Уровень развития транспортной системы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 00:37, реферат

Описание работы

Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции1 в европейскую и мировую экономику.

Работа содержит 1 файл

Уровень развития транспортной системы государства.docx

— 17.47 Кб (Скачать)

     Уровень развития транспортной системы государства  – один из важнейших признаков  ее технологического прогресса и  цивилизованности. Потребность в  высокоразвитой транспортной системе  еще более усиливается при  интеграции1 в европейскую и мировую экономику.  

       Современный этап социально-экономических  преобразований в России –  это этап проведения институциональных  реформ, нацеленных на создание  эффективных рыночных механизмов. Основные национальные интересы  в сфере экономики концентрируются  в следующих направлениях: повышение  конкурентоспособности экономики,  ее эффективности и устойчивости, устранение структурных диспропорций  и интеграция России в мировую  экономику. Транспортная система  становится базисом для эффективного  вхождения России в мировое  сообщество и занятия в нем  места, отвечающего уровню высокоразвитого  государства. 

       Динамично развивающаяся экономика  России выдвигает перед транспортной  системой страны дополнительные  требования не только к повышению  пропускной способности инфраструктуры, но и к внедрению новых технологий, инновационных решений, повышению  качества обслуживания, снижению  административных барьеров и  качества планирования.  

       Задачи развития транспортной  системы на современном этапе  развития России должны быть  непосредственно нацелены на  реализацию социально-экономических  и геополитических приоритетов  государства. 

  Развитие единого экономического пространства, ускорение товародвижения, снижение удельных транспортных издержек в экономике возможны на основе создания в стране опорной транспортной сети без разрывов и "узких мест", ликвидации административных барьеров в системе товародвижения, ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы между отдельными регионами. 

       Обеспечение транспортной доступности  на уровне, гарантирующем социальную  стабильность, развитие межрегиональных  связей и национального рынка  труда возможно на основе повышения  надежности и доступности услуг  магистрального пассажирского транспорта. 

  Нарастающая автомобилизация страны требует системных мер, направленных на ограничение ее негативных последствий для общества, при максимально возможной реализации ее преимуществ и выгод. 

 Интеграция  России в мировую экономику  и диверсификация2 внешней торговли требуют адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг. 

 Изменение  геополитической ситуации и позиционирования  России в мировом сообществе  выдвигают новые требования к  транспорту как к элементу  системы национальной безопасности. Традиционное преобладание важности  безопасности транспортного процесса  дополняется требованием обеспечения  антитеррористической безопасности  на транспорте. 

*** 

 Автомобильный  транспорт России представляет  собой наиболее массовый вид  транспорта. На его долю приходится  более половины объема пассажирских  перевозок и три четверти грузовых  перевозок. 

 Основными  причинами активного использования  автотранспорта стали присущие  ему гибкость доставки и высокая  скорость междугородних перевозок.  Кроме того, помощью автомобильного  автотранспорта груз может доставляться  «от дверей до дверей» без  дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара. 

 Большая  мобильность, возможность оперативно  реагировать на изменения пассажиропотоков  ставят автотранспорт «вне конкуренции»  при организации местных перевозок  пассажиров. 

 Однако  себестоимость перевозок на автомобильном  транспорте весьма высока и  в среднем превышает аналогичные  показатели речного и железнодорожного  транспорта. Высокий уровень себестоимости  определяется небольшой грузоподъемностью  и, следовательно, производительностью  подвижного состава и в этой  связи значительным удельным  весом заработной платы в общей  сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости  являются в основном интенсивные  факторы – повышение коэффициентов  использования пробега автомобилей,  грузоподъемности, коммерческой скорости. 

 В отличие,  например, от железных дорог автотранспорт  отличают сравнительно небольшие  капиталовложения в оборудование  терминалов (погрузочно-разгрузочных  мощностей) и использование автодорог  общего пользования. Однако в  автотранспорте величина переменных  издержек (оплата труда водителей,  затраты на горючее, шины и  ремонт) в расчете на один километр  пути велика. Постоянные же расходы  (накладные расходы, амортизация  автотранспортных средств) наоборот  невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. 

 Основная  часть автомобильного парка страны  эксплуатируется в нетранспортных  организациях. При этом сеть автомобильных  дорог наряду с парком коммерческих  автомобилей используется также  автомобилями, находящимися в личном  пользовании граждан. 

 Вообще, сфера применения автотранспорта  широка. Он выполняет большую  часть коротких внутрирайонных  перевозок, доставляет грузы к  станциям железных дорог и  речным пристаням и развозит  их к потребителям. В северных  и восточных районах страны, где  почти нет других видов сухопутного  транспорта, им осуществляются дальние  межрайонные перевозки. 

 Автомобильный  транспорт в России выполняет  свыше 55% объёмов внутренних грузовых  перевозок и более 60% пассажиров, с тенденцией увеличения этой  доли, являясь, таким образом,  главным перевозчиком для основных  секторов экономики. 

 В настоящее  время транспорт оказывает заметное  влияние на экономическое развитие  страны в целом. Транспорт обеспечивает  получение около 8% ВВП3. Транспортная  составляющая в стоимости продукции  промышленности и сельского хозяйства  оценивается величиной порядка  15-20%. На транспорте занято свыше  3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения. 

 Ежедневно  автотранспортом перевозится около  17 млн. тонн грузов и более  62 млн. пассажиров. Если сравнивать  с аналогичным показателем железнодорожного  транспорта, то это почти в  6 раз больше по объемам перевозок  грузов и в 17 раз – по  перевозкам пассажиров. 

 В автомобильном  транспорте сконцентрировано свыше  97% от всех лицензируемых субъектов  транспортной деятельности. В сфере  коммерческих и некоммерческих  автомобильных перевозок сейчас  занято порядка полумиллиона  хозяйствующих субъектов. Их деятельность  проходит в условиях достаточно  высокой внутриотраслевой и межвидовой  конкуренции. 

 Вообще, динамика роста российского автомобильного  парка одна из самых высоких  в мире. Тем не менее, этот  процесс происходит в условиях  существенного отставания потребительских  и экологических показателей  отечественных автотранспортных  средств и используемых моторных  топлив от достигнутого мирового  уровня. А без устойчивой работы  этой системы и, в первую  очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности. 

 Не ликвидировано  уже существующее многие годы  отставание в развитии и техническом  состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта  сохраняется значительная доля (свыше  50%) автомобилей устаревших моделей,  у которых срок эксплуатации  превысил 10 лет. Все также невысок  удельный вес (14–15%) новых автомобилей,  выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное  обновление парка грузовых автомобилей  не превышает 5%. 

 Рост  темпов автомобилизации, пассажиропотоков  и грузопотоков существенно опережает  прирост транспортной инфраструктуры. Сегодня большое количество дорог  работает в режиме перегрузки. 

 В последние  годы общая численность парков  автобусов и грузовых автомобилей  изменялась практически незначительно.  Тем временем интенсивно растет  количество легковых автомобилей  в собственности граждан. Автомобилизация  страны стимулируется инвестициями  населения и бизнеса, которые  ежегодно вкладывают только в  новые автомобили до 4 миллиардов  долларов. По сути дела, конечными  потребителями автомобилизации  становятся все отрасли экономики,  а также социально-культурная  сфера, пассажиры и владельцы  личных автомобилей и другие  виды транспорта, являющиеся смежными  звеньями в системе товародвижения. 

*** 

 Автомобильный  транспорт - одна из важнейших  отраслей народного хозяйства,  развивается как неотъемлемая  часть единой транспортной системы.  В современных условиях дальнейшее  развитие экономики немыслимо  без хорошо налаженного транспортного  обеспечения. В условиях, когда  наметилась тенденция к оживлению  и восстановлению реального сектора  экономики, автомобильный транспорт  способствует нормализации положения  в финансовой и кредитной сфере.  От его чёткости и надёжности  во многом зависят трудовой  ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства.  Он обеспечивает наряду с другими  видами транспорта рациональное  производство и обращение продукции  промышленности и сельского хозяйства,  удовлетворяет потребности населения  в перевозках. 

 В России  с ее огромной территорией  именно транспорт объединяет  в единый комплекс буквально  все отрасли экономики. Именно  транспорт обеспечивает не только  нормальную жизнедеятельность государства,  но и его национальную безопасность  и целостность. Всевозрастающие  масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного  использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных  связей как внутри страны, так  и с зарубежными странами, требования  обороноспособности страны не  могут быть обеспечены без  мощного развития всех видов  транспорта, широко разветвленной  сети путей сообщения, высокой  мобильности и маневренности  всех видов транспорта. 

 Транспорт  в нашей стране способствует  решению таких важных политических  задач, как ликвидация экономического  отставания окраинных районов,  противоположности между городом  и деревней, расширение связей  народов нашей страны, укрепление  их дружбы, обмен достижениями  во всех отраслях народного  хозяйства и областях культуры. 

 Транспорт  имеет огромное значение для  экономического и культурного  сотрудничества России с другими  странами, укрепления и развития  экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории  хорошо развитой транспортной  системой является одним из  факторов привлечения населения  и производства, служит важным  преимуществом для размещения  производительных сил и дает  интеграционный эффект. Так же  транспорт создает условия для  формирования местного и общегосударственного  рынков.

Информация о работе Уровень развития транспортной системы государства