Специфика проведения транспортной экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – создание тематической, транспортной экскурсии (автобусной).
Задачи работы:
- освятить теорию и методику основ создания и проведения транспортной, тематической экскурсии.
- составить перечень религиозных объектов города Лебедяни.
- составить маршрут экскурсии.
- разработать технологическую карту экскурсии.
- обобщить и систематизировать фактический материал по объектам в контрольном тексте экскурсии.
- подобрать иллюстративный материал экскурсии (портфель экскурсовода).

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 5.70 Мб (Скачать)

После устройства в тюремном замке, находящемся поблизости от Старо-Казанского собора, домового храма во имя прославленного в 1903 г. в лике святых преподобного Серафима Саровского, он был приписан к старому  собору, клир которого совершал в тюремной церкви богослужения и окормлял заключённых.

Как и для любого храма, расположенного в уездном городе или сельской местности, для Старо-Казанского собора значительным событием становились посещения его правящими архиереями. Одно из последних таких посещений состоялось 3 ноября 1911 г., когда в Лебедянь приехал Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий. В тот же день Владыка посетил и старособорную церковь, впечатления от которой сопровождавший архиерея протоиерей Тихон Поспелов изложил следующим образом: «Церковь зданием не обширна, но весьма благолепна и чистая, особенным благолепием отличается иконостас в главном алтаре, красивого рисунка и с художественными иконами». Собравшимся в храме прихожанам Владыка Кирилл сказал поучение «о жизни по учению и руководству Святой Церкви».

В приходе Старо-Казанского храма  в конце XIX в. насчитывалось 278 дворов с проживавшими в них 734 мужчинами  и 805 женщинами. В канун революции 1917 г. в приходе было 287 дворов с 824 мужчинами и 852 женщинами.[6, 55]

Богослужения в Старо-Казанском  соборе продолжались и в советское время. А 19 января 1929 г. верующие обращались к местной власти за разрешением проведения крестного хода от храма на реку Дон. В 1932 г. Старо-Казанский храм упоминается в документах как действующий и принадлежавший общине так называемой «тихоновской» ориентации. В это время в нём служили о. Николай Преображенский и бывший насельник Лебедянского Троицкого мужского монастыря иеромонах Феодосий (Седов). Богослужения в храме посещали и некоторые бывшие монахини Сезёновского и Троекуровского монастырей, проживавшие в Лебедяни после закрытия этих женских обителей в 1930 г.

После ареста в марте 1932 г. о. Феодосия (Седова), сосланного вскоре в Северный край на три года за антисоветскую деятельность, а через год, в марте 1933 г., о. Николая Преображенского, старый собор получили в своё распоряжение обновленцы, поскольку священник Иван Вишневский, служивший до этого в обновленческом Ново-Казанском соборе, упоминается в документах 1933— 1934 гг. как священник Старо-Казанской церкви.

Закрытие храма произошло во второй половине 1937 г. после ареста обновленческого причта старого собора — священника М.Л. Виноградского и В.И. Мещерякова, а также диакона Н.П. Крылова.

После этого здание храма передали на баланс районной больнице, которая  использовала его как склад. В дальнейшем старый собор также использовался местными властями для различных хозяйственных нужд, а в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в нём содержали скот перед отправкой его на бойню, чем не раз возмущался историк П.Н. Черменский, поскольку Старо-Казанский соборный храм был поставлен на учёт Главного музея как памятник архитектуры ещё в 1920-е гг. В одном из своих писем в декабре 1967 г. историк писал: «На днях еду в Липецк на собрание по охране памятников истории и культуры. У нас такое безобразие продолжается. Лет 5 — 6 назад горсовет отдал церковь старого собора больнице. А главный её врач развёл в ней свиней, и мы бессильны выгнать их из церкви».

Решением Липецкого облисполкома от 2.11.1971 г. № 874 Казанская церковь  вновь внесена в списки памятников архитектуры. Здание храма по-прежнему находилось на балансе Лебедянской районной больницы, расположенной вблизи. Однако «хозяевам» не было особенного дела до памятника, да и средств на поддержание здания в достойном состоянии никто бы больнице не выделил, поэтому к началу 1980-х гг. старый Казанский собор практически полностью лишился кровли, что грозило его постепенным разрушением.

Лишь в 1985—1986 гг. на памятнике силами местной строительной организации начались восстановительные работы, но далее установки деревянных лесов и устройства новой кровли из оцинкованного железа дело, к сожалению, не пошло. Планировалась и реставрация росписей конца XVIII столетия, сохранившихся в интерьере храма, но в конце 1980-х гг. все работы на памятнике и вовсе остановились.

В настоящее время Старо-Казанский  собор, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, используется приходом Ново-Казанского собора, силами которого в 2008 г. на храме заменена кровля, но богослужения в нём пока не возобновлены, а впереди предстоит ещё провести целый комплекс реставрационных работ.

 

Храм Рождества Христова

Величественная каменная Христорождественская церковь возвышаясь в XIX -  первой половине XX в. На вершине Тяпкиной горы, была подлинным украшением Лебедяни. Вместе со стоящим рядом Старо – Казанским собором этот храм встречал всех гостей города, подъезжающих к нему с восточной стороны. К сожалению, в настоящее время силуэт храма Рождества Христова в панораме центральной части города отсутствует. Христорождественская церковь разрешена в годы советской власти, и наш долг – сохранить память об этом приходском храме, в котором были крещены, повенчаны и отпеты тысячи и тысячи лебедянцев.

Первая деревянная церковь  во имя Рождества Христова была построена  во второй четверти XVIII в., а вместо неё в 1780 – х гг. и была сооружена каменная Христорождественская церковь. В самом конце XVIII столетия к ней была пристроена «каменная теплая церковь с колокольней как придельная на месте старой Егорьевской». Придел Христорождественского храма освятили во имя прежнего приходского храма святого Георгия Победоносца.

По воспоминаниям старожилов, в 1946 г. Христорождественский храм –  краса и гордость Лебедяни – был  взорван. Затем в течении нескольких лет церковные руины ломали на кирпич, который использовался для  строительства нового Дома культуры, возводимого по соседству.

Сегодня на месте храма  Рождества Христова стоит неказистый памятник Ленину, а севернее – обелиск  воинам – лебедянцам, погибшим в  годы Великой Отечественной войны. Хочется надеяться, что когда  – нибудь Христорождественский храм будет возрожден, а пока на его  месте можно было бы поставить  памятую часовню, которая  напоминала бы людям о подлинной истории  этого святого для лебедянцев места. [12, 285]

 

Подтема VI дом купца И.И. Фудельмана

Путевая информация (по дороге) Фамилия Фудельман в Лебедяни пока ещё на слуху. И хотя никого из этого рода в городе давно уже нет, сохранился дом Фудельмана, в документах то там, то здесь встречаются упоминания о представителях этого когда-то многочисленного семейства. Иван Иванович Фудельман был лебедянским помещиком и владел 160 десятинами земли. На хуторе, где часто проживала его семья, было 16 лошадей и 12 коров. Здесь работали 8 постоянных и 50 сезонных работников, имелся сложный хозяйственный инвентарь и постройки. Выращенный на хуторе хлеб продавали в Лебедяни. Здесь помимо двухэтажного дома на Казанской (ныне Почтовая), Фудельману принадлежал трактир. Одноэтажный каменный дом с флигелем-пекарней и постоялым двором по сей день стоит в самом начале Воронежской улицы.

Но Иван Иванович занимался  и общественными делами. В 1892 году, когда Лебедянский уезд охватил  голод, Фудельман принимал деятельное участие в его ликвидации. Как  и лучшие представители купечества и дворянства, он посчитал благотворительную  помощь голодающим своим долгом.  
 В 1896 году Иван Иванович занимал должность Председателя сиротского суда. В 1897 году он был избран Уездным Земским Собранием, но, по каким то причинам, не утвержден Губернатором в члены местного Уездного Податного Присутствия по гильдейским предприятиям. Вместо этого, Фудельман вместе с лебедянским купцом Николаем Петровичем Поповым, вошёл в Комиссию по составлению Списков присяжных заседателей.[14] 

 

 

 

 

Подтема VII Новый Соборный храм Казанской иконы Божией Матери.

Став к началу XIX столетия одним  из торговых и ярмарочных центров региона, уездная Лебедянь росла и хорошела. Город постепенно застраивался, в том числе и каменными домами, в соответствии с генеральным планом, высочайше утверждённым в 1822 г.

В основе генерального плана лежала геометрически правильная сетка  улиц, ориентированных на городские  площади. На незастроенном месте прежнего острога, между Старо-Казанским собором и Христорождественской церковью, находилась Базарная, или Сенная площадь, здесь помимо храмов располагались деревянные присутственные места, соляной магазин, каменная кладовая, деревянный казённый дом, винный выход и тюремная изба. С ростом города территория бывшей крепости перестаёт восприниматься как центр Лебедяни; к этому времени он переместился к западу. Соборный храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1771 г., становится мал: «Прежде бывшая в помянутом городе издавна построенная соборная церковь коя стенами и в основании тверда и прочна, но малопоместительна».

Городское общество Лебедяни ещё вначале 1820-х гг. приняло решение построить на запроектированной генпланом 1803 г. новой Базарной площади обширный собор с торговыми рядами вокруг. Строительство нового собора в центре этой площади было предусмотрено и генеральным планом 1822 г. В 1826 г. начались хлопоты об отводе земли и утверждении проекта застройки новой площади. Изначально на Новой Базарной площади предполагалось построить деревянные торговые ряды и каменный собор. Однако генерал-губернатор А.Д. Балашов, боясь пожаров, не разрешил подобное строительство и, забраковав первый вариант проекта, 1 февраля 1827 г. потребовал «новый проект постройки на оной лавок... представить без замедления». После этого тамбовский гражданский губернатор 17 мая 1827 г. отправил Балашову новые планы, оставляя на его «благоусмотрение» вопрос о строительстве деревянных лавок. В июле 1827 г. документы были отправлены в МВД, а 18 октября 1827 г. в комитете министров рассматривалось ходатайство генерал-губернатора Балашова о разрешении постройки в Лебедяни нового собора и отводе места под его строительство: «...Слушана записка управляющего Министерством внутренних дел от 10 октября за № 2000 ... об отводе места на торговой площади в городе Лебедяни для построения каменной соборной церкви...» [12, 227]

Высочайшее дозволение "отвести  для построения в Лебедяни церкви означенное для оной место на торговой площади последовало 5 ноября 1827 г., однако губернские власти почему-то не спешили выполнять это указание, и 20 февраля 1828 г. генерал-губернатор докладывал в Министерство внутренних дел: «Во исполнение Высочайшего Его Императорского Величества повеления по предмету построения соборной церкви в г. Лебедяни и вместе с сим уведомить, что я вновь сделал предписание г. Тамбовскому гражданскому губернатору, дабы со дня получения онаго в течение недели непременно отведено было во исполнение Высочайшего повеления назначенное на плане место для построения той церкви». Только после этого земля под соборный храм была отведена, а губернским правлением "...губернскому архитектору в строжайшую постановлено обязанность быть самому не только при заложении одноименного храма в Лебедяни и дать кому следует надлежащие правила и постановления для производства работ, но всякий раз когда Лебедянские граждане или духовное начальство потребуют приезда его туда для нужных совещаний или для осмотра материалов и работ исполнять сеи требовании безостановочно..." Тем временем был разработан проект самого собора, автор которого пока остаётся неизвестным. По мнению П.Н. Черменского, проект выполнил русский зодчий, ученик Д. Жилярди, много работавший над восстановлением Москвы после войны 1812 г., Афанасий Григорьевич Григорьев (1782— 1868). Однако Пётр Николаевич никаких оснований, подтверждающих это, в своей рукописи не приводит.

Проект собора был утверждён  в 1828 г., а 30 августа т. г. состоялась торжественная закладка храма епископом Тамбовским и Шацким Афанасием (Телятинским).

Строительство собора велось на средства прихожан при значительном участии Лебедянских купцов Степана Ивановича (1774— 1833) и Ивана Ивановича (1776—1855) Игумновых и было окончено в 1835 г. Тогда же к западу от трапезной была начата постройкой каменная отдельно стоящая колокольня. Основание колокольни размером 25 х 25 арш., по окончании строительства в 1851 г. высота до верхнего карниза колокольни составила 20 саж.[6, 63]

На построение соборной звонницы жертвовали свои средства многие лебедянцы, в том  числе и преподобный Иларион, Троекуровский затворник, передавший на это богоугодное дело значительную сумму денег.

В 1856 г. на колокольне Ново-Казанского собора было 7 колоколов, из коих главный, отлитый в Туле купцом Черниковым в 1854 г. усердием почётных граждан Игумновых, весил 520 пудов, для чего израсходовано из церковных денег 601 руб. 47 коп, а из собственных — 4 394 руб. Позднее церковный староста, купец первой гильдии Николай Иванович Игумнов отлил для соборной звонницы колокол весом 620 пудов 39 фунтов, израсходовав личных средств 3 000 руб.

Как уже было сказано выше, к 1851 г. относится окончание строительства  комплекса соборного храма на Новой Базарной площади Лебедяни. Главный престол собора был освящён 22 мая 1846 г. Преосвященным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским и Шацким. Первый придельный престол в храмовой части собора освятили в 1857 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери на средства, пожертвованные старостой храма купцом первой гильдии, потомственным почётным гражданином Николаем Ивановичем Игумновым. Второй придел во имя святого пророка Илии был устроен и освящён значительно позднее — в 1901 г. Придельные алтари в трапезной были освящены во имя Богоявления Господня (правый) и святителя Николая Чудотворца (левый). Можно предположить, что один, а может, и оба этих придела освящены в 1836 г., поскольку именно с октября этого года причт новособорной церкви стал вести метрические книги.

Ново-Казанский собор был огромным и рассчитан на 3 — 4 тыс. человек, а прихожан, по данным 1856 г., у соборного храма числилось 1 387 мужчин и 1 450 женщин. К обширной по площади пятиглавой храмовой части примыкала необычайно длинная трёхнефная трапезная. Колокольня была построена отдельно стоящей, в 17 арш. от трапезной. Архитектурные особенности храма — двусветный центральный барабан, создающий прекрасное освещение подкупольной части храма, а также украшение сводов летнего храма кессоном, что было более характерно для светского зодчества. Современники, оставившие нам описание соборного храма 1856 г., особенно отмечали его главный алтарь «...с прекрасным одноярусным иконостасом... Резьба иконостаса: капители, карнизы, колонны и базисы вызолочены червонным золотом на полименте. Царские двери резные, вызолочены».

Информация о работе Специфика проведения транспортной экскурсии