Анализ региональных тенденций развития туристкой отрасли Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:16, статья

Описание работы

Роль туризма и отдыха в современном мире колоссальна, он затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь. Данный вид бизнеса стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, транспорт, связь и т.п.

Работа содержит 1 файл

Анализ региональных тенденций развития туристкой отрасли Республики Казахстан.doc

— 152.00 Кб (Скачать)


Анализ региональных тенденций развития туристкой отрасли Республики Казахстан

 

Роль туризма и отдыха в современном мире колоссальна, он затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь. Данный вид бизнеса стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, транспорт, связь и т.п.

На протяжении последнего двадцатилетия туризм и отдых рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма и отдыха приходится около 10% мирового валового национального дохода.

На сегодняшний день во всем мире туристский бизнес является наиболее прибыльной и перспективной сферой вложения капитала, сохраняя темпы своего развития даже во время энергетических, валютных и экономических кризисов.

Ежегодный прирост доходов от отдыха и туризма в мире равен 2,7%. И в перспективном плане этот сектор экономики становится бесспорным лидером среди экспортных групп мирового хозяйства. Экономически развитые страны мира небезосновательно придают развитию данной отрасли огромное значение.

На конъюнктуру рынка и соответственно туристского спроса влияют региональные особенности развития туризма, которые радикально отличаются в пропорциях и темпах развития. В таблице 1 сведена дифференциация региональных различий туризма.

 

Таблица 1 – Региональные различия конъюнктуры туристского рынка и спроса Республики Казахстан в 2009г.

 

Количество туристских фирм

Количество обслуженных посетителей объектами размещения

Количество объектов размещения

Стоимость проданных путевок, тыс тенге

Обслужено посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами

Объем выполненных работ и услуг туристскими фирмами

Обслужено посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами

1

2

3

4

5

6

7

8

Республика Казахстан

1 203

1 544 506

562

19 281 603,7

122 216

17 453 671,5

193 951

Акмолинская

26

50 693

53

144 536,2

37 716

38 928,6

2 997

Актюбинская

26

40 514

17

580 709,6

368

23 639,2

7 684

Алматинская

43

66 109

37

73 077,8

10 323

449 336,5

756

Атырауская

18

248 610

33

786 901,2

750

74 582,3

5 073

Западно-Казахстанская

10

26 276

12

729 658,3

21

43 250,0

3 160

Жамбылская

21

30 472

14

68 845,0

1 163

7 795,6

2 991

Карагандинская

76

90 332

60

791 110,3

5 530

139 744,0

8 174

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Костанайская

26

29 062

12

150 996,4

2 603

210 678,4

5 223

Кызылординская

2

12 844

10

10 835,0

371

21 932,6

96

Мангистауская

29

125 596

19

310 864,3

1 686

201 335,7

9 433

Южно-Казахстанская

22

57 429

25

230 534,8

936

15 139,8

4 409

Павлодарская

56

61 058

37

673 634,1

3 682

102 547,6

6 181

Северо-Казахстанская

23

10 790

10

397 673,8

1 777

41 836,5

2 932

Восточно-Казахстанская

48

118 749

75

331 221,2

17 446

149 393,5

3 908

г.Астана

87

239 136

59

847 384,9

12 954

851 268,5

15 402

г.Алматы

690

336 836

89

13 153 620,8

24 890

15 082 262,7

115 532

 

В первую очередь, необходимо отметить, неравномерное распределение туристских фирм. Как показано на рисунке 1, в 2009г. большая часть фирм сконцентрирована в г.Алматы. В этом городе находятся 690 туристских фирм, что в процентном соотношении составляет 57,36% от общего количества фирм по республике. На втором месте по количеству находится г.Астана, на третьем - Карагандинская область. На города области приходится 76 туристских фирм, что составляет 6,32% республиканского значения.

 

 

Рисунок 1 – Распределение туристских фирм по регионам Казахстана в 2009г.

 

Неравномерное распределение объектов размещения отражено на рисунке 2.

Анализируя данные рисунка 2, можно сделать вывод о том, что в 2009г. большая часть объектов размещения сконцентрирована в г. Алматы. В этом городе находятся 89 объектов размещения, что составляет 17% от общего количества по республике. На втором месте по количеству находится Восточно-Казахстанская область, на третьем - Карагандинская область. На города области приходится 60 объектов размещения, что составляет 11% республиканского значения.

 

Рисунок 2 – Распределение объектов размещения по регионам Казахстана в 2009г.

 

Количество обслуженных посетителей объектами размещения в процентном отношении от республиканского значения по регионам отражено на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Распределение количества обслуженных посетителей объектами размещения по регионам Казахстана в 2009г.

Несмотря на рейтинг областей по количеству объектов размещения, удельный вес областей по отношению к республиканскому значению сложился следующим образом: первое место – г.Алматы (21%), второе – Атырауская область (16%), третье - г.Астана (15%), четвертое разделили – Мангистауская и ВКО (8%), Карагандинская область (6%) на пятом месте.

На рисунке 4 показана дифференциация региональных различий по стоимости проданных путевок.

Рисунок 4 – Распределение областей Казахстана за 2009г. по стоимости проданных путевок, тыс.тенге

 

Наибольшую долю 68,22% занимает г. Алматы, на втором месте г.Астана с 4,39%, Карагандинская область на третьем месте (4,1%)

Доли обслуженных посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами областей представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Количество обслуженных посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами, %

 

Исходя из результатов анализа на рисунке 5, первое место по количеству обслуженных посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами принадлежит Акмолинской области (32%), второе место - г.Алматы (20%), третье – ВКО (14%), четвертое – г.Астана (11%), пятое – Алматинской области (8%), шестое – Карагандинской области (6%).

Доли обслуженных посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами областей представлены на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Обслужено посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами, %

 

По данным рисунка значительную долю занимает г.Алматы, на втором месте г.Астана, на третьем – Мангистауская область, на четвертом – Карагандинская область.

Исходя из анализа конъюнктурообразующих факторов, Карагандинская область по развитию туризма занимает четвертое месте по республике после г.Алматы, г.Астаны, ВКО.

Развитие сферы туризма Карагандинской области по типам представлено на рисунке 7.

Значительную долю в общем сегменте занимает выездной туризм, около 60%. География выездного туризма представлена на рисунке 8.

Основной поток отдыхающих выбирают пунктом назначения Турцию, Германию, ОАЭ, Китай, Тайланд.

В целом по республике, бесчисленное множество туристических агентств в основном развивает только одно направление – выездной туризм. Так, из более чем 1000 туристических компаний только 14,5 процента занимаются организацией въездного туризма, что, безусловно, негативно отражается на бюджете страны.

 

Рисунок 7 – Распределение обслуженных туристов по типам туризма в Карагандинской области в 2009г.

 

Причем подавляющее большинство таких въезжающих туристов приезжают в Казахстан в командировку.

 

Рисунок 8 – Распределение обслуженных туристов Карагандинской области по странам в 2009г.

 

Внутренний туризм составляет 3 процента всех доходов от туризма. Для сравнения: аналогичный показатель в развитых странах доходит до 50 процентов. Вероятно, для решения этой проблемы в Налоговый кодекс было внесено положение, обязывающее туроператоров, организующих зарубежные поездки, выплачивать НДС из дохода от своих услуг. Без этой меры процент организаторов выездного туризма, вероятно, был бы еще выше.

В таблице 2 представлена инфраструктура туристско-рекреационной сферы Карагандинской области на 01.01.2010г.

 

Таблица 2 – Туристическая инфраструктура Карагандинской области на 01.01.2010г.

Наименование

Количество предприятий, единиц

Структура, %

всего

в том числе

всего

в том числе

тур фирм

ИП, занимающихся туристской деятельностью

объектов размещения

ИП, занимающихся размещением посетителей

тур фирм

ИП, занимающихся туристской деятельностью

объектов размещения

ИП, занимающихся размещением посетителей

Карагандинская область

203

76

7

60

60

 

100

 

37,4

 

3,4

 

29,6

 

29,6

г. Караганды

115

61

6

25

23

100

53,0

5,2

21,7

20,0

г. Балхаш

15

1

-

4

10

100

6,7

 

26,7

66,7

г. Жезказган

11

3

1

6

1

100

27,3

9,1

54,5

9,1

г. Приозерск

2

-

-

-

2

100

 

 

 

100,0

г. Сатпаев

3

-

-

3

-

100

 

 

100,0

 

г. Темиртау

31

11

-

10

10

100

35,5

 

32,3

32,3

Актогайский район

5

-

-

4

1

 

100

 

 

 

80,0

 

20,0

Бухаржырауский район

5

-

-

3

2

 

100

 

 

 

60,0

 

40,0

Абайский район

1

-

-

-

1

100

 

 

 

100,0

Жанааркинский район

4

-

-

1

3

 

100

 

 

 

25,0

 

75,0

Каркаралинский район

5

-

-

3

2

 

100

 

 

 

60,0

 

40,0

Нуринский район

1

-

-

-

1

 

100

 

 

 

 

100,0

Осакаровский район

4

-

-

1

3

 

100

 

 

 

25,0

 

75,0

Шетский район

1

-

-

-

1

100

 

 

 

100,0

 

Из таблицы видно, что в структуре данной сферы наибольшую долю – 37,4% – занимают туристические фирмы. В области насчитывается 76 туристических фирм и агентств, имеющих лицензию на осуществление туроператорской, турагентской деятельности и услуг инструктора туризма. Необходимо отметить, что они находятся всего в четырех городах области: в г. Караганде расположены 61, в г. Балхаше – 1, в г. Жезказгане – 3, в г. Темиртау – 11 туристических фирмы.

Значительную долю в структуре – 29,6% – занимают объекты размещения, к которым относятся гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания посетителей и их обслуживания. Это - дом отдыха «Шахтер» АО «Арселор Миттал Темиртау» (Каркаралинский район, г.Каркаралинск), санаторий «Жартас» АО «Арселор Миттал Темиртау» (Абайский район, пос. Жартас), cанаторий «Жосалы», дом отдыха «Сосновый бор» ТОО «Корпарация Казахмыс» (Каркаралинский район, г.Каркаралинск), дом отдыха «Тасбулак» (Каркаралинский район, г.Каркаралинск), охотничний дом «Беркутчи» (Шетский район, с.Аксу-Аюлы), горнолыжный комплекс (г.Темиртау, с.Гагаринское) и др.

Гостиничная инфраструктура представлена такими объектами как «Косманавт», «Достар Алем», «Алатау», «Чайка», «Созвездие», «Премьер-отель», «Меридиан», «Караганда», «Грация», «Турист», «Тулпар», «Металлург», «Байконур», «Бизнес-Центр», «Азия», «Бота», «Спутник», «Темиртау», «Чайка», «Жасмин», КПИт ПО «БГМК», «Жемчужина», «Досжан», «Альпина Treastars», «Балхаш» и др.

Больше четверти процентов (33%) в инфраструктуре туристско-рекреационной сферы Карагандинской области занимают индивидуальные предприниматели, занимающиеся туристской деятельностью и размещением посетителей.

Объем финансирования туристской деятельности в области в 2010 году составляет 4769 тыс.тенге

Бюджет туристкой отрасли на 2010 год составило – 4769 тыс.тенге, на 2011 год планируется 5126 тыс.тенге, увелечение с индексацией 8%.

Экологический туризм в регионе представляет Каркаралинский Государственный национальный природный парк, где разработано 6 экологических маршрутов.

В Карагандинской области по видам туризма наиболее предпочтительными являются познавательный, лечебный и спортивный.

Также, в области реализуется проект «Экологический туризм и общественная осведомленность в Центральном Казахстане» (ETPACK) с сентября 2008 по август 2010 года. Проект осуществляется ОО «Карагандинский областной экологический музей» в сотрудничестве с Немецким союзом защиты природы и разнообразия (NABU).

В целом по Карагандинской области можно сделать следующие выводы:

1. В структуре туризма наибольшую долю – 37,4% – занимают туристические фирмы, 29,6% – занимают объекты размещения

Информация о работе Анализ региональных тенденций развития туристкой отрасли Республики Казахстан