Основы транспортного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1)Основная часть…………………………………………………….……..
1.1Понятие и предмет транспортного права……………………………..4
1.2Виды транспорта и их классификация………………………………..5
2) Источники правового регулирования
2.1 Понятие источников транспортного права…………………………..7
2.2 Единая транспортная система……………………………………….11
2.3 Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе……………………………13
3) Транспортное законодательство и его особенности………………...20
3.1 Система и структура транспортного законодательства……………24
4)Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы……………………………………………………………………27
5)Изменение в транспортном законодательстве РФ,вступившие в силу с 2012 года
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой реферат(транс право).docx

— 65.55 Кб (Скачать)

ФБГОУ ВПО "Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. "

 

 

 

 

 

Автомеханический  факультет

Технология  транспортных процессов.

 

Дисциплина    "Транспортное право"

 

 

 

Реферат на тему : Основы транспортного  права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):студентка 1 курса

группы бТТПР-12

Плюснина  О. С.

Проверил(а): Евсеева А. А.

 

 

 

 

 

 

Саратов 2012

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

1)Основная часть…………………………………………………….……..

1.1Понятие и предмет транспортного права……………………………..4

1.2Виды транспорта и их классификация………………………………..5

2) Источники правового регулирования

2.1 Понятие источников транспортного права…………………………..7

2.2 Единая транспортная система……………………………………….11

2.3 Сравнительная характеристика деятельности различных видов     транспорта в единой транспортной системе……………………………13

3) Транспортное законодательство  и его особенности………………...20

3.1 Система и структура  транспортного законодательства……………24

4)Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы……………………………………………………………………27

5)Изменение в транспортном законодательстве РФ,вступившие в силу с 2012 года

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прогресс человеческого  общества неотделим от истории развития транспорта. С появлением частной  собственности и разделением  людей на классы стали развиваться  государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли - все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом  отношении) транспортную систему, включая  мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем  комфорта и скорости, современный  транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является связующим  звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Транспортный фактор оказывает  влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь  рационального размещения производительных сил. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Данная работа рассматривает  несколько аспектов. Это связано с понятием транспортного права, системой и структурой транспортного законодательства всех видов транспорта, транспортными договорами и другими правоотношениями в сфере транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие и предмет транспортного права

 

В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные  с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность  транспорта как отрасли материального  производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает  богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.

Для определения предмета транспортного права необходимо выявить специфический признак  отношений, регулируемых этим правом.

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи  с организацией и деятельностью  транспортных предприятий, отношения  между транспортными предприятиями  и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также  между транспортными предприятиями  как одного, так и разных видов  транспорта.

Особенностью транспортного  права является то, что оно сочетает в себе властно-организационные  отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом. Однако такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для  выделения транспортного права  в самостоятельную отрасль.

Общая цель объединения в  едином комплексе транспортного  права норм различных отраслей права: гражданского, административного, трудового, земельного и т.д. - регулирование  деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы  страны.

 

 

 

 

Нормы транспортного права  регулируют главным образом отношения  между транспортными предприятиями  и их клиентурой по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим  многообразием и сложностью, и  поэтому изучение их в учебных  заведениях выделяется в специальный  самостоятельный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется  ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных: средств, ответственность  за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков  и т.д. Специальные части транспортного  права: железнодорожное, внутренневодное, воздушное, морское и автомобильное  право - касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде транспорта с учетом его специфики - оформление транспортных документов, порядок лицензирования транспортной деятельности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды транспорта и их классификация

 

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской  и речной. Каждый из данных видов  транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию  в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими  особенностями развития.

 

 В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

 

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный  транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем  грузообороте последние десятилетия  падает. В тоже время доля узкоспециализированного  трубопроводного транспорта постоянно  увеличивается и в настоящее  время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

По объему перевозимых  грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный  — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Роль отдельных видов  транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.

В междугородном сообщении  в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным  лидером является автомобильный  транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок  пассажиров приходится только на два  вида транспорта: железнодорожный и автобусный.

Во внутригородском сообщении  ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте  — городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).

На каждом виде транспорта действует свой нормативно- правовой акт

  1. Воздушный кодекс РФ ,принятый в 1997 году
  2. Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖДТРФ) принят в 2003 году
  3. Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМРФ) 1999 год
  4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТРФ) 2001 год
  5. Устав автомобильного транспорта (УАТ РФ) 1969 год
  6. Устав автомобильного транспорта и городского наземного               электрического транспорта (2007 г.).

 

 

 

 

 

 

2) Источники правового  регулирования

2.1 Понятие источников транспортного права

Под источником транспортного  права понимают обычно ту юридическую  форму, в которой выражается правотворческая  деятельность государства и с  помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе транспортного законодательства различают следующие основные источники  права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные  акты. К источникам транспортного  права также относятся санкционированные  обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.

 

Определяющее положение  по отношению ко всем другим законам  занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником транспортного  права, выступая в качестве юридической  базы его развития. В то же время  Конституция содержит нормы, имеющие  непосредственное отношение к транспорту.

 Конституция Российской  Федерации (ст. 71) относит управление  федеральным транспортом, путями  сообщения к ведению Российской  Федерации. Это положение является  основополагающим при правовом  регулировании деятельности транспорта.

 Несомненно, важный источник  транспортного права - это Гражданский  кодекс Российской Федерации,  который сконцентрировал в отдельной  главе (гл. 40) нормы, регулирующие  основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов  и пассажиров, перевозке транспортом  общего пользования, подаче транспортных  средств, погрузке и выгрузке  груза, ответственности перевозчика,  претензиях и исках и т.д.

 Источниками транспортного  права являются и транспортные  уставы и кодексы, действующие  в настоящее время. Они детально  регулируют отношения, возникающие  на транспорте. Особенностью данных  нормативных актов является то, что основные положения в них  регулируются нормами, установленными  Гражданским кодексом Российской  Федерации (гл. 40).

Информация о работе Основы транспортного права