Система охлаждения ВАЗ 2106

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:07, реферат

Описание работы

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей двигателя лишнего тепла и передачи его окружающему воздуху. Благодаря этому создается определенный температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается. Тепло в двигателях отводится двумя способами: жидкостью (жидкостная система охлаждения) или воздухом (воздушная система охлаждения). Эти системы поглощают 25-35 % тепла, выделяющегося во время сгорания топлива.

Содержание

1.1 Охлаждение двигателя……………………………………………………...4
1.2 Насос охлаждающей жидкости…………………………………………….7
1.3 Электровентилятор…………………………………………………………7
1.4 Радиатор……………………………………………………………………..8
1.5 Термостат и работа системы охлаждения…………………………………9
2. Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения…………………10
Список использованной литературы……………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Система охлаждения ВАЗ 2106.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Перегрев  двигателя характеризуется повышенной температурой и возможным закипанием охлаждающей жидкости. Возникает он вследствие недостаточного уровня охлаждающей жидкости; пробуксовки или обрыва ремня привода жидкостного насоса и генератора (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245, у которых привод жидкостного насоса от зубчатого ремня газораспределительного механизма); неисправности электровентилятора (не включается из-за неисправности датчика или электродвигателя, который не дает нужной частоты вращения); поломки крыльчатки жидкостного насоса; неисправности термостата (не открывается основной клапан, и жидкость через радиатор не циркулирует); засорения воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложения загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения.

     При перегреве двигателя охлаждающая  жидкость значительно увеличивается в объеме и может происходить ее выход через пробку распределительного бачка. А при сильном (свыше 110°С) перегреве жидкости она может закипеть и вследствие значительного повышения давления в системе охлаждения (особенно при неисправном паровом клапане пробки расширительного бачка или радиатора) может нарушиться герметичность радиатора (радиатор потечет). Кроме того, при перегреве происходят потеря мощности двигателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью, а также падение давления и выгорание масла, что приводит к усиленному изнашиванию поршневой группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной температурой возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтому при первых признаках перегрева необходимо принимать меры к устранению его причин. При снижении уровня охлаждающей жидкости необходимо определить и устранить причину его снижения и долить необходимое количество охлаждающей жидкости. Пробуксовка ремня привода жидкостного насоса (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) может происходить вследствие его слабого натяжения и (или) замасливания. Ослабление натяжения ремня является следствием его вытягивания, в результате чего частота вращения насоса, вентилятора и генератора отстает от частоты вращения коленчатого вала. Признаками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя являются подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд аккумуляторной батареи (более тусклый, чем обычно, свет ламп).

     Проверка  натяжения ремня привода жидкостного  насоса и генератора осуществляется по прогибу ремня при приложении к нему определенного усилия. Для проверки натяжения могут использоваться линейка с рейкой. При измерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а линейку устанавливают посередине рейки и, надавливая на линейку с определенным усилием, измеряют величину прогиба ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым. Однако точность измерения при использовании данного способа невысока и в значительной степени зависит от опыта работника, поскольку при данном способе не производится измерения прилагаемого к линейке усилия. Поэтому для более точного измерения натяжения ремня следует использовать специальное динамометрическое устройство, состоящее из динамометра со шкалой и планки. При измерении натяжения ремня с помощью динамометрического устройства его планку опирают на шкивы ремня и, надавливая на ручку до упора буртика штока в упорную втулку, снимают со шкалы значение приложенного к ремню усилия.

     Натяжение ремня проверяется его прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб А под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть 10-15 мм, а прогиб В — в пределах 12-17 мм под тем же усилием. Для регулировки натяжения ремня, нужно ослабить гайки крепления генератора, сместить его от двигателя, (для увеличения натяжения) или к двигателю (да уменьшения натяжения) и затянуть гайки крепления. Повернуть коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверить натяжение ремня.

     Не  следует допускать чрезмерного  натяжения peмня, чтобы не вызвать повышения нагрузок на подшипники генератора.

     Промывка  охлаждающей системы необходима при образовании в системе большого количества накипи.

     Охлаждающую систему двигателя можно промывать чистой водой, а также специальными химическими составами. При необходимости водяную рубашку блока цилиндров двигателя и радиатор промывают отдельно. Направление движения воды при промывке должно быть противоположно направлению циркуляции охлаждающей жидкости при работе двигателя . Для промывки радиатора на верхний и нижний его патрубки надевают шланги, а в нагнетательный шланг нижнего патрубка пистолетом / направляют струю воды давлением 20...30 кПа. Продукты коррозии и накипь выходят через шланг, надетый на верхний патрубок радиатора. Пробка радиатора при этом должна быть закрыта.

     Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиаторе значительно ухудшают теплоотдачу и вызывают, поэтому систематический перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных составов, удаляющих накипь, в соответствии с технологией его применения, после чего промыть систему чистой водой и заправить охлаждающей жидкостью.

     Переохлаждение  двигателя может быть вызвано  неисправностью термостата (не закрывается основной клапан). Необходимо проверить термостат способом, указанным выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает усиленное изнашивание деталей кривошипно-шатунного механизма вследствие ухудшения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.

     При замене или ремонте вышедших из строя  элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично (например, при замене расположенных в верхней части двигателя шлангов) слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого нужно отвернуть сливные пробки или краники и открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Слив жидкости производится в чистую посуду, чтобы слитую жидкость можно было использовать повторно.

     Техническое обслуживание системы охлаждения. Ежедневно необходимо проверять натяжение ремня привода жидкостного насоса и генератора, отсутствие подтеканий и контролировать уровень охлаждающей жидкости. Во время работы двигателя и сразу после его остановки уровень жидкости повышен в связи с ее расширением при нагреве. Поэтому контроль уровня охлаждающей жидкости следует производить на холодном двигателе (желательно при температуре около 20°С). Уровень охлаждающей жидкости должен быть на автомобилях ВАЗ на 2...3 см выше риски с отметкой «MIN» в расширительном бачке.

     В качестве охлаждающей жидкости в  системах охлаждения двигателей используются Тосол-А40 и Тосол-А65. Эти жидкости представляют собой водные растворы Тосол АМ, состоящего из этиленгликоля и комплекса различных присадок. В связи с тем, что температура кипения этиленгликоля почти в два раза выше температуры кипения воды, при эксплуатации автомобиля из охлаждающей жидкости в первую очередь испаряется вода. Поэтому для восстановления качества охлаждающей жидкости при отсутствие ее утечек из системы охлаждения двигателя необходимо доливать дистиллированную воду. Если же падение уровня охлаждающей жидкости было вызвано ее утечкой, то доливать следует охлаждающую жидкость той же марки, что была залита в двигатель. Поддержание необходимого состава охлаждающей жидкости особенно важно в условиях зимней эксплуатации, поскольку температура кристаллизации Тосола зависит от концентрации его раствора.

     При сезонном обслуживании автомобиля при подготовке его к зимней эксплуатации рекомендуется проверять плотность охлаждающей жидкости при помощи плотномера. Плотность охлаждающей жидкости Тосол-А40 должна составлять 1,075...1,085 г/см3, и для Тосола-А65 — 1,085... 1,095 г/см3. В случае несоответствия плотности доливают либо концентрированный Тосол-AM, либо дистиллированную воду.

     Совершенно  недопустимо попадание в охлаждающую  жидкость нефтепродуктов, так как это вызывает резкое вспенивание жидкости, в результате чего двигатель будет перегреваться и может произойти выброс охлаждающей жидкости из радиатора или расширительного бачка. Охлаждающие жидкости Тосол-А40 и Тосол-А65 имеют температуру кристаллизации соответственно -40 и -65° С и температуру кипения при атмосферном давлении около 108°С. При указанных отрицательных температурах жидкость превращается не в лед, а в густую массу, которая не вызывает повреждения радиатора и блока цилиндров двигателя.

     Для всех двигателей, эксплуатируемых в  южных регионах страны круглогодично, а в районах средней полосы и Севера в теплое время года, при необходимости допускается заливать в систему охлаждения чистую мягкую воду, а еще лучше дистиллированную. Для этого из системы охлаждения сливают низкозамерзающую жидкость, заливают до полного уровня воду, пускают двигатель и прогревают его до нормальной температуры (8О...9О°С). Затем останавливают двигатель, сливают воду и окончательно заправляют систему чистой водой. Следует, однако, иметь в виду, что применение даже мягкой воды способствует образованию накипи на внутренних поверхностях рубашки охлаждения. Поэтому целесообразно при наливке в систему охлаждения воды, и особенно жесткой, добавлять в нее препарат «Антинакипин». Применять воду в системах охлаждения с алюминиевыми радиаторами не рекомендуется во избежание окисления трубок.

     Через 60 000 км пробега или через два года Тосол надо менять. Замена охлаждающей жидкости двигателя производится в следующем порядке: снять пробку заливной горловины расширительного бачка, открыть кран отопителя салона кузова, вывернуть сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слить охлаждающую жидкость в посуду. Удалить остатки жидкости из расширительного бачка. Затем надо залить в систему чистую воду, дать двигателю поработать 3-4 мин, слить воду и залить Тосол. При снижении уровня жидкости за счет ее испарения надо доливать дистиллированную воду.

     Для заполнения системы охлаждающей  жидкостью через расширительный бачок на двигателе ВАЗ-2106 необходимо отворачивать специальную пробку и снимать подводящий шланг отопителя кузова для более полного выхода воздуха из системы. После завертывания пробки и присоединения шланга жидкость доливают до установленного уровня в расширительном бачке.

     Расположение  пробки (1) для удаления воздуха из системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Под ред. А.С. Трофименко. Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 576 с.
  2. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и  ремонту автомобилей ВАЗ 2106.Сост. В.А. Яметов, А.П. Игнатов. – М.: Издательство «РусьАвтокнига», 2003. – 192 с.
  3. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  4. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для ПТУ / С.И. Румянцев, А.Ф. Синельников, Ю.Л. Штоль. – М.: Машиностроение, 1989. – 272 с.
  5. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Крамаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Транспорт, 1983. – 488 с.

Информация о работе Система охлаждения ВАЗ 2106