Развитие морского портового комплекса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:09, доклад

Описание работы

Развитие морского портового комплекса региона в условиях внешней среды зависит от наличия долгосрочных связей с заказчиками и перевозчиками, затрат на осуществление грузоперевалочных работ, финансирования модернизации производственной базы, фондовооруженности труда, качественного и объемного государственного финансирования.

Работа содержит 1 файл

Развитие морского портового комплекса.docx

— 25.69 Кб (Скачать)

     Развитие  морского портового комплекса региона  в условиях внешней среды зависит  от наличия долгосрочных связей с  заказчиками и перевозчиками, затрат на осуществление грузоперевалочных работ, финансирования модернизации производственной базы, фондовооруженности труда, качественного и объемного государственного финансирования.

     Анализ  резервов комплексного развития морского портового комплекса региона (МПКР) в условиях внешней среды позволяет  выявить выгоду от введения новых  технологий и оборудования, т.к. источники  получения финансовых ресурсов ограничены и нужно их использовать с максимально возможной отдачей. Эффективность работы морского портового комплекса региона и его конкурентоспособность зависят от технической и технологической оснащенности, эффективности использования основных фондов.

     Процесс технологического перевооружения морского портового комплекса региона - процесс  перманентный, особенно если МПКР находится  в стадии развития. В этой связи  возникает необходимость проанализировать: 1) готовность системы к комплексному развитию; 2) эффективность основных фондов и факторов, детализирующих рост производительности труда.

     Проблема  повышения эффективности использования  основных фондов должна решаться на основе формирования единой базы научно-технического прогресса, исходя из необходимости  получения наиболее высоких конечных результатов. Эта концепция призвана определить оптимальные соотношения  между различными факторами, влияющими  на эффективность использования  основных фондов. Необходима разработка главных направлений воспроизводства  основных производственных фондов, включая  выбор рационального срока службы по группам основных фондов с учетом накопленного потенциала научно-технического прогресса и конкретных условий  воспроизводства. Концепция воспроизводства основных фондов должна быть направлена на преодоление сложившейся тенденции к снижению темпов обновления действующего производства, увязана с разработкой новых норм амортизационных отчислений по основным производственным фондам, включать предложения по направлениям и формам воспроизводства (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение), определять темпы выбытия различных элементов основных фондов с учетом экономически обоснованных сроков службы, в особенности по активной части и важнейшим видам технологического оборудования.

     Совершенствование технического уровня действующего производства должно проходить прежде всего за счет своевременного вывода и замещения устаревших фондов новой высокоэффективной техникой. Сохранение морально и физически устаревшей техники ведет к снижению уровня технической вооруженности и в конечном счете - к ухудшению экономических показателей производственной деятельности.

     Неудовлетворительные  экономические показатели от эксплуатации морально и физически устаревшей техники отрицательно влияют на отраслевые показатели эффективности производства, в частности на такие, как себестоимость  выпуска продукции, величина прибыли, фондоотдачи и рентабельности основных фондов. Эксплуатация морально и физически устаревшей техники требует определенных материальных затрат и организационных усилий по ее обслуживанию, в том числе по проведению ремонтов. Обновление основных фондов должно идти не только за счет высоких темпов расширенного воспроизводства, но и за счет не менее высоких темпов простого воспроизводства основных фондов. При этом последнее должно шире охватить такие экономически выгодные формы воспроизводства, как техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующего предприятия.

     Техническое перевооружение производства, отражая  процесс развития производительных сил, предусматривает соответствие между численностью работников, их квалификацией и временем внедрения  новых средств труда. Эта объективная необходимость определяется законом соответствия развития рабочей силы характеру и техническому уровню орудий труда, который действует в тесной связи с экономическим законом повышающейся производительности труда, а также разделением труда. Правильное определение оптимальных сроков службы основных фондов -важнейшая экономическая задача, так как от срока службы в значительной степени зависит эффективность их использования.

     Особую  роль и влияние на продолжительность  сроков службы оказывают организация  и качество проведения планово-предупреди-тельного ремонта, средних и капитальных ремонтов. При направлении вложений преимущественно на модернизацию роль амортизации в расширенном воспроизводстве основных фондов проявляется не столько в увеличении их прироста, сколько в возрастании масштабов технического перевооружения и повышении уровня эффективности. 

     Морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса, обеспечивают связь различных видов  транспорта, с их участием осуществляется 60 % внешнеторгового грузооборота россии.

     С 2000 года объем перегрузки грузов в 62-х портах страны увеличился в 2 раза, достигнув 421 млн тонн. Доля перевалки российских грузов в портах сопредельных стран снизилась до 20,8 %.

     Президент России Владимир Путин поручил Правительству  РФ разработать и реализовать  Комплекс мер по развитию портов и  портовых особых экономических зон.

     Минтранс  России при разработке проекта Комплекса  мер исходил из анализа существующих недостатков и рисков, влияющих на развитие портов.

     К недостаткам в развитии российских портов можно отнести:

     – особенности климатического и географического  положения портов (ледовая обстановка, мелководные акватории, протяжённые  подходные каналы);

     – отсутствие принятых в мировой практике налоговых и таможенных преференций, в том числе для создания портовых особых экономических зон;

     – неразвитость логистической припортовой инфраструктуры и железнодорожных и автомобильных подходов к портам;

     – несоответствие режима и процедур работы пунктов пропуска мировой практике;

     – недостаточная нормативно-правовая база, особенно в вопросах земельных и имущественных отношений;

     – повышенная нагрузка на окружающую среду.

     Российские  порты были построены в 60-70 годах прошлого века и не удовлетворяют современным требованиям в части глубин у причалов и на портовых акваториях. Половина портов (31) - мелководные и могут обрабатывать суда грузоподъемностью до 10 тысяч тонн. Портов, которые могут принимать современные суда дедвейтом свыше 50 тысяч тонн, всего 10. (В СССР таких портов было 9, в том числе в РСФСР - 5). Суда дедвейтом свыше 150 тысяч тонн может принимать только один порт – Мурманск.

     Большинство российских портов расположены в замерзающих морях. Незамерзающими внешнеторговыми портами являются лишь Калининград, Новороссийск, Туапсе, Мурманск и порты южного Приморья. Остальные требуют ледовой проводки судов от 2 до 6 месяцев в году.

     Все затраты на дноуглубление для  поддержания габаритов глубин и  содержание ледоколов, в виде ледокольного и канального сборов, возмещаются  судовладельцами. Принятые технологии осуществления проверок контрольными службами в пунктах пропуска через  государственную границу существенным образом сказываются на сроках обработки  грузов в портах.

     Снижает конкурентоспособность отечественных  портов несовершенство законодательной  базы по портовой деятельности, земельным  и имущественным отношениям в  портах. Значительная часть портов расположена в черте городов  и не имеет перспектив для развития.

     На  конкурентоспособность наших портов влияет также налоговая нагрузка. частично указанный вопрос будет урегулирован в связи с принятием закона о портовых особых экономических зонах.

     В силу названных причин часть российских внешнеторговых грузов, в первую очередь  импортных и навалочных, перегружается  в портах сопредельных государств. По отдельным видам грузов, на отдельных  бассейнах доля зарубежных портов весьма значительна. Наглядный пример такой  ситуации - портовая переработка экспортного угля.

     Существенным  образом на конкурентоспособность  российских портов повлияет предстоящий  рост железнодорожных тарифов в  направлении портов в связи со вступлением России в ВТО.

     К преимуществам и возможностям для  развития портов можно отнести:

     – развитие экономики страны и рост экспортно-импортных перевозок;

     – существенный потенциал для развития транзитных перевозок;

     – готовность портового бизнеса вкладывать значительные средства в развитие терминальных мощностей;

     – наличие высококвалифицированных  кадров и сложившейся системы  образования;

     – создание судостроительного холдинга, который обеспечит в перспективе  конкурентоспособность российского  флота;

     – наличие Российского международного реестра судов.

     Можно оформить в схему:

     Для реализации этих преимуществ и возможностей Минтрансом России разработан Комплекс мер, включающий три направления  деятельности:

     – с о в е р ш е н с т в о в а н и е нормативно-правового регулирования деятельности;

     – развитие инфраструктуры;

     – совершенствование системы управления.

     Ключевыми элементами обеспечения нормативно правового регулирования деятельности в морских портах являются принятые Государственной думой в первом чтении проекты законов «О морских  портах в Российской Федерации» и  «О внесении изменений в Федеральный  закон «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» (в  части создания портовых особых экономических  зон).

     В развитие этих законов необходимо разработать  и принять более 60 решений Правительства (в том числе решения о границах портов).

     Существенное  значение с точки зрения развития морских портов и повышения их конкурентоспособности имеют следующие  положения проекта закона «О морских  портах в Российской Федерации»:

     – устанавливаются полномочия Правительства  и федеральных органов исполнительной власти по установлению и изменению  границ морского порта, принятию решения  о строительстве морских портов, их открытию для оказания услуг;

     – п р е д у с м а т р и в а е т с я единая структура портовых властей во главе с капитаном порта;

     – определяется правовой статус земельных  участков в морском порту, включая  отнесение земель к категории  земель транспорта;

     – определяется исчерпывающий перечень объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в  федеральной собственности и  объектов, не подлежащих отчуждению в  частную собственность.

     Портовые  экономические зоны

     Существенным  фактором повышения конкурентоспособности  российских морских портов является создание в них портовых особых экономических  зон. Портовые особые экономические  зоны позволят привлечь дополнительные инвестиции в развитие высокотехнологичной  портовой инфраструктуры и реализовать  логистические принципы организации доставки грузов. Налоговые льготы, применяемые в портовых особых зонах, будут способствовать повышению конкурентоспособности российских портов.

     Учитывая, что порты являются важными элементами международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, через портовые особые зоны можно будет осуществлять перевозки  и распределение транзитных грузов. Разработанный Комплекс мер предусматривает реализацию положений указанных законов в кратчайшие сроки после их принятия. Второе основное направление Комплекса мер предусматривает развитие инфраструктуры морских портов. Министерство в настоящее время заканчивает подготовку и согласование изменений в действующую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» с целью ее завершения в 2009 году.

     Проект  новой федеральной целевой программы  «Развитие транспортной системы  России (2010-2015 годы)» поступит в Правительство  Российской Федерации в ноябре 2007 года.

Информация о работе Развитие морского портового комплекса