Управление пассажирскими перевозками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Программа информатизации управления пассажирскими перевозками. Общая характеристика подсистемы “Управление пассажмрскими перевозками”.Этапы развития АС пассажирских перевозок. Основные задачи и стадии разработки системы “Экспресс – 3”. Технические показатели АСУ “Экспресс-3”

Работа содержит 1 файл

Экспресс.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

      - справочно-информационное обслуживание  пассажиров;

управление  багажными и грузобагажными перевозками;

      - эксплуатация и ремонт парка пассажирских вагонов;

      - сервисное обслуживание пассажиров, включая поездки на других  видах транспорта в смешанных  поездках (автобусное, морское, речное, воздушное);

      - экономика и финансовый учет  по пассажирским перевозкам, включая  взаиморасчеты между дорогами, контроль доходов и расходов;

  • управление пассажирскими перевозками в целом по сети и отдельно по дорогам с помощью автоматизированных центров управления.

        Основные этапы разработки системы “Экспресс-3”:

      На  первом этапе технические средства будут заменены новыми с использованием действующих программ “Экспресс-2”.

      На  втором этапе будет переведен  накапливаемый архив системы  в новую систему управления базой  данных.

      На  третьем этапе будет осуществлен  перевод прикладных программ в операционную систему ОС-390.

      Переход от системы “Экспресс-2”  к “Экспресс-3”  будет поэтапным и потребуется  длительное время эксплуатировать  совместно эти системы. Длительность этого периода будет зависеть от способности дорого приобретать  новую технику не только в РЖД, но и на дорогах СНГ и Балтии.

      Внедрение системы “Экспресс-3” на дорогах  будет производиться поэтапно с  таким расчетом, чтобы не нарушить непрерывное обслуживание пассажиров через “Экспресс-2”. На первом этапе  предусматривается заменить старые ЭВМ “Экспресс-2”, выработавшие свой 12 летний ресурс, на новые ИБМ-9672. Горьковская является первой дорогой, которая уже вышла на этот этап. Вторым этапом будет создание переходной базы данных от “Экспресс-2” к “Экспресс-3”. На третьем этапе будут заменены прикладные программы обслуживания заказов “Экспресс-2” на “Экспресс-3”. Все работы по внедрению на дорогах сети АСУ “Экспресс-3”, согласно программе информатизации, должны быть завершены к 2005 году. К этому году произойдет полная замена “Экспресс-2” на “Экспресс-3” на всех дорогах. Однако будет существовать период времени до 2005 года, когда на сети будут совместно работать “Экспресс-2” и “Экспресс-3” в различных стадиях своего развития, что будет зависеть от готовности дорог к замене оборудования систем и перехода к работе по новым информационным технологиям. 

      Если  система “Экспресс-2” позволила  решить на дорогах сети проблему автоматизации технологических процессов в области продажи билетов и их учета, то разработка системы “Экспресс-3” должна решить проблему автоматизации всех основных технологических процессов пассажирского хозяйства и создать в конечном итоге на дорогах механизм управления пассажирскими перевозками, что позволит:

  • оперативно управлять пассажирским подвижным составом, подняв населенность на 10-15%.

5. Технические показатели  АСУ “Экспресс-3”

      Общие технические показатели АСУ “Экспресс-3”, которые относятся ко всем системам, устанавливаемым на дорогах СНГ и Балтии, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

№ п/п Показатель Величина
Надежность  работы ВК 99,98 - 99,99 %
Протоколы обмена:

- для  связи с терминалами

- для  связи с системами

 
IBM-3270 (BSC-3)Х-25, SDLC

IBM-2780 (BSC-1)Х-25, SDLC,

Х-75

Время реакции  системы Не более 5 сек. в 95 % случаев
Продолжительность работы Круглосуточно, безостановочно
Электропитание Бесперебойное по нескольким фидерам
Период резервирования мест 63 дня по МСЖД-918. Возможно до года
Операционная  система ВК OS/390
ЭВМ ВК IBM-9672, R2, R3, R4, R5
СУБД DB-2
Архитектура ВК Многопроцессорная платформа
 

      6. Технические средства системы “Экспресс –3”

 Все  микропроцессоры АСУ “Экспресс-3”  представляют единый вычислительный  комплекс системы, управляемый  с одной консоли (пульта).

Терминальное  оборудование АСУ “Экспресс-3” будет  включать в себя как старые терминалы АСУ “Экспресс-2”, работающие по протоколу BSC-3, так и новые, которые смогут работать по двум протоколам: старому BSC-3 и новому Х-25. Количество терминалов существенно расширится за счет установки их в пригородных кассах, а также подключения ПЭВМ, которые будут выполнять разнообразные функции, не связанные непосредственно с продажей проездных документов.

      Терминалы, устанавливаемые в пригородных  зонах, должны иметь специальное  печатающее устройство и позволять по аналогии с перевозками в дальнем сообщении автоматизировать весь финансовый и статистический учет, включая учет почасового пригородного пассажиропотока. Кроме этого будет создано гибкое централизованное оперативное управление из АСУ “Экспресс-3” пригородными тарифами по дням недели и месяца.

      Переход от АСУ “Экспресс-2” к АСУ “Экспресс-3” может осуществляться поэтапно по мере приобретения дорогами новых технических средств.

Необходимо  приобретать оборудование IBM-9672 и  работать на нем на первом этапе  со старой операционной системой TKS. На последующих этапах ОС TKS будет заменяться на ОС/390.

Совершенствование информационных технологий данных подсистем  АСУ “Экспресс-3” должно строиться  на новой базе технических средств  ЭВМ типа ИБМ-9672 и новой операционной системы программных средств ОС-390 с использованием систем управления базами данных (СУБД) типа DB-2, ORACL, ADABAS. При этом должны быть существенно расширены объемы памяти ЭВМ по сравнению с действующими системами “Экспресс-2” 
 

7. Информационное обеспечение  системы 

“Экспресс –3”

Концепция информатизации железнодорожного транспорта, утвержденная Коллегией МПС РФ в феврале 1996 года, предусматривает формирование информационной Среды для обеспечения функционирования новых информационных технологий.

      Основой информационной Среды будет система  баз данных управления перевозочным процессом и ее составная часть - база данных для управления пассажирскими перевозками. Ядром базы данных управления пассажирскими перевозками является база данных, необходимая для функционирования системы управления резервирования мест и продажей железнодорожных билетов “Экспресс-3”.

Проектируемая система предъявляет к базе данных взаимоисключающие требования:

      - высокая производительность при  оперативном выполнении множества  заявок в режиме реального  времени;

      - универсальная структура данных (реляционная модель), пригодная для справочно-аналитической работы;

      - постоянно обновляющиеся данные, отражающие текущее состояние  управления пассажирскими перевозками;

      - возможность выполнения ряда  аналитических запросов над одним  и тем же зафиксированным состоянием данных для последующего сопоставления результатов.

      Из  общей теории обработки данных известно решение, позволяющее удовлетворить  всем вышеперечисленным требованиям. Необходимо организовать две базы данных различной технологической и информационной специализации:

  • OLTP (Online Transaction Processing) - база данных для оперативной обработки информации и поддержания состояния, максимально приближенного к текущему;
  • OLAP (Online Analazer Processing) - база данных для справочно-аналитического обслуживания данными определенного фиксированного состояния.

      Кроме двух перечисленных основных баз  данных может быть организована, например, Архив-база - база данных для исторического хранения поколений состояний данных и организации их извлечения для последующей обработки.

      При использовании в системе двух (более) технологически специализированных баз данных возникает дополнительная проблема обновления состояния OLAP-базы данными изменений, выполненных  в OLTP-базе за определенный период - миграция данных. В ходе миграции структура данных должна быть преобразована из специальной в реляционную. Хорошо развитая система интерфейсов делает возможной миграцию данных даже между базами, поддерживаемыми различными СУБД.

      Основными информационными объектами системы резервирования мест и продажи билетов являются:

- поезд  (маршрут, расписание, норма мест, подлежащая продаже);

- рейс (реализация поезда на конкретную  дату отправления, в которой  отмечается состояние мест, предлагаемых  к продаже);

- проездной  документ;

- заявка  на перевозку;

- станция,  осуществляющая посадку, высадку  пассажиров и продажу билетов;

- терминал (кассир), осуществляющий продажу  билетов.  

8. Технологическое обеспечение системы

“Экспресс –3” 

      Наиболее  существенными технологическими отличиями системы “Экспресс-3” от существующей будет реализация продажи билетов по ходу следования поезда с нумерацией мест и хранение в базе данных, доступной в оперативном режиме, всех проездных документов, оформленных в течение последних 6-ти месяцев.

      Технологический процесс обработки информации в системе включает:

подготовку  исходной информации и ввод ее в  вычислительный комплекс;

автоматическую  обработку заказов, поступающих  от потребителей;

выдачу  документа “Отчет кассира”;

статистических  отчетов и аналитических данных.

      Исходная  информация поступает в систему  после печати проездного документа  и содержит следующие показатели: дату и время отправления поезда, станцию отправления и станцию назначения, номер поезда, номер и тип вагона, номер места, дату и время выдачи проездного документа, номер кассы и терминала, выдавшей проездной документ, цену билета (руб. коп.), количество человек, вид документа, паспортные данные пассажира.

      Для обслуживания заказчика кассир обеспечивает связь через терминальное оборудование по мультиплексору передачи данных (МПД) с программой управления сообщениями. Запрос принимается программой формирования очереди и записи заявок. Заявку записывают на магнитный диск и формируют в пакет заявок. По программе связи осуществляется контроль сообщения и обработка пакета заявок. Изменения в результате выполнения запроса (заявки) заносят в основную базу данных и дубль базы данных , что позволяет поддерживать одинаковое состояние баз данных и избежать ошибок в работе. Схема обработки заказов приведена на рисунке 2. При сбое в работе оператор через консоль обращается к оперативной связи с оператором системы для исправления неполадок.

      В оперативном режиме система позволяет  получить информацию о динамике изменения населенности составов на маршруте следования в прямом и обратном направлениях, а также степень использования вместимости вагонов различных типов.

Информация о работе Управление пассажирскими перевозками