Общие понятия о трении и износе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

Трибология – это наука, изучающая взаимодействие поверхностей, перемещающихся друг относительно друга, практическое использование этого взаимодействия и его осуществление.

Работа содержит 1 файл

Моторные масла.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

М-14 Г2(цс) — моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения (“цс” означает циркуляционное судовое).

М-14Д2(цл20) — моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) — применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.

 

Классификация моторных масел по SAE

 

С 1993 г. отечественные производители наряду с использованием классификации по ГОСТ 17479.1-85 применяют и мировую систему классификации.

Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers – Американское Общество автомобильных инженеров) была первой организацией создавшей систему классификации масел по вязкости.

Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала. SAE J-300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел.

Зимние масла имеют следующие классы вязкости: SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Число обозначает вязкость в секундах Сейболта, при температуре -17,8оС, а W – первая буква английского слова «winter» зима. Классификация SAE J 300 APR 97 для зимних масел устанавливает максимальное значение динамической вязкости при низких температурах, минимальное значение кинематической вязкости при 100оС, минимальное значение динамической вязкости при 150оС и скорости сдвига 106 с-1.

Летние масла имеют следующие классы вязкости: SAE 20, 30, 40, 50, 60. Число обозначает вязкость в секундах Сейболта, при температуре -98,9оС Всесезонные масла имеют двойную нумерацию, например 10W/50.

Рисунок вязкости масел SAE 10W/40, SAE 10W, SAE 40.

Летнее масло SAE 40 имеет достаточно высокую вязкость масла, чтобы обеспечить надежное смазывание при высокой температуре (уровень Б), но оно слишком вязкое при низкой температуре (выше уровня А, при котором еще возможен пуск двигателя от стартера).

Зимнее масло SAE 10W при низкой температуре обеспечит пуск (вязкость ниже уровня А), но не обеспечит смазывание летом, когда температура приблизится к 90-100оС или превысит эти значения (ниже уровня Б).

Всесезонное масло SAE 10W/40 обеспечит холодный пуск двигателя зимой и надежное смазывание летом. Зависимость его вязкости лежит между уровнями А и Б.

 

Классификация моторных масел по API, ACEA, ILSAC

 

Маркировка масел по API (American Petroleum Institute – американский нефтяной институт нефти) складывается из букв латинского алфавита:

Первая буква обозначает категорию масла в зависимости от типа двигателя

S – категория «Service» для 4х тактных, бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов;

C – категория «Commercial» для дизелей автотранспорта, промышленных и сельскохозяйственных тракторов и дорожно-строительной техники.

Универсальные масла, которые могут использоваться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей, имеют обозначения обеих категорий.

Вторая буква обозначает уровень эксплуатационных свойств: чем ближе к началу латинского алфавита буква в маркировке масла, тем меньшим требованиям отвечает данное масло и наоборот.

В состав маркировки могут входить также буквы ЕС, обозначающие энергосберегающие свойства данного масла. II – обозначает высокую степень энергосберегающих свойств, I – наличие умеренных энергосберегающих свойств, а отсутствие надписи ЕС указывает на то, что по сравнению с эталонным маслом данный продукт не дает экономии топлива. Данная маркировка применима для масел класса SH или SJ соответственно.

Для достижения уровней рабочих характеристик API смазочные материалы должны успешно пройти четыре испытания, во время которых учитывается следующее:

      повышение температуры масла в работающем двигателе;

      удлинение периода между заменой масла, рекомендованного изготовителем;

      усилия для достижения рабочих характеристик двигателя;

      стандарты по охране окружающей среды, требования которых всё время ужесточаются;

      а также для некоторых масел: более низкий расход топлива, благодаря низкой вязкости (энергосберегающая категория).

Существует еще классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам ACEA (ассоциация европейских производителей автомобилей), которая в 1996 г. заменила CCMC (Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка). Европейские двигатели легковых автомобилей более форсированы и работают при больших частотах вращения коленчатого вала и удельных нагрузках. Данные требования более жестки и поэтому масла, отвечающие американскому стандарту, не всегда соответствуют европейским требованиям.

До 1996 года они использовали свою, не менее сложную чем SAE систему ССМС (Комитет изготовителей Общего рынка). Она предусматривала деление на пять классов для бензиновых двигателей (G1, G2, G3, G4 и G5) и на семь для дизельных (D1,D2, D3, PD-1, D4, D5 и PD-2).

С 1996 г. согласно данной маркировке масла по назначению делятся на три категории: А - для бензиновых двигателей (А1-96, А2-96, А3-96), В - для дизелей легковых автомобилей (В1-96, В2-96, В3-96), Е - дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96, Е3-96). Число определяет эксплуатационные свойства: 1 – энергосберегающие масла; 2 – масла того же уровня, но не энергосберегающие; 3 – технические требования на перспективу. Индекс "96" соответствует году принятия стандарта.

A1-96 в классификации АСЕА предназначено для бензиновых двигателей и соответствует низшей части таблицы. Тем не менее, оно должно обеспечивать предотвращение образования отложений и шлама, стойкость к высокотемпературному окислению и защиту от износа. Соответствует SF, SH по API.

А2-96 предназначается также для бензиновых двигателей и располагается в середине таблицы. Обеспечивает высокие характеристики по температурной стойкости, моющие и диспергирующие функции и улучшенную защиту подшипников. Соответствует SH по API.

А3-96 предназначено для самых современных двигателей с турбонаддувом и без него. Особое внимание противоокислительным и противоизносным свойствам. Соответствует и превышает SJ по API.

 

В 2002 г. Была принята новая классификация моторных масел по ACEA.

Автомобильные фирм США и Японии сформулировали единые минимальные требования к моторным маслам для 4х тактных бензиновых двигателей классификации ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению (апробации) моторных масел). Данная классификация содержит три класса GF-1, GF-2, GF-3. Масла GF-1, GF-2 идентичны классам API SH и SJ соответственно. Основное отличие заключается в том, что масла классов GF-1 и GF-2 обязательно энергосберегающие и всесезонные, причем зимняя характеристика ограничена наименее вязкими классами SAE OW, 5W и 10W, а летний класс может быть любым.

 

СПЕЦИФИКАЦИИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ОЕМ)

Рассмотренные классификации содержат базовые, фундаментальные требования к моторным маслам, согласованные и принятые ведущими производителями техники. Однако, многие фирмы пользуются своим правом дополнять базовые требования классификаций собственными требованиями, которые бывают обусловлены спецификой конструкции двигателя, использованием редко применяемых материалов. Такие требования изложены в фирменных спецификациях моторных масел, а выполнение их проверяется специальными методами испытаний.

Автопроизводители могут предъявлять и более высокие требования к маслам. Не дожидаясь очередных международных спецификаций, они заявляют о своих оригинальных методах испытаний. После проверки эффективности лучшие из смазочных материалов сертифицируются такими производителями как:

для легковых автомобилей: Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Ford, Fiat, Porsche, Peugeot, Citroen, Renault …

для грузовой техники: MAN, MB, Volvo, RVI, …

Например:

MB page 227.1

BMW Longlife Engine Oils

VW 500.00 и VW 505.01

Это означает, что смазочные вещества должны соответствовать требованиям производителей в дополнение к тем требованиям, которые указаны API и ACEA.

JASO – японская организация по стандартизации в автомобилестроении.



Информация о работе Общие понятия о трении и износе