Транспортная экспедиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:11, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с необходимостью коренного преобразования транспортных, логистических коридоров. Содержание и уровень транспортных услуг является важной составляющей валового национального продукта. Объективные потребнос

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность договора транспортной экспедиции 5
2.Виды договора транспортной экспедиции 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Правоведение.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

Введение

 

     Актуальность  темы исследования. В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с необходимостью коренного преобразования транспортных, логистических коридоров. Содержание и уровень транспортных услуг является важной составляющей валового национального продукта. Объективные потребности развития экономических процессов в России, результаты прогнозов соответствия уровня конкурентных ресурсов транспортной системы, включая возможности экспедиторских предприятий, свидетельствует о наличии дефицита специализированных транспортных компаний, способных обеспечить высокий уровень функционирования транспортного комплекса страны путем развития рынка услуг по доставке грузов в различных направлениях.

     Действующее законодательство устранило отдельные  пробелы в регулировании отношений  в сфере транспортной экспедиции - было нормативно закреплено право  экспедитора на удержание груза  клиента до выполнения последним  обязанности по оплате вознаграждения экспедитору и возмещения его расходов; предусмотрены нормы, регулирующие оказание экспедиционных услуг в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Также были учтены некоторые положения международной практики в области регулирования транспортной экспедиции - в частности, правила ограничения ответственности экспедитора и ее размеры.

     Между тем, некоторые проблемы как теоретического, так и практического порядка  касательно института договора транспортной экспедиции все же остаются нерешенными. Продолжает оставаться спорным вопрос о предмете договора транспортной экспедиции, о разграничении его со схожими правовыми договорными конструкциями. Дискуссионным является вопрос об объеме прав и обязанностей экспедитора по конкретному договору транспортной экспедиции.

     Все это обуславливает актуальность темы, избранной в качестве предмета данного исследования.

     Цель  исследования. Целью исследования является уяснение правовой природы и роли договора транспортной экспедиции в новых экономических условиях.

     Для реализации данной цели автором ставятся в настоящем исследовании следующие  конкретные задачи:

  • определение места договора транспортной экспедиции в системе обязательств;
  • классификация договоров транспортной экспедиции, определение критериев для такой классификации.

     Объектом  исследования являются правоотношения, возникающие при передаче грузоотправителями (грузополучателями) своих прав и обязанностей, направленных на доставку груза, другому субъекту - транспортному экспедитору.

     Предмет исследования составляют гражданско-правовые нормы, регулирующие правоотношения, связанные с договором транспортной экспедиции,.

     Теоретическая и нормативная  база исследования. Исследование темы проводилось путем анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», транспортных уставов и кодексов и других законов, Постановлений Правительства Российской Федерации, Постановлений Совета Министров РСФСР, актов министерств и ведомств, судебно-арбитражной практики.

     Теоретической основой исследования явились научные  труды советских и российских ученых-правоведов, посвященные рассмотрению различных вопросов договора транспортной экспедиции.

 

1.Понятие и сущность договора транспортной экспедиции

 

     Согласно  ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

     Характеризуя  правовую природу договора транспортной экспедиции, его зачастую определяют как разновидность или вид  договора возмездного оказания услуг. Вместе с тем договор транспортной экспедиции представляет собой самостоятельный  вид гражданско-правового договора. Договору транспортной экспедиции посвящена отдельная глава ГК РФ, в которой предусматривается, что регулирование отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, осуществляется также специальным федеральным законом. Таким законом является ФЗ от 30 июня 2003 года N 87 "О транспортно-экспедиционной деятельности".

     Специфика правового регулирования отношений  из договора транспортной экспедиции состоит в том, что все нормы  ГК РФ либо ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" имеют приоритет над положениями, установленными по соглашению сторон.

     Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Исходя из смысла ст. 801 ГК РФ договор  транспортной экспедиции имеет следующую  правовую природу: консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий.

     Если  в доктрине гражданского права еще  ведутся споры по поводу консенсуальности или реальности рассматриваемого договора в некоторых случаях1, то в судебной практике в основном сложилась устойчивая позиция по признанию транспортной экспедиции консенсуальным договором.

     Клиент  обратился в арбитражный суд  с требованием о возмещении экспедитором убытков, вызванных невыполнением  обязательств по транспортно-экспедиционному  обслуживанию, основываясь на том, что  им была подана заявка на экспедирование груза (стекло), соответствующая условиям договора, которая была принята экспедитором, хотя несколько позже экспедитор отказался от выполнения своих обязательств по этой заявке, сделав соответствующую запись на бланке заявки. В результате клиент вынужден был самостоятельно принимать меры по доставке груза в пункт назначения автомобильным транспортом (договором транспортной экспедиции предусматривалась железнодорожная перевозка), что повлекло дополнительные расходы, которые он и просил взыскать в качестве убытков, причиненных ему экспедитором, не выполнившим свои обязательства.

     При рассмотрении данного дела арбитражный  суд констатировал, что обязательства  экспедитора по принятию груза от клиента и обеспечению его  доставки возникли из договора транспортной экспедиции, заключенного сторонами. В связи с тем, что судом был установлен факт нарушения экспедитором своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, а также причинная связь между противоправным бездействием экспедитора и убытками, причиненными клиенту, указанные убытки были взысканы с экспедитора2.

     Вместе  с тем возникает вопрос: как  можно квалифицировать непередачу груза клиентом экспедитору? На наш  взгляд, данное действие следует рассматривать  как односторонний отказ от исполнения договора по смыслу ст. 450 ГК РФ. В любом случае данный акт не будет являться односторонним отказом от исполнения обязательства по смыслу ст. 310 ГК РФ. Кредитор отказывается от договора в целом, поскольку отказ затрагивает не только обязанности, вытекающие из договора, но и права требования. По договору транспортной экспедиции односторонний отказ от договора допускается при соблюдении условий, установленных ст. 806 ГК РФ, то есть уведомление в разумный срок и обязанность возместить убытки.

     Отграничение транспортной экспедиции от перевозки связано с целью и предметом данных договоров, относящихся по своей правовой природе к договорам возмездного оказания услуг. Целью перевозки является физическое перемещение груза. Для разграничения данных категорий договоров суд зачастую прибегает к правилу п. 3 ст. 431 Кодекса: соотносятся ли воля сторон и цель договора. Например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 1 октября 2008 г. по делу N А68-24/5-305/4-08 суд оценивал, направлена ли воля сторон на "технологический процесс подачи и уборки вагонов, осуществляемых ответчиком по своему подъездному пути" или на "лицензируемую доставку грузов из пункта отправления в пункт назначения с выдачей транспортной накладной".

     Договор транспортной экспедиции является вспомогательным по отношению к перевозке. По сути, договор экспедиции не может быть заключен в отсутствие договора перевозки груза, уже заключенного или подлежащего заключению. Данный вывод следует и из содержания п. 1 ст. 801 ГК РФ, определяющего, что стороной по договору транспортной экспедиции является грузоотправитель либо грузополучатель, которые выступают субъектами договора перевозки. Однако клиент не обязательно должен быть стороной по договору перевозки: экспедитор может заключить данный договор как от имени клиента, так и от своего имени.

     В качестве дополнительных услуг договором  транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких  необходимых для доставки груза  операций, как получение требующихся  для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Как мы видим из данной законодательной нормы, здесь встречаются многие другие договорные конструкции. В связи с данным обстоятельством, некоторые авторы даже пытались поставить под вопрос само существование договора транспортной экспедиции. Так, М.В. Гордон признавал его договором комиссии или договором поручения, в зависимости от того, от своего имени или от имени клиента действует экспедитор3. По мнению, Х.И. Шварца, договор транспортной экспедиции с полном комплексом услуг «не что иное, как особого рода договор перевозки»4. То есть некоторые авторы ставили вопрос об отсутствие у договора транспортной экспедиции своего собственного предмета, своей специфики. Действительно, договор транспортной экспедиции - это сложный договор и на первый взгляд может показаться, что отдельные конструкции договора транспортной экспедиции могут быть восприняты как, например, договор перевозки, договор поручения, агентский договор, договор подряда, договор хранения и др. В этой связи вопрос о собственном предмете договора транспортной экспедиции стоит достаточно актуально.

     Как следует из определения договора транспортной экспедиции, действиями стороны договора - экспедитора является комплекс услуг, связанных с перевозкой груза.

     Следует обратить внимание на то, что в дефиниции договора указывается на обязанность экспедитора выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой конкретного груза.

     Итак, предметом договора транспортной экспедиции являются непременно связанные с  перевозкой груза услуги и сам конкретный груз.

     По  поводу того, какой характер имеют  эти услуги, какова их суть, в юридической  литературе сложились различные  мнения.

     В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватить любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том, и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные.»5

     Г.П. Савичев полагает, что предмет  договора транспортной экспедиции «обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.» При этом Г.П. Савичев подчеркивает направленность всех услуг экспедитора независимо от их характера «на организацию перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки груза». Исходя из этого, Г.П. Савичев определяет предмет договора транспортной экспедиции как «совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза»6.

     В.А. Егиазаров указывает: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут  быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом.»7 Речь в данном случае идет об услугах, названных законодателем дополнительными в абзаце 3 статьи 801 ГК РФ, соответственно услуги, поименованные в абзаце втором, будут являться основными. Опять же и тот и другой список законодатель оставил открытым. В связи с этим, возникла необходимость выработки единого критерия деления транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные, по поводу чего в юридической литературе появились различные мнения по этому вопросу. Александров-Дольник М.К. считал основными услуги юридического характера, обязательные для каждого договора транспортной экспедиции, в то время как «... технические действия могут входить в состав договора экспедиции как дополнительные его условия, но наличие их в договоре совершенно необязательно. С другой стороны договор, предусматривающий только подобные технические действия и не предусматривающий поручения экспедитору совершить какие-либо юридические действия по отношению к перевозчику от своего имени или от имени клиента, не может квалифицироваться как договор экспедиции и должен рассматриваться как договор подряда в форме оказания услуг»8. Такое же мнение высказано М.Е. Ходуновым9. С.П. Хмелев полагает, что при сведении экспедиции к чисто фактическим действиям ее невозможно отличить от других договоров (подряда, хранения), предполагающих совершение аналогичных действий10. Тем самым, данными авторами признается, что дополнительные услуги, оказываемые экспедитором, не являются экспедиционными. По моему мнению, такая точка зрения не может быть признана правильной, так как она основана на неправильном понимании природы договора транспортной экспедиции и не соответствует дефиниции договора транспортной экспедиции, данной в статье 801 ГК РФ.

Информация о работе Транспортная экспедиция