Развитие и особенности автомобилестроения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:05, реферат

Описание работы

Автомобильная промышленность играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. С точки зрения налоговых сборов автомобильная промышленность является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. Она опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. АО «АвтоВАЗ»……………………………………………………………...4
1.1 Работа АО «АвтоВАЗ» в современный период………………………4
1.2 Работа АО «АвтоВАЗ» за рубежом…………………………………...7
1.3 Дилерская сеть АО «АвтоВАЗ»……………………………………….9
1.4 Поставщики АО «АвтоВАЗ»………………………………………….11
2. Перспективы развития АО «АвтоВАЗ»…………………………………..13
2.1 Сотрудничество АО «АвтоВАЗ» и корпорации «Дженерал Моторс»………………………………………………………………………….13
2.2 Работа АО «АвтоВАЗ» по реформированию производственно–хозяйственной деятельности…………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………...17
Список источников……………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Автомобилестроение.docx

— 42.26 Кб (Скачать)

Брянская  государственная инженерно-технологическая академия 

кафедра ОЛК и ТС 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине: История автомобильной техники

на тему: «Развитие и особенности автомобилестроения в России » 
 
 
 
 

                      Выполнил:

                      студент гр. САТ-101

                      Зарубин Д.С.

                      Проверил:

                      Тихомиров П.В. 
                       
                       
                       

Брянск 2011 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3                                                                                                                  

   1. АО «АвтоВАЗ»……………………………………………………………...4                                                                                               

        1.1 Работа АО «АвтоВАЗ» в современный период………………………4

        1.2 Работа АО «АвтоВАЗ» за рубежом…………………………………...7

        1.3 Дилерская сеть АО «АвтоВАЗ»……………………………………….9

        1.4 Поставщики АО «АвтоВАЗ»………………………………………….11

   2. Перспективы развития АО «АвтоВАЗ»…………………………………..13

        2.1 Сотрудничество АО «АвтоВАЗ» и корпорации «Дженерал Моторс»………………………………………………………………………….13

        2.2 Работа АО «АвтоВАЗ» по реформированию производственно–хозяйственной деятельности…………………………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………...17

Список источников……………………………………………………………..19 
 
 
 

          
 
 

Введение

Автомобильная промышленность играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. С точки зрения налоговых  сборов автомобильная промышленность является третьим по величине, после  производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых  поступлений в государственный  бюджет. Она опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.

АО ‘‘АвтоВАЗ’‘  – крупнейший производитель легковых автомобилей в Российской Федерации. Работа предприятия была оценена по следующим пунктам: работа АО ‘‘АвтоВАЗ’‘ в современный период (работа автозавода за последние пять лет) и работа АО ‘‘АвтоВАЗ’‘ за рубежом (дана оценка работе завода в странах дальнего и ближнего зарубежья).

Отдельно  рассмотрены следующие аспекты: сотрудничество АО ‘‘АвтоВАЗ’‘ и  ‘‘Дженерал Моторс’‘ (совместный выпуск нового внедорожника ‘‘Нива’‘ ‘‘ВАЗ’‘ 2123); развитие дилерской сети АО ‘‘АвтоВАЗ’‘ (описана работа завода по созданию дилерской сети и предоставлена география дилеров); работа АО ‘‘АвтоВАЗ’‘ с поставщиками (описаны критерии подбора заводом поставщиков, а также предоставлена география поставщиков.

Также описана работа АО ‘‘АвтоВАЗ’‘  по реформированию производственно–хозяйственной  деятельности – создании на предприятии  системы логистики и формировании на базе автозавода самостоятельных  бизнес–единиц.  
 
 
 

1. АО «АвтоВАЗ»

‘‘АвтоВАЗ’‘ на сегодняшний день – крупнейший производитель легковых автомобилей  в России. Он является верхушкой  большой производственной пирамиды, состоящей из множества поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, филиалов и  дочерних предприятий как в России, так и за рубежом.

Волжский  автозавод сумел пережить кризисы 1994 и 1998 годов, увеличить выпуск своей  продукции, поднять качество выпускаемых  автомобилей, а также разработать  принципиально новые модели, имеющие  успех не только на российском рынке, но и дающие реальные шансы выйти  на мировой рынок.

1.1 Работа  АО «АвтоВАЗ» в современный период

Трудности для акционерного общества ‘‘АвтоВАЗ’‘  начались задолго до 17 августа 1998 года – еще в первой половине 1994 года. Сложившаяся на тот момент экономическая  ситуация, в которой ввоз автомобилей  в страну оказался выгодней вывоза, привела к затовариванию отечественного рынка подержанными иномарками. В 1996 году было ввезено 457 тысяч импортных  автомобилей, а в 1997 году – уже 620 тысяч, из них только 20% новых. Цены на них были относительно низкими, что, естественно, затрудняло ‘‘АвтоВАЗу’‘ сбыт своей продукции. Но если в 1997 году Волжский автозавод сумел продать  свою продукцию, а это более 740 тысяч  автомобилей, то в первом полугодии 1998 года начал испытывать серьезные  сложности со сбытом. За январь–апрель 1998 года ‘‘АвтоВАЗ’‘ отгрузил торгующим  организациям 244795 автомобилей, что  на 5 тысяч машин выше соответствующего прошлогоднего показателя. На тольяттинских  улицах стали не редкость ‘‘универсалы’‘ ‘‘ВАЗ’‘ 2111, собираемые на главном  конвейере с участием опытно–промышленного производства. Но перебои финансовых потоков из–за зимнего спада  в реализации автомобилей сказались  на темпах освоения производства, обеспечении  комплектной сборки прежде всего автомобилей нового семейства ‘‘ВАЗ’‘ 2110. Цены на автомобили Волжский автозавод держал стабильными с августа 1995 года до сентября 1998 года. С 10 сентября цены поднялись на 30%, а с 20 января – еще на 10%. Но даже это повышение не позволило в полной мере компенсировать рост цен на потребляемые ресурсы. Цены на импортные материалы, а их необходимо для изготовления одного автомобиля на сумму в приблизительно в 400 долларов, с августа выросли прямо пропорционально курсу доллара. Приблизительно на столько же подорожали у поставщиков алюминий, цинк, медные сплавы – они продают их исходя из цен, складывающихся на Лондонской бирже. Кроме того, ориентируясь на изменение индекса потребительских цен, с начала года Волжский автозавод на 52% увеличил заработную плату на предприятии, что тоже отразилось на себестоимости продукции.

За шесть  месяцев 1999 года Волжский автозавод  отгрузил покупателям 328479 автомобилей, что на 22632 автомобиля превышает  первоначально запланированный  уровень. Производственные цеха работают с проектной часовой производительностью, обеспечивая выпуск трех автомобилей  в минуту. Волжский автозавод в  конце марта перешел с семичасовых на восьмичасовые смены, при двухсменной пятидневной рабочей неделе.

2000 год  Волжский автозавод начал очень  плодотворно. Между АО ‘‘АвтоВАЗ’‘  и Херсонским автосборочным заводом  подписан контракт на поставки  в Херсон, на автосборочный завод  комплектующих изделий для сборки  автомобилей ‘‘ВАЗ’‘ 2106. Подписана  договоренность между Волжским  автозаводом и ‘‘ИжМашАвто’‘ о поставках в Ижевск комплектующих деталей для сборки ‘‘Жигулей’‘ ‘‘шестой’‘ модели. Еще в 1999 году на совместном с Волжским автозаводом и ‘‘ИжМашАвто’‘ предприятии выпущено около 20 тысяч ‘‘шестерок’.

Всего в 2000 году на всех конвейерах Волжского  автозавода собрано 708373 автомобиля из них на экспорт ушло 99 тысяч. По сравнению  с 1999 годом увеличение составляет 5.18%. Председатель совета директоров АО ‘‘АвтоВАЗ’‘  В. Каданников назвал прошедший год ‘‘лучшим для автозавода за последние шесть лет’‘. На Волжском автозаводе не стали дожидаться создания совместного предприятия с ‘‘Дженерал Моторс’‘ и решили производить новые внедорожники самостоятельно. Их выпускали и раньше, но только для заводских испытаний. Теперь же, когда ‘‘ВАЗ’‘ 2123 получил сертификат соответствия, опытно–промышленное производство завода наконец начнет выпуск ‘‘товарных’‘ ‘‘Нив’‘. В течение 2001 года около 2 тысяч таких машин поступит на площадки дилеров.

В феврале 2001 года в АО ‘‘АвтоВАЗ’‘ выпущено 60486 автомобилей, что позволило выполнить  план по производству продукции с  некоторым превышением. Всего же с начала года волжские автостроители  произвели 120342 автомобиля. Двухмесячная программа по производству продукции  полностью реализована. План экспорта за этот же период выполнен на 101.5%

С конца  марта 2001 года завершен выпуск автомобиля ‘‘ВАЗ’‘ 2106 на третьей линии главного конвейера Волжского автозавода. С каждым месяцем 2001 года программа  сборки ‘‘шестерки’‘ на третьей линии  сокращалась: 1097 автомобилей в январе, 704 – в феврале, 281 – в марте. Начиная с апреля по третьей линии пойдут только автомобили ‘‘десятого’‘ семейства, что означает достижение этой моделью проектной мощности – 220 тысяч автомобилей в год. Тем не менее, ‘‘ВАЗ’‘ 2106 останется на заводе. С третьей линии он перемещается на вторую, где собираются его модификации ‘‘ВАЗ’‘ 21065 и ‘‘ВАЗ’‘ 21061. Общее количество выпущенных за год автомобилей ‘‘ВАЗ’‘ 2106 и модификаций по плану составит 46 тысячи штук. Автомобиль ‘‘ВАЗ’‘ 2106 выпускается с 1976 года, с начала выпуска изготовлено и продано 4140339 штук.

Сегодня стратегическим направлением деятельности Волжского автозавода является снижение объемов отходов и их переработка, а не захоронение. Так, в 2000 году более 58% отработанных материальных ресурсов обрело ‘‘вторую жизнь’‘ на перерабатывающих предприятиях. Из вазовских отходов  делают черепицу, строительные материалы  и вещества, которые заменяют природные  ресурсы. Автозавод же от превращения  своих отходов в товар получает реальную выгоду.

1.2 Работа  АО «АвтоВАЗ» за рубежом

Небольшое государство Латинской Америки  Эквадор, расположенное на самом  экваторе и являющееся крупнейшим поставщиком  в нашу страну бананов и роз, вскоре может стать первым за океаном  производителем автомобилей Волжского  автозавода – ‘‘Нивы’‘ и нестареющей  ‘‘шестерки’‘. Проект по созданию в  эквадорской столице Кито производства по сборке популярных российских легковых автомобилей активно поддерживается правительством страны с древнейшей индейской культурой. О чем свидетельствует  подпись на договоре о сотрудничестве компании ‘‘Аймеса’‘ с Волжским автозаводом, заключенном в Москве 10 августа 1999 года, посла Эквадора в России Химены Мартины де Перес. С российской стороны документ пописали председатель совета директоров АО ‘‘АвтоВАЗ’‘ Владимир Каданников и председатель госкомитета по сотрудничеству со странами Латинской Америки Иван Силаев.

Выпуск  ‘‘Нивы’‘ и ‘‘ВАЗ’‘ 2106 из сборочных  автокомплектов, поставляемых из Тольятти, планируется организовать на сборочном заводе эквадорской компании ‘‘Аймеса’‘, где уже изготавливаются отдельные модели ‘‘Ниссан’‘ и ‘‘Опель’‘ общим объемом до 70 тысяч штук в год. Инвестиции в проект полностью берет на себя ‘‘Аймеса’‘. В 2000 году здесь намечено собрать в общей сложности 3000 вазовских автомобилей, в 2000 году – 4000, в 2002 году – 7000. Наиболее близки к финалу договоренности по выпуску ‘‘Нивы’‘, хотя не меньший интерес в Эквадоре, половина территории которого занята горами, проявляют и к ‘‘шестерке’‘, убедившись на примере вазовских моделей 2101 и 2102, которые и сейчас эксплуатируются в Эквадоре в качестве такси, в хороших эксплуатационных качествах и неприхотливости заднеприводных, ‘‘классических’‘ моделей Волжского автозавода.

Первые 35 кузовов в сборе к автомобилю ‘‘ВАЗ’‘ 21093 отправлены 25 февраля 1999 года с Волжского автозавода на Украину, в город Луцк. Здесь, на местном  автозаводе, в марте планируется  начать поузловую сборку вазовских  ‘‘девяток’‘. Сначала на подъемниках  и на первых порах выпуск должен составить 4 машины в день, а в дальнейшем возрасти до 20. После удлинения свободной ‘‘нитки’‘ конвейера и передачи с Волжского автозавода подвесок, на которых перемещаются кузова, производство ‘‘девятой’‘ модели будет поставлено на поток. В 2000 году Волжский автозавод успешно выполнил план экспорта. За 12 месяцев в ближнее и дальнее зарубежье отгружено почти 99 тысяч автомобилей, что значительно превышает показатель 1999 года, когда экспортные поставки составили около 51.5 тысяч машин. Кроме традиционных рынков сбыта, в 2000 году освоены новые – Сирия и Алжир. После непродолжительного перерыва, вызванного сменой фирмы–дилера, Волжский автозавод возобновил прямые поставки в Египет.

Автомобильный рынок страны пирамид давно и  прочно освоен ‘‘Жигулями’‘ и ‘‘Ладами’‘. Своего пика поставки в Египет достигли в 1995 году, когда сюда было отправлено 15000 волжских автомобилей. Свою роль сыграла  существенная доля среди отгруженных  машин автомобилей ‘‘ВАЗ’‘ 21051. Их двигатель объемом всего 1200 кубических сантиметров подводил эту модификацию  ‘‘пятерки’‘ под льготное налогообложение, что положительно отражалось на ее цене и спросе. Те времена позади, и в первой партии из 180 автомобилей, отгруженной в марте 2000 года, больше половины составляют престижные модели ‘‘21103’‘ и ‘‘2107’‘. Всего на 2000 год новым партнером Волжского  автозавода было заказано 1600 автомобилей  ‘‘Лада’‘

Первые  автомобили, подготовленные по нормам ‘‘Евро–3’‘, отгружены с Волжского  автозавода в начале января 2000 года на экспорт. Их получателями стали дилеры Финляндии, Германии и Франции. Первые крупные продажи вазовских ‘‘десяток’‘  за рубежом оправдали ожидания покупателей  и дилеров. Растущий спрос привел к увеличению количества заявок: на март 2001 года портфель заказов составил 10 тысяч автомобилей ‘‘ВАЗ’‘ 21102. Еще больший спрос ожидал ‘‘ВАЗ’‘ 21103 (модификация с 16 клапанным двигателем и электронной системой управления двигателем)  

1.3 Дилерская  сеть АО «АвтоВАЗ»

Реформирование  системы маркетинга и сбыта автомобилей  является одним из главных элементов  процесса переориентации всей деятельности АО ‘‘АвтоВАЗ’‘ на максимальное удовлетворение рыночного спроса и адаптации  механизмов управления в соответствии с принципами работы всей компании, принятыми концепцией реформирования. Ключевая цель реформирования системы  управления маркетингом и сбытом – повышение прибыльности и финансовой устойчивости акционерного общества за счет обеспечения стабильного сбыта  автомобилей и переориентации системы  на предоставление полного комплекса  услуг конечным потребителям (продажа, гарантийное, техническое обслуживание и так далее) в течение всего  жизненного цикла автомобиля.

Принципиальные  изменения в системе сбыта  автомобилей в структуре Волжского  автозавода возникли с организованием дирекции, в задачи которой входит организация работы дилерской сети и управление ею. Прежде таких функций на Волжском автозаводе не предусматривалось никому, было лишь управление дочерними предприятиями – фирменной сетью технического обслуживания. Но сейчас наряду с этой фирменной сетью на рынке работает и так называемая альтернативная сеть – независимые дилеры АО ‘‘АвтоВАЗ’‘. В планах Волжского автозавода – организовывать торговлю дилерами в рассрочку, лизинг, а также принимать старые автомобили в зачет цены нового, а на разницу предоставлять рассрочку платежа – это практикуют крупнейшие мировые автопроизводители. Возможно, что опять же дилеры станут удлинять срок гарантийного ремонта, предоставлять напрокат автомобили, пока собственная машина владельца будет находиться в ремонте. Впоследствии отношения владельцев машин и предприятий системы техобслуживания должны стать такими, что дилеры будут организовывать и поздравления своих клиентов с праздниками и торжественными событиями в их жизни, как это делается в мировой практике любой сервисной системы. Но это все – дело достаточно отдаленного будущего. На сегодняшний день планируется, что на первом этапе начатой работы дилер должен заключить соглашение с заводом–изготовителем. Одним из требований этого соглашения будет условие – привести всю дилерскую сеть к единому образцу. Станции техобслуживания Волжского автозавода должны быть такими же узнаваемыми, как станции ‘‘Фольксвагена’‘ или ‘‘Вольво’‘. То есть должны быть типовые помещения, их интерьер, работа с клиентами должны соответствовать определенному уровню. Сюда входит все, что включает в себя понятие фирменного стиля. На втором этапе дилерского соглашения оговаривается план продаж и ценовые условия.

Информация о работе Развитие и особенности автомобилестроения в России