Машиностроительный комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:22, доклад

Описание работы

Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом ), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Работа содержит 1 файл

Машиностроительный комплекс – основа научно.docx

— 328.44 Кб (Скачать)

Машиностроительный  комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного  хозяйства

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых  комплексов. Это обусловлено несколькими  причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и  всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия  в отрасли составляет по численности  рабочих около 1700 человек, по сравнению  с менее чем 850 по промышленности в целом ), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Во-вторых, машиностроение создает  машины и оборудование, применяемые  повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.1

В настоящее время в  машиностроении по степени технической  оснащенности выделяют пять уровней  технологического уклада. 
Первый уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье. 
Второй уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства. 
Третий уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов. 
Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др. 
Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это — производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность. 
В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств. 
К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Во-первых, развитие машиностроения как  общемировое явление в экономике  и политике не только набирает высокие  темпы развития и самоутверждения.  
 
Во-вторых вызывает все большие противоречия и обострения социально-политической обстановки в странах с различными типами политического и социально-экономического устройства.  
 
В-третьих машиностроительная отрасль в России постепенно оживает, промышленные предприятия, некогда пришедшие в упадок, набирают обороты. Однако процесс этот именно в сфере машиностроения идет непросто. Производственные мощности большинства российских предприятий изношены более чем на 80%, а инвесторы сегодня неохотно рассматривают машиностроительную отрасль в качестве перспективного вида бизнеса.

 
 Машиностроение – это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны, и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. [1] 
 
В настоящее время машиностроение России представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.  
 
Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. 
 
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких,  
 структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса), что, однако, в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где он достигает 35-50%. В структуре валовой добавленной стоимости промышленности доля машиностроения уступает только ТЭК и составляет около 30%. 
 
Машиностроение занимает второе место (после топливной промышленности) по стоимости основных промышленно-производственных фондов крупных и средних промышленных предприятий мира. В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности доля машиностроения составляет более трети и более 15% - в структуре инвестиций по всем отраслям экономики. 
 
Отрасль занимает второе место (после топливной промышленности) по вкладу в бюджет Российской Федерации. Предприятия отрасли имеются в большинстве регионов России, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние региональных и российского рынков труда. Являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, машиностроительный комплекс содействует развитию этих и других отраслей.  
 
Потребности машиностроительной отрасли в кадрах обеспечивают сотни технических университетов, учреждений  дошкольного, начального, среднего профессионального образования страны и тысячи других социальных организаций. 

 

 

          Машиностроение  является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве России. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.     

Отраслевой  состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.          

 Производство многих видов современной  машиностроительной продукции требует  больших трудовых затрат, высокой  квалификации рабочих. Особенно  трудоемки приборостроение, производство  ЭВМ и другие новейшие отрасли.  Эти отрасли также требуют  постоянного внедрения последних  достижений науки, т. е. являются  наукоемкими. Размещаются такие  производства в крупных городах  или рядом с ними, там, где  имеется много квалифицированных  рабочих и инженеров, располагаются  центры научных исследований, имеется  развитая инфраструктура. Зато ориентация  машиностроения на источники  металла в эпоху НТР значительно  снизилась. Машиностроение все  больше становится отраслью повсеместного  размещения.         

Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов  машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин  и механизмов, которые поступают  на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.      

Машиностроение  выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в  тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём  производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год.     

Росссийское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное ракетно-космическое, железнодорожное, двигателестроение машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, судостроение.       

 Энергетическое машиностроение  производит различное оборудование  для электростанций, а также двигатели  для морских и речных судов  и др. Такие гигантские и сложные  изделия как паровые котлы,  весом тысячи тонн и высотой  с 10-ти этажный дом выпускают  Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт- Петербурге и Волгодонске.     

Авиационное машиностроение выпускает технику  самого высокого класса. Авиационная  техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые  помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В  мире широко известны российские фирмы  «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге.      

Транспортное  машиностроение имеет для нашей  страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном  транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода – «Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в  г. Тольятти, Ульяновске, Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (на Оке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск, Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце.     

Сельскохозяйственное  машиностроение ориентированно на производстве техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России много  тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире.     

Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.      

Российские машиностроители  в 2010 году увеличили объем производства на 24% по сравнению с прошлым годом. Доля продукции машиностроения впервые превысила 20% от общего объема промышленного производства России. Основной рост достигнут в результате экономической стабилизации: повысилась инвестиционная активность в таких отраслях, как тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное и дорожно-строительное машиностроение.     

Переживающее  нелегкие времена российское машиностроение может обновиться, а ряд отраслей - стать локомотивами роста. Так думают руководители Минпромнауки, предложившие правительству программу модернизации отрасли. Одна из идей - ввести чиновников в конкурсные комиссии естественных монополий по закупке оборудования, чтобы те научили газовиков, энергетиков и железнодорожников выбирать отечественное.   
        По сведениям Минпромнауки, в машиностроительный комплекс входят 21 отрасль и 7500 предприятий. Состояние большинства из них незавидное: оборудование изношено и морально устарело, в ряде подотраслей производственные мощности загружены меньше чем наполовину. В 2009 г. свыше 40% предприятий были убыточны, кредиторская задолженность почти вдвое больше дебиторской. Отрасли попали в порочный круг. На старом оборудовании не выпустишь конкурентную продукцию, а малый объем продаж и нехв

 

 

 

udocs.exdat.com/docs/index-42206.html http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-77803

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ  на тему: «Машиностроительный комплекс»

Ученицы 9 класса «А»

Сааковой Изабель

 

 



Информация о работе Машиностроительный комплекс