Анализ инфраструктуры и туристского потенциала Пскова и Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инфраструктуры Пскова и Псковской области и организации туров.
Достижению поставленной цели способствует ряд поставленных задач:
2. Проанализировать состояние развития туризма на территории Псковской области;
3. Разработать тур по Псковской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. История и культура города Пскова и Псковской области…...4
1.1. История города Пскова……………………………………………..4
1.2. Культура города Пскова………………………………………….......12
1.3. Экономико-географическое положение………………………...…..17
1.4. Потенциал природных и историко-культурных ресурсов…………18
1.5. Достопримечательности………………….…………………………..19
Глава 2. Инфраструктура туризма в Пскове и регионе……………...…21
2.1. Транспорт…………………………………………………………….21
2.2. Гостиницы……………………………………………………………23
2.3. Развлечение и питание………………………………………………24
2.4. Турфирмы……………………………………………………………25
Глава 3. Разработка инновационного событийного туристского маршрута……………………………………………………………………26
3.1. Обоснование выбора и характеристика объектов путешествия….26
3.2 Разработка программы событийного тура «Псков – Пушкинские Горы – Великие Луки – Псков»…………………………………………………..30
3.3. Расчёт стоимости тура……………………………………………….31
3.4. Программа тура……………………………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

курсовая техника.docx

— 69.55 Кб (Скачать)

     С 1474 г. псковские каменщики возводят храмы в Троице-Сергиевом монастыре и Москве, осуществив синтез традиций московского зодчества и псковской архитектурной школы. Столь же высокий художественный уровень свойственен и мастерам монументальной живописи, которые осуществляли росписи как местных храмов (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Рождественский собор Снетогорского монастыря, храмы Довмонтова города, церковь Успения в Мелетове), так и западноевропейских (капелла св. Креста в Кракове).

     Таким образом, накануне 1510 г. Псков представлял  собой развитый в культурном, политическом и экономическом отношениях город-государство, связанный с другими русскими землями тысячью нитей. Во все  времена Псков оставался органической частью Русской земли, поддерживая  спасительный в условиях постоянной иностранной угрозы союз с другими  русскими областями: до середины XIV в. –  с Великим Новгородом, а с 1399 г. – с великим московским князем. Именно из Москвы приглашались в Псков  князья-наместники, присутствие которых  в городе было равнозначно заключению военно-политического союза с  собирательницей русских земель. Высокая миссия Москвы отчетливо  осознавалась уже современниками, и  в сообщении, датируемым зимой 1440/41 г., псковский летописец титулует московского князя Василия II «господарем», а с 1468 г. псковичи пускают в оборот печать, носившую надпись «Печать  псковская вотчины великого князя  Ивана Васильевича». Псковские посадники  стали осознавать правителя Русского государства как государя и «царя». Именно так звучит титул Ивана III в договоре Новгорода и Пскова с епископом Дерпта 1474 г.: «господина нашого и государа нашого великого князя Ивана Васильевича, цара всея Руси». Решающую роль в отражении нападений Ливонского ордена на Псков в 1480–1481 и 1501–1502 гг. сыграли войска, присланные великим князем московским.

     Самостоятельное политическое бытие Пскова не могло  продолжаться вечно, прежде всего в силу объективных причин. XV–XVI столетия в Европе стали эпохой образования централизованных государств, в рамках которых вольным городам было легче защищать свои экономические интересы. Вхождение Пскова в состав Русского государства в январе 1510 г. осознавалось многими современниками как трагическое событие, но для будущего оно оказалось благотворным. На вече 13 января посадники объявили решение Господина Пскова: в соответствии с ранее заключенными договорами с великим государем, Псков под его властью будет по-прежнему «жить по старине в добровольи». Псковичи расценивали свое решение о присоединении к Русскому государству как добровольное, а не принудительное. Василий III в течение двух недель достиг решительного успеха, приведшего к ликвидации боярской республики, которая пала не только из-за военного поражения, но и в силу внутреннего политического кризиса олигархической власти бояр. Псков получил уставную жалованную грамоту, где был определен порядок наместничьего управления. Вхождение Пскова в состав Русского государства сопровождалось массовыми перемещениями населения. Выслав псковских посадников и некоторых других представителей правящей элиты на восток, в пределы бывшего Великого княжества Владимирского, великокняжеская администрация преследовала цель ликвидации почвы для местного сепаратизма. Подобные акции великокняжеская власть предпринимала в Новгороде в 1478–1484 гг. и позднее при присоединении Смоленска. Существенным приобретением великокняжеской власти были земельные владения «сведеных пскович»; их вотчины пошли в раздачу детям боярским, а дворы в Среднем городе были заселены купцами, переселенными из городов Северо-восточной Руси.

     В политическом смысле присоединение  Пскова произошло за шестнадцать  дней – с 12 по 28 января 1510 г., и столь  быстрый успех дал возможность  Василию III не проводить крутой ломки  сложившегося здесь порядка. Даже программа  переселений псковских посадников выглядит весьма ограниченной сравнительно с теми результатами, которые принес Москве поход на Псков 1510 г. Псков  и его жители сохранили существенные права в самых разных сферах деятельности и многие атрибуты времен независимости. Во-первых, за Псковом остались внешнеполитические функции: его наместники и гости-старосты как и до 1510 г. вели переговоры и заключали соглашения с Ливонией (1531 г.) Во-вторых, Псков сохранил систему самоуправления в виде старост, заседавших в наместничьем суде и собиравших налоги.

     Расцвет Пскова продолжался и в XVI в., свидетельством чему, в частности, остаются для нас  многие памятники архитектуры и  живописи той поры. С 1516 по 1564 г. в  Пскове было возведено 38 церквей, столько  же, сколько за все предыдущее XV столетие. До настоящего времени храмы, построенные  в первой половине XVI в., служат украшением древнего города. Псков являлся одним  из крупнейших городов Русского государства, уступая лишь Москве и Новгороду. Население Пскова составляло около 30 тыс. человек, а Псковской земли  – 150 тыс. жителей. Площадь Пскова в  черте укреплений Окольного города (1465 г.) составляла 215 га. Вместе с неукрепленным  посадом территория Пскова составляла 428 га, что вполне сопоставимо с  площадью крупнейших городов Западной Европы, например Парижа XVI в. (430 га). Будучи торговыми воротами России на западной границе, Псков продолжал аккумулировать финансовые ресурсы, занимая ведущие  позиции в стране по сбору прямых налогов и торговых пошлин. Важным атрибутом финансово-экономической  самостоятельности Пскова оставался  денежный двор, а местная монетная чеканка стала эталонной для  России. Изображенный на лицевой стороне  псковской деньги всадник с копьем в руке дал название российскому  денежному номиналу («копейка»).

     В монастырях Псковской земли продолжалось летописание, а старец Елеазарова монастыря  Филофей в своих посланиях Василию III и дьяку Мунехину формулирует российский вариант идеи трансляции империи – представление о Москве как о «третьем Риме». Велико культурное и духовное наследие Псково-Печерского и Крыпецкого монастырей.

     Таким образом, 1510-й год, когда пало независимое  Псковское государство, не был непреодолимой  гранью между двумя эпохами; скорее, он способствовал взаимообогащению объединившихся русских земель. Для  наших современников 1510 год приобретает  значение водораздела, стоя на котором, легче разглядеть и предыдущий, и  последующий периоды истории  нашего города. Псковская земля и  ее защитники покрыли себя неувядаемой  славой в дни обороны Пскова от войск Батория (1581 г.) и Густава-Адольфа (1615 г.)

     В начале XVII века Псковской земле, как  и всей России, пришлось пережить Смуту  – первую гражданскую войну. Псков  так и не признал власть польских и шведских оккупантов, и современные  историки ставят наш город в один ряд с такими центрами национально-освободительного движения, как Рязань и Нижний Новгород.

     С Псковом была связана административная деятельность дипломата и экономиста А.Л. Ордина-Нащокина (1606–1680 гг.), который на посту псковского воеводы предложил смелый проект городской реформы. Псков XVI–XVII веков оставался важным торговым центром на западных рубежах России. Здесь был Большой торг в окольном городе, рыбный торг на берегах Псковы у Кремля, гостиные дворы для иностранных купцов на Завеличье. Среди торговцев выделялись «гости», ведшие коммерческие операции за рубежом (Хозины, Поганкины). Из семей оборотистых предпринимателей Меншиковых, Русиновых выбираются псковские земские старосты, собиравшие налоги и осуществлявшие низшую административную власть.

     Завоевание  Прибалтики и строительство Петербурга при Петре I резко изменили темп жизни  и само ее наполнение в Псковской  земле. Утратив военный и экономический  приоритет, она становится колыбелью  русской культуры. Детские годы в  Пскове провел первый русский историк  В.Н. Татищев, здесь бывал агроном  и мемуарист А.Т. Болотов.

     Своим рабочим «кабинетом» считал Михайловское А.С. Пушкин, на псковской земле были созданы музыкальные шедевры  Мусоргского и Римского-Корсакова. В Великих Луках в конце XIX века жил выдающийся литератор символист  Ф.К. Сологуб, а писательская колония  в Холомках под Порховом после революции 1917 года стала местом встреч и творчества поэтом и художников. Интенсивная церковная жизнь Псковской губернии на рубеже XIX–XX веков способствовала проявлению в стенах семинарии пастырского таланта будущего патриарха Тихона.

     В уездном городе Витебской губернии Невель в 1918–1920 гг. начиналась научная  деятельность крупнейшего российского  мыслителя XX века М.М. Бахтина. Жители губернии и области самоотверженно вставали на защиту своей земли. В годы Отечественной  войны 1812 г. проявился крупный полководческий талант связанного с псковской землей генерала П.П. Коновницына, а в годы Великой Отечественной войны  – К.К. Рокоссовского.

     В насыщенном памятниками истории  современном Пскове есть чему поучиться  современным россиянам, озабоченным  развитием культуры и поддержанием лучших ее традиций, освоением опыта  наших далеких предков. В этом отношении Псков по праву может  стать опытной лабораторией, где  будут продолжены в широких масштабах  научные реставрации памятников древней архитектуры. Здесь могут  быть апробированы практические формы  активного взаимодействия Администрации области и научного сообщества, призванные способствовать познанию нашей истории, развитию нашей культуры и делу патриотического воспитания нашего народа. 

    1. Культура города Пскова.

     Псковская земля высоко ценится в России и за ее пределами своим бесценным  историко-культурным наследием, немало в ней мест, по праву гордящихся красотой своей природы, удивительными  произведениями человеческих рук, неповторимыми  историческими событиями и славными именами.

     Псковская земля может назваться драгоценной  жемчужиной, украшающей нашу страну. Древние  храмы и крепости, дворянские усадьбы  и парки, живописные селения и  уютные города с неповторимыми культурными  традициями, леса и равнины, населённые уникальными животными и птицами, археологические сокровища и  произведения современных мастеров – всё это Псковская земля  и её культура.

     Псков – один из древнейших городов России. По данным археологии, поселение на месте которого возник город у слияния рек Псковы и Великой, было основано не позднее VI века по Р.Х. Имя Пскова, вместе с Новгородом, Киевом и Ладогой стоит у начала истории русской государственности: в одном из городов Псковской земли по утверждению автора «Повести временных лет» княжил Трувор, брат Рюрика и Синеуса, один из трёх братьев, основателей династии Рюриковичей и древнерусского государства. Из села Выбуты близ Пскова в 903 году киевский князь Игорь взял себе в жёны будущую Равноапостольную княгиню Ольгу – и эта дата является первым письменным упоминанием о Пскове. Здесь столетиями проходила западная граница Руси, здесь, на льду Чудского озера Александр Невский остановил яростный «натиск на восток» немецких рыцарей, здесь ганзейские купцы отдавали европейское серебро и сукно за воск и меха из русских лесов, здесь кипела торговля, звенели мечи, спорили богословы, монахи-подвижники основывали обители, а искусные изографы и строители украшали их чудесными храмами, иконами и книгами.

     До  сих пор свидетелями славы, богатства, величия и духовной силы вольного вечевого города остаются каменные крепости в Пскове, Изборске, Порхове, Печорах, фрески Мирожского и Снетогорского монастырей, храма Успения в Мелётове, древние торговые пути, проложенные предприимчивыми купцами и отмечающие их, как вехи, красавицы-церкви.

     Псковщина является родиной многих выдающихся людей, философских концепций и художественных произведений, составивших славу русской и мировой культуры. Именно тут в конце XV века старцем Елизаровского монастыря Филофеем в письме Великому князю Московскому Василию III впервые была сформулирована идея о Москве, как о центре христианского мира: «Два Рима пали, а Третий стоит», здесь в XVII веке началась жизнь и карьера великого государственного деятеля и реформатора, Афанасия Ордин-Нащокина – одного из творцов чуда воссоединения Московской и Киевской Руси. Здесь, потерпев поражение под Нарвой, молодой царь Пётр готовил полки и лил пушки из колокольной бронзы для новых сражений, отсюда начались первые победы России в Северной войне.

     С ожерельем дворянских усадеб, которым  щедро украсилась Псковская земля  в XVIII – начале ХХ века, связаны имена  Василия Татищева, Софьи Ковалевской, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Александра Блока, Дмитрия Философова и, конечно же, Александра Сергеевича Пушкина, проведшего в родительском имении несколько лет и создавшего тут множество значительных произведений.

     В ХХ веке здесь разнёсся «свет из Усвят» - голос гениальной русской певицы, простой крестьянки Ольги Сергеевой, чьё пение восхищённый Андрей Тарковский использовал в «Ностальгии», назвав «знак русского». С Псковом и Псковщиной века ХХ-го связана жизнь и творчество писателей Вениамина Каверина и Юрия Тынянова, учёных Льва Зильбера, актёров Зиновия Гердта и Эммануила Виторгана, философа Михаила Бахтина и пианистки Марии Юдиной.

     Особая  страница истории культуры Псковской  земли – послевоенное возрождение  древних городов. Имена архитекторов, художников, реставраторов, археологов Юрия Спегальского, Бориса Скобельцына, Всеволода Смирнова, Василия Белецкого, Валентина Седова, Инги Лабутиной – тех, благодаря кому наследие прошлого оказалось сохранено для будущих поколений и заговорило живым и ясным языком, - золотыми буквами вписано в летопись русской культуры.

     Бесценные сокровища культуры, наследниками которых  являются современные жители Псковщины, это не только предмет нашей законной гордости, но также налагают ответственность за их сохранение и преумножение. Стало общим местом утверждение, что в современном мире культурное наследие является одним из важнейших, наряду с природными ресурсами, факторов, необходимых для устойчивого и плодотворного развития территории.

     Задачей, объединяющей различные ветви государственной  власти, художественную и научную  общественность, а также деловое  сообщество Пскова и региона, без  сомнения является сохранение и пропаганда культурного достояния Псковской  земли. Для этого принят ряд законодательных  актов, в частности, весь археологический  культурный слой в пределах исторических городов объявлен памятником культуры. На Псковщине находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. По количеству памятников, прежде всего архитектурных и археологических, Псков занимает одно из ведущих мест в Европе. Вопросами изучения, сохранения и использования материального культурного наследия, памятников истории и архитектуры занимается находящийся в подчинении областного Комитета по культуре Псковской области, Научно-производственный центр по охране памятников и использованию памятников истории и культуры.

Информация о работе Анализ инфраструктуры и туристского потенциала Пскова и Псковской области