Расчёт цилиндрической эвольвентной зубчатой передачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:13, задача

Описание работы

Данный раздел выполняется на основании следующих исходных данных:
T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;
n2 = 35,469, об/мин – частота вращения колеса;
U = 4 – передаточное число передачи;
Lлет = 6, лет – срок службы передачи;
Kгод = 0,8 – коэффициент годовой нагрузки;

Работа содержит 1 файл

Расчёт цилиндрической прямозубой передачи.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

Расчёт цилиндрической эвольвентной зубчатой передачи

 

Данный раздел выполняется на основании  следующих исходных данных:

 

T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;

n2 = 35,469, об/мин – частота вращения колеса;

U = 4 – передаточное число передачи;

Lлет = 6, лет – срок службы передачи;

Kгод = 0,8 – коэффициент годовой нагрузки;

Kсут = 0,33 – коэффициент суточной нагрузки;

циклограмма нагружения.

 

2.1 Выбор материалов  зубчатых колёс и определение  допускаемых напряжений

 

2.1.1 Определим продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный срок службы

 

 

2.1.2 Выберем материалы  зубчатых колёс

 

Материал шестерни –  Сталь 18ХГТ ГОСТ 4543 – 88*;

Термическая обработка  – закалка;

HRC1 = 60 – твёрдость поверхностей зубьев;

σT1 = 800, МПа – предел текучести;

σb1 = 1000, МПа – предел прочности;

σHlimb1 = 1380, МПа – предел контактной выносливости соответствующий базовому

                                    числу циклов напряжений NHO;

σFlimb1 = 800, МПа – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба;

SH1 = 1,2 – коэффициент безопасности;

SF1 = 2 – коэффициент безопасности;

YR1 = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности зуба.

 

Материал колеса –  Сталь 18ХГТ ГОСТ 4543 – 88*;

Термическая обработка  – закалка;

HRC2 = 60 – твёрдость поверхностей зубьев;

σT2 = 800, МПа – предел текучести;

σb2 = 1000, МПа – предел прочности;

σHlimb2 = 1380, МПа – предел контактной выносливости соответствующий базовому

                                    числу циклов напряжений NHO;

σFlimb2 = 800, МПа – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба;

SH2 = 1,2 – коэффициент безопасности;

SF2 = 2 – коэффициент безопасности;

YR2 = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности зуба.

 

2.1.3 Определим допускаемое контактное напряжения для шестерни

 

где σHlimb1 = 1380, МПа – предел контактной выносливости соответствующий базовому

                                           числу циклов напряжений NHO;

      SH1 = 1,2 – коэффициент безопасности;

      ZR1 = 0,95 – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей 

                          зубьев;

      KHL1 – коэффициент долговечности.

 

где базовое число циклов напряжений;

       NHE1 – эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с

                  переменными нагрузками.

 

где n = 141,875, об/мин – частота вращения шестерни;

      c = 1 – число зубчатых колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;

      th = 13880, ч – продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный

                              срок службы;

      T1, T = 0,4·T1 – передаваемые зубчатым колёсом вращающие моменты в течении

                                  времени th1 = 0,3·t и th2 = 0,7·th соответственно;

      Tmax = T1 – максимальный из длительнодействующих вращающих моментов,

                        передаваемых рассчитываемым зубчатым  колёсом за весь срок службы 

                        передачи.

 

 

 

2.1.4 Определим допускаемое контактное  напряжения для колеса

 

где σHlimb2 = 1380, МПа – предел контактной выносливости соответствующий базовому

                                           числу циклов напряжений NHO;

      SH2 = 1,2 – коэффициент безопасности;

      ZR2 = 0,95 – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей 

                          зубьев;

      KHL2 – коэффициент долговечности.

 

где базовое число циклов напряжений;

       NHE2 – эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с

                  переменными нагрузками.

 

где n = 35,469, об/мин – частота вращения колеса;

      c = 1 – число зубчатых колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;

      th = 13880, ч – продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный

                              срок службы;

      T1, T = 0,4·T1 – передаваемые зубчатым колёсом вращающие моменты в течении

                                  времени th1 = 0,3·tи th2 = 0,7·th соответственно;

      Tmax = T1 – максимальный из длительнодействующих вращающих моментов,

                        передаваемых рассчитываемым зубчатым  колёсом за весь срок службы 

                        передачи.

 

 

 

 

H] = [σH]min = [σH]1 = 1347, МПа.

 

2.1.5 Определим допускаемое напряжение  при расчёте на усталость по  напряжениям изгиба для шестерни

 

где σFlimb1 = 800, МПа – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба;

       SF1 = 2 – коэффициент безопасности;

       YR1 = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности

                       зуба;

       KFC1 = 1 – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения

                        нагрузки (реверсированная);

       KFL1 – коэффициент долговечности.

 

где базовое число циклов напряжений;

       NFE1 – эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с

                  переменными нагрузками.

 

где n = 141,875, об/мин – частота вращения шестерни;

      c = 1 – число зубчатых колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;

      th = 13880, ч – продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный

                              срок службы;

      T1, T = 0,4·T1 – передаваемые зубчатым колёсом вращающие моменты в течении

                                  времени th1 = 0,3·t и th2 = 0,7·th соответственно;

      Tmax = T1 – максимальный из длительнодействующих вращающих моментов,

                        передаваемых рассчитываемым зубчатым колёсом за весь срок службы 

                        передачи.

 

 

 

Примем KFL1 = 1.

 

 

2.1.6 Определим допускаемое напряжение при расчёте на усталость по напряжениям изгиба для колеса

 

где σFlimb2 = 800, МПа – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба;

       SF2 = 2 – коэффициент безопасности;

       YR2 = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности

                       зуба;

       KFC2 = 1 – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения

                        нагрузки (реверсированная);

       KFL2 – коэффициент долговечности.

 

где базовое число циклов напряжений;

       NFE2 – эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с

                  переменными нагрузками.

 

где n = 35,469, об/мин – частота вращения колеса;

      c = 1 – число зубчатых колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;

      th = 13880, ч – продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчётный

                              срок службы;

      T1, T = 0,4·T1 – передаваемые зубчатым колёсом вращающие моменты в течении

                                  времени th1 = 0,3·t и th2 = 0,7·th соответственно;

      Tmax = T1 – максимальный из длительнодействующих вращающих моментов,

                        передаваемых рассчитываемым зубчатым колёсом за весь срок службы 

                        передачи.

 

 

 

Примем KFL2 = 1.

 

 

2.2 Проектный расчёт  на контактную выносливость

 

Определим межосевое расстояние передачи

 

где Ka = 490 – вспомогательный коэффициент;

      U = 4 – передаточное число передачи;

      T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;

      ψba = 0,22 – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния;

      [σH] = 1347, МПа – допускаемое контактное напряжение;

      K= 1,09 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки

                           по ширине зубчатого венца.

 

 

Примем aw = 125, мм.

 

2.3 Геометрический  расчёт передачи

Параметр

Обозначение

Расчётная формула

1

2

3

Межосевое расстояние

aw, мм

125

Передаточное число

U

4

Ширина колеса

b2, мм

Примем b2 = 28, мм.

Ширина шестерни

b1, мм+

b1 = b2 + 2…5 = 28 + 5 = 33

Модуль нормальный

m, мм

m = (0,01…0,02)·aw = 0,02·125 = 2,5

Суммарное число зубьев

ZΣ

Число зубьев шестерни

Z1

Число зубьев колеса

Z2

Z2 = ZΣ – Z1 = 100 – 20 = 80

Фактическое передаточное число

Uф

Отклонение передаточного  числа

ΔU, %

Делительное межосевое  расстояние

a, мм

Угол зацепления

αtw, град

Коэффициент суммы смещений

XΣ

Коэффициент воспринимаемого  смещения

Y

Коэффициент уравнительного смещения

ΔY

ΔY = XΣ – Y = 0 – 0 = 0

Делительные диаметры

d1, мм

d2, мм

d1 = m·Z1 = 2,5·20 = 50

d2 = m· Z2 = 2,5·80 = 200

Диаметры вершин зубьев

da1, мм

da2, мм

Диаметры впадин зубьев

df1, мм

df2, мм


 

2.4 Определим кинематические  параметры передачи

 

Передаточное число 

Окружная скорость в  зацеплении

где d1 = 50, мм - делительный диаметр шестерни;

      n1 = 141,875, об/мин – частота вращения шестерни.

 

 

Примем степень точности 9.

 

2.5 Определим усилия  в зацеплении

 

Окружное усилие

где T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;

       d2 = 200, мм – делительный диаметр колеса.

 

 

Радиальное усилие

где Ft = 4587, Н – окружное усилие в зацеплении;

       α = 20º – угол профиля зуба;

       β = 0º – угол наклона зуба.

 

 

Осевое усилие

 

где Ft = 4587, Н – окружное усилие в зацеплении;

       β = 0º – угол наклона зуба. 

 

 

2.6 Проверочный расчёт  на контактную выносливость

 

Определим расчётное  контактное напряжение для полюса зацепления

 

где K = 310 – числовой коэффициент;

      U = 4 – передаточное число передачи;

      aw = 125 – межосевое расстояние;

      T2 = 458,721, Нм – вращающий момент на валу колеса;

      K= 1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;

      K= 1,09 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки

                           по ширине зубчатого венца;

      K= 1,04 – коэффициент динамической нагрузки, возникающей в зацеплении;

      b2 = 28, мм – ширина колеса.

 

 

2.7 Проверочный расчёт зубьев на выносливость по напряжениям изгиба

 

2.7.1 Определим расчётное  напряжение изгиба на переходной  поверхности зуба шестерни

 

где K= 1 – коэффициент, учитывающий между зубьями;

      K= 1,13 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки

                           по ширине зубчатого венца;

      K= 1,04 – коэффициент динамической нагрузки, возникающей в зацеплении;

      YF1 = 4,07 – коэффициент формы зуба шестерни;

      Yβ = 1 – коэффициент, учитывающий повышение изгибной прочности косого зуба 

                    по сравнению с прямым;

      Ft = 4587, Н – окружное усилие в зацеплении;

      b1 = 33, мм – ширина шестерни;

     m = 2,5, мм – модуль.

 

 

2.7.2 Определим условие  прочности зубьев по напряжениям  изгиба

 

где σF1 = 287,75, Н – расчётное напряжение изгиба на переходной поверхности зуба

                                   шестерни;

      YF2 = 3,60 – коэффициент формы зуба колеса;

      YF1 = 4,07 – коэффициент формы зуба шестерни.

Информация о работе Расчёт цилиндрической эвольвентной зубчатой передачи