также и мощ- ные шагающие экскаваторы—драглайны, используемые на горных работах для перекидки верхних слоев пород в выработанное пространство, а также на строительстве крупных гидротехнических сооружений.

Кроме этих основных групп выпускают еще специальные экскаваторы, предназначенные для использования в определенных специфических условиях." подземные — для подземной разработки полезных ископаемых при большой мощности пласта, туннельные — для погрузки взорванной породы при проходке туннелей, торфяные — для добычи торфа И др.

В настоящем  учебнике описаны выпускаемые отечественной  промышленностью наиболее распространенные (массой до 22 т) одноковшовые универсальные  строительные экскаваторы. 

Одноковшовый  экскаватор ( 1) состоит из следующих основных частей: ходового  устройства 1,  поворотной  части  и  рабочего оборудования. 

Ходовое устройство воспринимает и передает на основание (грунт) нагрузки от массы  машины и нагрузки, возникающие при работе, а также обеспечивает передвижение  экскаватора.

Ходовое устройство экскаваторов бывает следующих типов: Г — гусеничное с минимально допустимой опорной поверхностью гусениц; ГУ —  гусеничное с увеличенной опорной  поверхностью гусениц, предназначенное  для работы на грунтах с низкой несущей способностью;

П— пневмоколесное, позволяющее увеличить мобильность  экскаватора, облегчить и ускорить его переброску собственным ходом  с одного строительного объекта  на другой;

Ш — специальное  шасси автомобильного типа, отличающееся от типа П тем, что, кроме двигателя, установленного на поворотной части экскаватора, на шасси установлен более мощный двигатель, -обеспечивающий передвижение экскаватора с большой скоростью; ходовое устройство типа Ш имеет прочную и низкую специальную раму, отличающуюся по конструкции от рамы шасси грузового автомобиля; А — шасси грузового автомобиля;

Тр — тракторное (обычно используют пневмоколесные тракторы). Поворотная часть состоит из поворотной платформы 2 с механизмами и силовым  оборудованием и рабочего оборудования 3.

Поворотная платформа  опирается через специальное  роликовое опорно-поворотное устройство на раму ходового устройства и может  поворачиваться относительно него в  горизонтальной плоскости. Одна и та же поворотная платформа может быть установ- лена на ходовые устройства различных типов.

В зависимости  от угла поворота поворотной платформы  в горизонтальной плоскости эскаваторы называют полноповоротными или неполноповоротными.

Поворотная часть  полноповоротного экскаватора может  вращаться вокруг вертикальной оси  на неограниченный угол. У машин этого типа ( 2, о) на поворотной платформе установлены двигатель и основные рабочие механизмы, а также укреплено рабочее оборудование.

Неполноповоротными  изготовляют лишь небольшие экскаваторы  на базе тракторов ( 2, б).

У этих экскаваторов отсутствует поворотная платформа, а рабочее оборудов ние укреплено с помощью поворотной колонки непосредственно на ходовом устройстве, относительно которого оно вращается на ограниченный угол.

Рабочим оборудование»  называется комплекс узлов экскаватора, содержащий рабочий орган (например, ковш, крюк или грейфер, с помощью которого копают грунт, поднимают груз, захватывают сыпучие и кусковые материалы) и обеспечивающий его действие в зоне работы экскаватора.

Основной рабочий  орган экскаватора—: ковш — предназначен для копания, удерживания при перемещении и разгрузки грунта или другого материала. Копанием называется одновременное срезание грунта и заполнение им ковша. Срезаемая часть грунта называется стружкой ( 3).

По виду конструктивного  исполнения рабочего оборудования экскаваторы бывают с гибкой подвеской, жесткой и телескопической стрелой. У экскаваторов с гибкой подвеской стрела, а иногда и рабочий орган (например, ковш) подвешены на канатах, которыми приводятся в действие.

У экскаваторов с жесткой подвеской стрела и остальные элементы рабочего оборудования соединены шарнирно друг с другом и приводятся в действие гидроцилиндрами.

С телескопической  стрелой выпускают экскаваторы-планировщики, у которых выдвижение и втягивание стрелы являются  рабочими движениями.

Универсальный строительный экскаватор ииеет обычно несколько видов рабочего оборудования, которыми он может работать в зависимости  от условий эксплуатации. Эти виды рабочего оборудования могут легко  заменяться одно другим, поэтому они  называются сменными.

Рабочее оборудование с жесткой подвеской (шарнирно-рычажное) и с телескопической стрелой  применяют только на гидравлических экскаваторах.

Рабочий орган  к рабочему оборудованию также крепят гибкой или жесткой связью. На  4 показаны различные крепления рабочего органа у разных видов рабочего оборудования с гибкой (канатной) подвеской.

Рабочий процесс  одноковшового экскаватора состоит  из рабочего цикла, т. е. разработки и  перемещения грунта, и передвижения экскаватора к забою, после того как с места стоянки экскаватора станет неудобно или невозможно продолжать дальнейшую разработку грунта. Во время передвижения экскаватора работа не производится, поэтому время, затрачиваемое на передвижки, следует максимально сокращать. Рабочий цикл экскаватора состоит ш следующих операций:

1.         Собственно копание грунта (срезание грунта и заполнение им ковша).

2.         Выведение'ковша с грунтом из забоя, чтобы обеспечить возможность беспрепятственного повороте платформы.

3.         Перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки, для чего или поворачивают платформу с рабочим оборудованием (у полноповоротных), или только рабочее оборудование (у неполноповоротных машин).

4.         Разгрузка грунта из ковши в отвал или в транспортное средство.

5.         Перемещение ковша (поворот платформы) к забою.

6.         Опускание ковша для подготовки к следующей операции копания.

До конца 60-х  годов в нашей стране в основном выпускали полноповоротные экскаваторы  с механическим приводом и гибкой подвеской рабочего оборудования. В девятой пятилетке (1970—1975 гг.) быстро развивалось производство гидравлических экскаваторов с жесткой подвеской рабочего оборудования ( 5—7). Такое расширение выпуска гидравлических экскаваторов определяется целы* рядом их конструктивных, технологических и экономических преимуществ по сравнению с экскаваторами с механическим приводом.   

Системой  индексации (маркировки) машин называется принцип, который заложен в структуру индекса (марки), обозначающего тот или иной экскаватор и отражающего его основную характеристику.

Ранее в индексы, применявшиеся для обозначения  отечественных экскаваторов, закладывалась  только емкость его основного  ковша. Например, Э-652Б — экскаватор с ковшом емкостью 65 декалитров (0,65 м3), модель 2, вторая модернизация (Б), Некоторые из выпускаемых до настоящего времени экскаваторов (например, Э-652Б, Э-304Б, Э-10011Д, Э-5015), не прошедшие модернизацию после введения новой системы индексации, сохранили еще индексы, присвоенные им по старой системе. По старой системе индекс не давал представления ни о типе ходового устройства экскаватора, ни об исполнении рабочего оборудования, что весьма важно для характеристики машины и ее эксплуатационных возможностей. Кроме того, определение размера (класса) одноковшового экскаватора только по емкости одного из применяемых на этой машине ковшей неопределенно и приводит к неправильному представлению о возможностях машины. Это в еще большей степени относится к гидравлическим экскаваторам, у которых емкость ковшей, применяемых Hd одной и той же машине, может отличаться в два и более раза.

Размер экскаватора, от которого зависят его рабочие  параметры, производительность и т. п., определяется совокупностью ряда факторов, нормируемых ГОСТом. При  этом параметром, наиболее полно (по сравнению с остальными) характеризующим размер гидравлического экскаватора, является масса машины, определяющая ее устойчивость и возможность эффективного использования ковшей данных емкостей на соответствующих вылете, глубине или  высоте.

В основу действующей системы индексации, экскаваторов заложена размерная группа машин, которая определяется в основном в зависимости от эскплуатационной1 массы экскаватора. Емкости используемых ковшей (диапазон которых может изменяться по мере совершенствования конструкции) приведены для ориентировки.

Новая система  индексации одноковшовых универсальных  экскаваторов (ЭО) предусматривает  структуру индекса машины, показанную на  8. Четыре основные цифры индекса означают по порядку их расположения: первая — размерную группу, вторая — тип ходового устройства, третья — исполнение рабочего оборудования и четвертая — порядковый номер данной модели. Буквы (А, Б, В...) обозначают очередную модернизацию данной машины, а также ее специальное климатическое исполнение (ХЛ, Т, ТВ). Например, индексом ЭО-3322А обозначают экскаватор одноковшовый универсальный 3-й размерной группы на пневмоколесном ходовом устройстве с жесткой (шарнирно-рычажной) подвеской рабочего оборудования, 2-й модели, прошедший первую модернизацию.

В  настоящей  книге описаны экскаваторы 2, 3 и 4-й размерных групп, наиболее распространенные в строительстве.

Экскаваторы - назначение и классификация

Эскаваторы , (название происходит от латинских слов «ех» и caveo», означающих «откапыватель») отличаются высокими рыхлящими способностями. Транспортирующие способности их невелики и определяются радиусом действия этих машин. 

Экскаваторы разделяют на несколько групп по назначению и мощности. Если машина производит все операции в определенном порядке, повторяя их через некоторые промежутки веремени, она относится к машинам прерывного (цикличного) действия, если производит все операции одновременно,— машиной непрерывного действия. К экскаваторам прерывного действия относятся одноковшовые, а к экскаваторам непрерывного действия — многоковшовые, скребковые и фрезерные. 

Одноковшовые и  многоковшовые экскаваторы бывают сухопутные и плавучие. Сухопутные экскаваторы имеют гусеничное, пневмоколесное, рельсовое и шагающее ходовое устройство. 

Все механизмы экскаватора  приводятся в движение дизелями, карбюраторными, паровыми или электрическими двигателями. Наиболее экономичными являются дизельные  и электрические двигатели. Выбор  двигателя определяется условиями, в которых будет работать экскаватор. Так, на экскаваторах, работающих в карьере, выгодно применять электродвигатели, так как электричество — наиболее дешевый вид энергии, а при работе на строительстве дорог, где машину часто перевозят с места на место, целесообразно использовать дизельные двигатели. 

Если все механизмы  экскаватора приводятся в движение от одного двигателя, такой привод называют одномоторным. Если в экскаваторе  каждый механизм (или группа механизмов) приводится в движение отдельным двигателем, такой привод называется многомоторным. 

С целью передачи движения от двигателя к рабочим механизмам используют следующие виды приводов: – механический, когда движение передается с помощью валов, шестерен, червячных пар, цепных передач; – гидравлический объемный, где роль привода выполняют гидронасос, маслопроводы и гидромоторы (или гидроцилиндры); в маслопроводах циркулирует жидкость, передающая энергию от насосов к гидромоторам (или гидроцилиндрам), приводящим рабочие механизмы в движение; – гидромеханический, в котором для передачи энергии используют гидротрансформатор в сочетании с механической трансмиссией; – электрический, применяемый на экскаваторах с многомоторным приводом в сочетании с механическим; – смешанный, состоящий из приводов двух видов, например механического и электрического. 

Таким образом, экскаваторы  классифицируют: – по способу перемещения (плавучие и сухопутные); – по типу силового оборудования (с дизелем, карбюраторным, электрическим, дизель-электрическим  и т. д.); – по числу двигателей (одномоторные, многомоторные); – по виду привода (механические, гидравлические, гидромеханические, электрические); – по типу ходового устройства сухопутных экскаваторов (гусеничные, пневмоколесные, рельсовые и с шагающим ходовым оборудованием). 

Каждая из групп  экскаваторов отличается более мелкими  признаками — размерами, мощностью, назначением. 

Одноковшовые экскаваторы классифицируют по назначению. 

Существуют три  основные группы: – строительно-универсальные  — с ковшами емкостью до 3 м3, предназначенные для производства земляных работ; – карьерные — с ковшами емкостью от 2 до 8 м3, предназначенные для работы в карьерах на разработке рудных и угольных месторождений; – вскрышные — с ковшами емкостью более 6 м3, предназначенные для разработки верхних слоев пород (вскрыши). 

Одноковшовые экскаваторы  различают по использованию их с  различными видами рабочего оборудования. 

Универсальные экскаваторы предназначены для работы с различными видами сменного оборудования; прямой и обратной лопатой, драглайном, крановой стрелой с крюковой подвеской или грейфером, копром для забивки свай и т. д. 

Полууниверсальные экскаваторы  кроме основного рабочего оборудования имеют один или два вида дополнительного  сменного оборудования (прямую лопату, обратную лопату, драглайн). 

Специальные мощные экскаваторы  имеют лишь один вид оборудования, например прямую лопату.

Одноковшовые  экскаваторы

Одноковшовым универсальным экскаватором называется машина цикличного действия, предназначенная для выемки и перемещения грунтов и иных материалов с помощью одного из видов рабочего оборудования с одним ковшом, и для выполнения погрузочных сваебойных и прочих работ другими видами сменного рабочего оборудования. 

Одноковшовые экскаваторы  состоят из следующих основных узлов: ходового устройства, поворотной платформы с силовым оборудованием и основными кинематическими звеньями и рабочего оборудования. 

Гусеничное ходовое  оборудование обеспечивает высокую  проходимость и хорошую устойчивость при работе экскаватора. 

В последние годы значительно возрос выпуск экскаваторов с небольшой емкостью ковша на пневмоколесном ходу, обладающих большой подвижностью и маневренностью при перемещении машины с одного объекта на другой. При работе на слабых грунтах применяют уширенное (или удлиненное) гусеничное оборудование, наличие которого уменьшает удельное давление на грунт и улучшает проходимость экскаватора. 

Поворотная платформа  опирается через катки или  специальное (шариковое или роликовое) опорно-поворотное устройство на раму ходового устройства. Платформа поворачивается в горизонтальной плоскости относительно ходовой части. 

Угол поворота ходового оборудования в горизонтальной плоскости  определяет возможность экскаватора  быть полноповоротным или неполноповоротным. Поворотная часть полно-новоротного экскаватора может вращаться вокруг своей оси на 360°. 

У этих машин на поворотной платформе смонтированы все силовые  агрегаты, пульт управления, рабочие  механизмы и крепится рабочее  оборудование. 

Рабочее оборудование включает комплекс узлов экскаватора с рабочим органом (ковш, крюк, грейфер и др.). Грунт разрабатывают ковшом, после чего перемещают к месту разгрузки в отвал или в транспортное средство. В зависимости от вида сменного оборудования применяют жесткую или гибкую подвеску рабочего органа. Характер работы определяет рабочее оборудование: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, кран или грейфер. 

Рабочий цикл экскаватора  выполняется в следующей последовательности: копание грунта; перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки; разгрузка грунта из ковша в отвал или транспортирующее устройство; перемещение ковша (поворот платформы) к забою; опускание ковша для подготовки к следующей операции копания. 

Система индексации одноковшовых универсальных экскаваторов. Системой индексации машин называется принцип, который заложен в структуру индекса (марки), обозначающего тот или иной экскаватор и отражающего его основную характеристику. В 1968 г. в нашей стране введена новая система индексации одноковшовых универсальных экскаваторов. Индекс экскаватора имеет четыре основные цифры, соответственно обозначающие: размерную группу машины, тип ходового устройства, конструктивное исполнение рабочего оборудования и порядковый номер модели данного типа. Таким образом, индекс экскаватора содержит сведения об его основной характеристике. Так, ЭО-3313 БТВ — экскаватор одноковшовый универсальный, 3-й размерной группы, на пневмоколесном ходовом устройстве, с канатной подвеской рабочего оборудования, 3-я модель, прошедшая вторую модернизацию, в исполнении для работы во влажных тропиках. 

Прямая лопата —  оборудование, предназначенное для  разработки грунта выше уровня стоянки  экскаватора. Прямая лопата с механическим приводом (рис. 74) состоит из следующих  основных узлов: каната подъема стрелы, ковша, рукояти, стрелы, седлового подшипника. Рукоять к стрелке крепится седловым подшипником, с помощью которого рукоять поворачивается в вертикальной плоскости относительно стрелы и совершает возвратно-поступательное движение вдоль оси рукоятки. При копании грунта ковшу нужно пройти положения —IV. Ковш поднимается подъемным канатом, огибающим головные блоки. Напор рукоятки осуществляется напорным механизмом, которым выполняется также обратное движение (возврат) рукояти. На универсальных строительных экскаваторах применяют канатные и зубчато-реечные (напорные механизмы). 

Напорные механизмы  деляется на независимые, зависимые, комбинированные- Напорный механизм называется независимым, если усилие напора может быть увеличено  или уменьшено независимо от величины усилия в подъемном тросе ковша, т. е. когда напорное движение рукояти с ковшом производится независимо от подъема ковша. Если величина усилия напора зависит от величины усилия в подъе/мном тросе ковша и имеется возможность только уменьшить напор, такой напорный механизм называется зависимым. 

Напорный механизм называется комбинированным, когда  величина усилия напора зависит от усилия в подъемном тросе, но при  включении независимой части  напорного механизма может быть по желанию увеличена. 

Ковш прямой лопаты состоит из корпуса, откидного днища  с засовом и сменных зубьев. Зубья имеют сужающийся к концу  хвостовик, входящий в гнездо козырька. От выпадания зубья удерживаются в гнездах шплинтами. 

Прямые лопаты в  последние годы оснащают ковшами  с полукруглой передней стенкой и с козырьком в виде совка без зубьев. Ковш такой конструкции значительно легче и имеет минимальное сопротивление при копании грунта, что, естественно, повышает производительность экскаватора. 

На экскаваторах с  прямой лопатой применяют рукояти двух типов: однобалочные (внутреннего типа) и двухбалочные (внешнего типа). Однобалочная рукоять проходит внутри стрелы, а двухбалочная — снаружи. Рукоять может совершать возвратно-поступательное движение в направляющих седловины напорного вала, а также поворачиваться вместе с седло-вым подшипником в вертикальной плоскости относительно напорного вала. Конструкция рукояти определяет конструкцию напорного механизма. В экскаваторах, выпускаемых в СССР, при однобалочной рукояти применяют канатный напорный механизм, а при двухбалочной — кремальерный напорный механизм. 

Информация о работе Классификация и основные части экскаваторов