- Положение
реек топливных насосов (индекс ТНВД)
или указателя нагрузки (УН).
Практика
показывает, что при использовании
в течение одного рейса одного сорта
топлива между средним индикаторным давлением
и указанными параметрами поддерживается
достаточно точная и устойчивая прямолинейная
связь. Однако в процессе длительной эксплуатации
эта связь может нарушаться при перемене
сорта или партии применяемого топлива,
при замене или пере регулировке топливных
насосов, а также вследствие износа прецизионных
пар насосов и форсунок. Поэтому, при использовании
в качестве параметра нагрузки УН или
индекс ТНВД, следует периодически проверять
их соотношение со средним индикаторным
давлением, или цикловой подачей топлива.
Проверка должна выполняться при каждом
индицировании дизеля, предусмотренными
ПТЭ.
- На параметры
рабочего процесса и тепловую напряженность
дизеля, помимо цикловой подачи топлива
и частоты вращения, влияют параметры
воздуха на входе в двигатель. Повышение
температуры, снижение атмосферного давления
и повышение относительной влажности,
приводит к уменьшению массового заряда
воздуха в цилиндре и к росту температур
рабочего цикла.
Стандартными атмосферными условиями
для судовых дизелей являются
(стандарт ISO 3046 / 1):
температура окружающей среды,
К (0С)
300 (27)
барометрическое давление, кПа (мм
рт.ст.) 100 (750)
относительная влажность воздуха,
%
60
- В практике
эксплуатации имеют место случаи, когда
характеристика гребного винта изменяется
во времени (плавание в канале за ледоколом
или свободное плавание во льдах, вход
в циркуляцию и выход из нее, плавание
на волнении и др.). При выборе способа
управления дизелем в таких условиях следует
учитывать, что не стационарность режима
в меньшей степени влияет на тепловую
и механическую напряженность двигателя,
если изменение режима происходит за счет
изменение частоты вращения при постоянной
или мало меняющейся цикловой подаче
топлива. Обусловлено это тем, что цикловая
подача в наибольшей степени определяет
температурное состояние деталей цилиндропоршневой
группы, и быстрое ее изменение приводит
к заметному искажению температурного
поля деталей и к появлению дополнительных
термических напряжений.
---
2.МЕТОДИКА
НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
РЕЖИМОВ РАБОТЫ
ГЛАВНОГО СУДОВОГО
ДИЗЕЛЯ
- Общие
положения
- Настоящая
Методика применима для дизелей, находящихся
в удовлетворительном техническом состоянии
и работающих на рекомендованных сортах
топлива и масла.
- Основной
принцип, заложенный в Методику, - обеспечение
механических и тепловых нагрузок на детали
ЦПГ и подшипники двигателя на уровне,
не превышающем нагрузок при стандартных
условиях заводских испытаний.
- Установление
режима работы дизеля в соответствии с
настоящей Методикой не исключает необходимости
контроля рабочих параметров, предельные
значения которых оговорены в заводской
инструкции по эксплуатации двигателя.
- Методика
назначения режимов основывается на скоростных
ограничительных характеристиках с учетом
температуры воздуха на входе в двигатель.
Скоростные ограничительные характеристики
устанавливаются для длительной
(неограниченной во времени) и для кратковременной
работы
(не более одного часа с оговоренной в
заводской инструкции периодичностью).
2.2Типовой
график для назначения
режима работы
главного судового
дизеля
- Для назначения
режима работы главного дизеля используется
график (рис. 2), построенный в относительных
координатах
“ среднее индикаторное давление - частота
вращения”. Для практического применения
график может быть построен с использованием
в качестве координат абсолютных величин
pi и n.
Рис.2. Типовой
график для выбора эксплуатационных
режимов работы главного
дизеля
Р1
100
В1
В С
М1 K1
93
N M3 K2
N1 K
84 А1
2
80 А N2 Р1= cn
n%
70
85 88
92 100 103
По оси
ординат могут быть даны дополнительные
шкалы для других параметров нагрузки
с учетом общих положений, изложенных
в п.1.4.2. и 1.4.3. настоящей методики.
2.2.2.Линии
на графике означают:
АВС - скоростная
ограничительная характеристика для
длительной работы;
А1
В1 ВС - скоростная ограничительная
характеристика для кратковременной работы;
С D
- линия, ограничивающая наибольшую
частоту вращения, допустимую при длительной
эксплуатации дизеля.
На график
нанесена сетка винтовых характеристик
pi = cn2 .
Примечание.
Рекомендации по выбору
скоростных ограничительных
характеристик изложены
в разд.3
- Поле, ограниченное
линией АВСD , графически отображает
все возможные режимы, на которых двигатель
может работать в эксплуатации без перегрузки.
Если температура воздуха на входе в дизель
не превышает стандартную.
Поле, ограниченное линиями АВВ1А1
графически отображает режимы, допустимые
для кратковременной работы.
- Порядок и
последовательность использования графика
(см. рис.2) для назначения режима работы
дизеля показаны на примерах.
П р
и м е р 1.
После
выхода из порта двигатель
введен в предполагаемый длительный
режим n = 91 и произведено его индицирование.
В результате получено среднее индикаторное
давление pi = 91
(здесь и далее в примерах значения n и
pi приведены в процентах от номинальных
значений). На график (см. рис.2) наносится
точка М с координатами с координатами
n = 91 и
рi
=91.
Положение точки М на графике определяет
характеристику винта рi = сn2,
соответствующую конкретным условиям
плавания. Передвигаясь от точки М
вдоль линии рi = сn2 до пересечения
с линией АВ, находим предельный допустимый
режим длительной работы дизеля (точка
М1 с координатами n = 92,8 и pi
= 95,5).
Учитывая возможность изменения
режима вследствие изменения
внешних условий ( направление
и сила ветра, глубина под
килем и т.д.), рекомендуется при
окончательном выборе режима
иметь запас по частоте вращения
и среднему индикаторному давлению
относительно ограничительной характеристики
в размере 1 - 3 %. В результате выбираем
режим М2 с координатами n = 92 и
р i = 93.
Необходимо
периодически контролировать режим,
лучше всего по указателю нагрузки
или по положению реек ТНВД,
(см. п. 1.4.3.) и при изменении условий плавания
корректировать его.
П р
и м е р 2.
После длительной стоянки в
тропическом порту в результате
индицирования определен режим
N (n = 88, pi = 93). В этом случае необходимо
снизить нагрузку, по крайней мере,
до pi = 90 n = 86,6 (точка N1)
. Рекомендуется установить режим, соответствующий
точке N2.
П р
и м е р 3.
При плавании в балласте
в результате индицирования
определился режим К ( n = 100, р =
88). Максимальная допустимая нагрузка
в этом случае определяется максимальной
допустимой частотой вращения (точка
К1). Рекомендуется установить режим
К2, имея запас по частоте вращения
около 1,5%.
- Учет
температуры наружного
воздуха при назначении
режима работы главного
судового дизеля
- Увеличение
температуры воздуха на входе в двигатель
ведет к уменьшению массового заряда воздуха
в цилиндре и непосредственно связано
с увеличением температуры выпускных
газов. Поэтому в качестве ограничивающего
параметра в тропических условиях плавания
принимается температура выпускных
газов.
- Ввиду того,
что температура выпускных газов по цилиндрам
дизеля с импульсной системой наддува
может значительно различаться, предпочтительно
при наличии средств измерения использовать
в качестве ограничивающего параметра
температуру газов перед турбиной, которая
в большей мере отражает среднемассовую
температуру.
- В качестве
ограничивающего значения температуры
газов должно приниматься значение,
указанное в инструкциях завода - изготовителя
дизеля. При превышении предельного значения
температуры нагрузка дизеля должна быть
соответственно снижена.
- При отсутствии
в инструкциях указаний по предельной
температуре выпускных газов рекомендуется
снижать нагрузку дизеля на 3 - 4 % относительно
ограничительной характеристики (разд.2.2)
на каждые 100С превышения температуры
воздуха над стандартной (270С). Так,
для первого примера, изложенного в
п.2.2.4, при температуре воздуха на входе
в двигатель 370С рекомендованный
режим соответствует точке М3 (n =
90,4;
pi = 89.6).
- Особенности
назначения режима работы
главного дизеля с винтом
фиксированного шага
в ледовых условиях
плавания
- режим работы
главного дизеля при плавании судна во
льдах отличается следующими особенностями:
- возможность
сравнительно медленного изменения
характеристики гребного винта, вследствие
изменения ледового сопротивления движению
судна. Крайними случаями являются швартовная
характеристика винта (нулевая скорость
судна) и характеристика винта, соответствующая
ходу на чистой воде;
- возможность
кратковременного увеличения момента
на винте, вследствие взаимодействия лопастей
гребного винта со льдом.
- при следовании
прямым курсом в канале за ледоколом, или,
при самостоятельном плавании в ровном
льду, режим работы дизеля должен располагаться
внутри поля режимов, допустимых для длительной
работы (рис.3, зона А).
- При прохождении
поворотов канала, при сжатии льдов, при
форсировании ледовых перемычек допускается
кратковременная работа дизеля в зоне
В (см. рис.3). Длительность непрерывной
работы в этой зоне не должна превышать
1 ч.
- Работа дизеля
за пределами зоны В (зона С на рис 3) допускается
не более 5 минут в случае угрозы заклинивания
судна. Если в течение указанного времени,
нагрузка дизеля не войдет в зону В
или А, необходимо уменьшить цикловую
подачу топлива до ввода режима двигателя
в одну из этих зон. Во всех случаях цикловая
подача топлива не должна превышать номинального
значения.
100
Нагрузка,%
97 швартовная
характер.
91 C
B A
85
76
n,%
67
79 88
97 103
Рис.3
Зоны режимов дизеля в ледовых условиях
плавания
А- длительная
работа; В- не более 1ч; С - не более 5мин.
2.4.5. Рекомендуемые
скоростные ограничительные характеристики
для судовых дизелей приведены
в разделе 3 настоящего обзора.
Для обеспечения своевременного
контроля за режимом двигателя
в ледовых условиях плавания
в качестве параметра нагрузки целесообразно
выбрать положение ТНВД.