Развитие международных транспортных коридоров России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Транспортная система является одним из необходимых факторов эффективного функционирования экономики страны и важнейшей инфраструктурной основой устойчивого роста. В современных условиях, когда экономики стран связаны воедино в сети мирового производства, развитие эффективно работающих транспортно-коммуникационных систем является необходимым условием для того, чтобы развивающиеся страны внедрились в эту глобальную сеть.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образовани2.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Введение 

Транспортная  система является одним из необходимых  факторов эффективного функционирования экономики страны и важнейшей  инфраструктурной основой устойчивого  роста. В современных условиях, когда  экономики стран связаны воедино  в сети мирового производства, развитие эффективно работающих транспортно-коммуникационных систем является необходимым условием для того, чтобы развивающиеся страны внедрились в эту глобальную сеть.

В условиях расширения международного сотрудничества и углубления интеграционных процессов формированию международных транспортных коридоров (далее МТК) принадлежит ведущая роль в решении транспортных проблем, связанных с обеспечением межгосударственных экономических, культурных и иных связей, с целесообразностью создания международной транспортной инфраструктуры, имеющей согласованные технические параметры и обеспечивающей применение совместимых технологий перевозок, как основы интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему. Именно международные отношения обусловили дальнейшее развитие логистических подходов к системам транспортировки, что привело к созданию транспортных коридоров на наиболее значимых направлениях движения потоков грузов и пассажиров.

Отношения России с зарубежными странами в последние годы интенсивно развиваются. Кроме того, особое географическое положение России определяет ее ведущую роль в международных связях между государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, в связи с чем Россия недавно официально объявлена транзитной страной.

Развивающиеся рыночные отношения заставляют грузовладельцев  и перевозчиков применять современные  методы проектирования систем транспортировки  и реализации транспортного процесса для повышения качества транспортировки грузов и пассажиров с гарантией безопасности.

На основании  описанного выше я сделала вывод  об актуальности темы «Международные транспортные коридоры» в настоящее время и поэтому выбрала эту тему для раскрытия в своей курсовой работе.

Курсовая  работа состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии.

В первой главе я опишу существующие проблемы транспорта в России, которые тормозят развитие транспортного комплекса  и, как следствие, развитие транспортных коридоров. Проблема развития МТК в России носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решение стоящих задач федеральных и региональных органов исполнительной власти, высокой степени необходимой координации функционирования и развития отдельных видов транспорта, участии в ее реализации широкого круга транспортных предприятий и предприятий других отраслей экономики России, иностранных инвесторов, финансовых, научных и проектных организаций. Для решения этих проблем была разработана Программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». В соответствии с Подпрограммой «Международные транспортные коридоры» (которая входит в Программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)») предусматривается развитие таких объектов транспортной инфраструктуры, как магистральные пути сообщения различных видов транспорта, крупнейших транспортных узлов и др.

Вторая  глава работы состоит из основных сведений о МТК, таких как, например, смысл понятия "международный транспортный коридор", история развития МТК, основные направления существующих на сегодняшний день транспортных коридоров и т.д.

Третья  глава посвящена методике формирования МТК, в которой я сначала опишу  основные задачи формирования и развития коридоров, потом изложу саму методику их формирования и источники финансирования.

В четвертой главе работы я коснусь экологических проблем функционирования МТК, которые особо остро стоят в наше время, потому что применение автомобильного, железнодорожного, морского, водного и воздушного транспорта вызывает повышенное техногенное воздействие на окружающую среду и представляет собой серьезную угрозу природной среде и здоровью населения.

Так как  значение МТК оценивается не только с точки зрения коммерческой выгоды, а с более широких позиций  национальной безопасности (особенно таких ее составляющих, как: военная, экономическая, промышленная, технологическая, продовольственная, демографическая), поэтому тема шестой главы - "Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России".

В шестой главе мною описаны значение транспортных коридоров для России и перспективы их развития.

Свою  курсовую работу я завершу заключением с краткими выводами по каждому разделу, которые охарактеризуют степень и качество выполнения поставленных мною задач. 

 

1. Отдельные транспортные проблемы российского транспорта

 

Транспорт - одна из ведущих форм общественного производства, крупнейший социальный фактор. От качества функционирования транспортной системы зависит состояние и развитие промышленности, сельского хозяйства, обороны страны и, во многом, благополучие и удобство населения. Ежедневно Российским транспортом доставляется к местам производства около 700 млн. тонн грузов и перевозится свыше 135 млн. пассажиров. Полная стоимость основных фондов транспортного комплекса России в ценах 1991 года составляет 195 млрд. рублей, однако более половины этих фондов изношена и требует замены.

Приходится  констатировать, что показатели перевозочных процессов в России значительно отстают от мирового уровня. В частности, объем перевозок в два раза меньше, чем в США, а транспортные издержки составляют 11,5% от национального дохода, в то время как в США - менее 7%. Потери времени потребителей в России в 5 раз выше, чем в развитых странах мира. Потребность в транспортных услугах удовлетворяется только на 60 - 70%, а простои достигают более 40% общего времени транспортного обслуживания. В бывшем Советском Союзе существовало развернутое, единое транспортное пространство, с едиными плохими или хорошими средствами, с четкой технической политикой, с обоснованной налоговой системой. К сожалению, сегодня в России ничего этого нет, так как в результате изменения геополитической ситуации в России ее транспорт оказался в особо тяжелом положении.

Помимо  общих для страны причин, это положение в наибольшей степени обусловлено недопониманием роли транспорта в экономической и социальной жизни страны и его специфики, как особой структуры в народном хозяйстве. Прежде всего, это относится к недостаткам законно-правовой базы, налоговой и тарифной политике, т.е. всего круга вопросов, которые определяют экономический и политический базис транспорта. Важнейшим фактором является технический уровень всех видов транспортных систем, организации и инфраструктуры, промышленности производящей продукцию. Высокая степень физического и морального износа основных фондов, в первую очередь, транспортной техники, является определяющей характеристикой для всех видов транспорта.

К этому  можно добавить значительное отставание в развитии транспортной инфраструктуры, главным образом, морских портов, автомобильных и железных дорог, терминальных пунктов и т.д.

В то же время, в Европе и в мире наступают  решительные интеграционные транспортные процессы, наиболее ярким проявлением, которых является формирование международных транспортных коридоров. И России необходимо участвовать в этих процессах.

 

2. Общие сведения о международных транспортных коридорах

2.1 Понятие "международный транспортный коридор"

 

Согласно  определению КВТ ЕЭК ООН: "Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а так же совокупность технологических, организационно-правовых условий осуществления этих перевозок" [7, с.155].

2.2 История развития МТК

Переход к системам транспортных коридоров  осуществлялся постепенно. Из краткого исторического обзора мероприятий по формированию транспортных коридоров (табл.1) видно, что это долгий процесс, имеющий тенденции к расширению участников, внедрению национальных транспортных сетей в общемировые с выработкой определенных принципов по финансированию, развитию технологий работы в системе транспортных коридоров, введению в эту систему новых проектов и т.д. 

Таблица 1. - Обзор мероприятий по формированию транспортных коридоров [7, с.155-157].

Год Место проведения Основные решения
1978 --- Образование Комитета по рассмотрению вопросов развития транспортной сети в интересах Европейского Союза (ЕU).
1982 --- Создание бюджета  EU для финансирования проектов транспортной инфраструктуры.
1991 Прага 1-я Панъевропейская  конференция министров транспорта  по вопросам сотрудничества и интеграции европейских транспортных сетей.
1991 Маастрих Выработка "правил игры".
1992 Эдинбург "Эдинбургская инициатива" для расширения участия Европейского Инвестиционного банка в финансировании транспортных коридоров.
1992 --- Издание "белой книги" по транспортной политике на Трансъевропейских сетях с конкретными коридорами.
1994 о. Крит (Греция) 2-я Панъевропейская  конференция министров транспорта  по девяти коридорам Трансъевропейских  сетей и основные пути взаимодействия  стран.
1997 Хельсинки 3-я Панъевропейская  конференция министров транспорта  по развитию транспортных коридоров.
1998 Санкт - Петербург 1-я Международная  Евро-Азиатская конференция по  транспорту для выравнивания  уровней транспортных систем  Востока и Запада.
1999 Ташкент Международная конференция "Проблемы транспортного моста Азия - Европа" или "Шелковый путь".
2000 Санкт - Петербург 1-я Международная  Евро-Азиатская конференция по  транспорту для развития мультимодальных  перевозок, интеграции в мировую  транспортную систему и расширения проекта "Балтийский мост".
2001 Иркутск 1-я конференция  МСАТ по автотранспортным перевозкам "Европа - Азия"

2.3 Система международных транспортных коридоров

 

Система МТК (рис.1) на территории России включает в себя два евроазиатских коридора ("Север - Юг" и "Транссиб"), Северный морской путь, панъевропейские транспортные коридоры № 1, 2 и 9, а также коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-тихоокеанского региона.

Каждому из коридоров присвоено собственное  обозначение:

коридор "Север - Юг" (страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии - европейская часть Российской Федерации - Каспийское море - Иран - Индия, Пакистан и др.) - NS;

коридор "Транссиб" (Центральная Европа - Москва - Екатеринбург - Красноярск - Хабаровск - Владивосток/Находка и система его ответвлений (на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монголию, Китай и Корею); на территории России и сопредельных стран сопрягается с общеевропейскими коридорами №№ 2, 3 и 9) - TS;

коридор "Северный морской путь" (Мурманск - Архангельск - Кандалакша - Дудинка) - SMP;

коридор "Приморье-1" (Харбин - Гродеково - Владивосток/Находка/Восточный - порты АТР) - PR1;

коридор "Приморье-2" (Хуньчунь - Краскино - Посьет/Зарубино - порты АТР) - PR2;

панъевропейский транспортный коридор № 1 (ответвление от основного направления коридора граница с Латвией (от Риги) - Калининград - граница с Польшей (на Гданьск)) - PE1;

панъевропейский транспортный коридор №2 (граница с Белоруссией (от Минска) - Смоленск - Москва - Нижний Новгород с предполагаемым продолжением до Екатеринбурга) - РЕ2;

панъевропейский транспортный коридор № 9 (граница с Финляндией (от Хельсинки) - Санкт-Петербург - Москва - граница с Украиной (на Киев) и ответвления коридора Санкт-Петербург - граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой (от Вильнюса) - Калининград) - PE9.

В системе  МТК на территории России панъевропейский  транспортный коридор № 2 полностью  включен в состав коридора "Транссиб", участок панъевропейского транспортного коридора № 9 граница Финляндии - С. - Петербург - Москва включен в состав коридора "Север - Юг".

В составе  коридоров выделены основные железнодорожные, автомобильные и водные маршруты и ответвления от них, обозначение которых включает наименование коридора, вид транспорта и порядковый номер (для ответвлений от основного маршрута). Железнодорожные маршруты обозначены буквой "R", автомобильные - буквой "A", водные - буквой "W".

Информация о работе Развитие международных транспортных коридоров России